Как вы лодку назовете, так она и поплывет… Театральные воды искусства всю первую неделю декабря бороздил «Золотой Витязь». Название фестивалю досталось обязывающее. Витязю надлежит сражаться. И вот уже пятый сезон он грозно выходит на битву за утверждение высоких нравственных идеалов. Такова главная позиция этого Всеславянского театрального форума.
Уже в обычае «Золотого Витязя» представлять театры российских городов, Украины и Белоруссии, Сербии, Болгарии, Словении. Поэтому возникающая палитра художественного вымысла, сопряженного с реальностью, широка и многообразна. Подключиться к энергетике театрального действа, вовлечься в утонченные миры русской классики в прочтении самых различных регионов славянского пространства, открыть для себя культуру родственных балканских народов и, наконец, погрузиться в современную пьесу… не есть ли это для зрителя активация своего собственного творческого заряда?
На сопереживании был выстроен русский театр. Этим он и врачевал души.
– А сейчас нахлынула какая-то мандализация общества, и забывается, что у нас есть своя духовная и физическая кухня, – с огорчением констатирует член жюри, секретарь Союза кинематографистов Украины Алексей Колесник.
И вот, чтобы напомнить об этом, Пятый славянский театральный форум вышел на подмостки… Очень пронзительно и лирично прозвучал моноспектакль Леонида Мозгового «Изгой» о судьбе Александра Галича, взявший «Серебряного Витязя» в конкурсе малой формы.
– Я счастлива, что на этом фестивале встретилась с Мозговым, – говорит председатель жюри малых форм, народная артистка СССР Ада Николаевна Роговцева. – Он не перестает удивлять простотой величия личности человеческой… Ведь самое ценное в общении зрителя и исполнителя – это когда тебе хочется пройти за кулисы и расцеловать того, кто тронул твое сердце.
Меж тем Пятый театральный «Витязь» мог и не состояться, поскольку ему было отказано в финансировании, и только полтора месяца назад при поддержке фонда «Изучения наследия П.А.Столыпина» было принято решение о проведении форума. Ограниченность средств и сроков подготовки обусловили проведение фестиваля по сокращенной программе. Итог – обделены возможностью заявить о себе многие театральные коллективы, обделен зритель, не получивший причитающуюся ему порцию эмоций, чувствования, сопереживания, познания.
А как хороша была «Сибирская свадьба», разыгранная Иркутским городским театром народной драмы в уютном пространстве «Камерной сцены»! Интерактивное действо, вовлекающее зрителя в проживание обрядности традиционной разгульной казачьей свадьбы с ее звучными песнями, прибаутками, с незатейлевым, на поверхностный взгляд, но глубинным по содержанию ритуалом… Это тебе не просто белая фата да роспись в загсе! Такой спектакль не может не родить вопроса, который, конечно же, обращен к художественному руководителю Иркутской Драмы Михаилу Коневу:
– Что для вас традиция? Почему вы поднимаете сейчас эту проблему?
– Ну, наверно, это то, что сказано нашими пращурами: «Старайтесь, чтобы ваши дети не стали Иванами, не помнящими родства», что для нас имеет совершенно четкое наполнение. Если человек знает свои корни, свою культуру, искусство, его душа образована, воспитана, она лучше. А если не знает, то и не любит свою родину, не ценит свой народ, с легкостью поменяет место жительства, с легкостью впитает чужую культуру, станет другим человеком…
– Но другой человек тоже человек…
– Да, он тоже человек, однако, благотворное влияние традиции на молодую личность мы за двадцать лет работы уже испытали. А ведь знаете, этот обряд очень привлекает именно молодых…
Другое живое действие на сцене, выполненное совершенно в ином ключе, но с такой же убедительной жизненностью – спектакль Новосибирского городского драматического театра по пьесе Михаила Зуева «Зеленая лампа» («Серебряный Витязь»). И хотя время действия – середина пятидесятых, а место действия – барак в подмосковном поселке с его коммунальным житием, но спектакль дышит современностью. Как это удается?
– Просто каждую историю надо проживать здесь и сейчас, в это самое мгновение… – говорит Сергей Афанасьев, руководитель новосибирского театрального феномена.
Масштабным красочным шоу поразили зрителя «Легенды озера Байкал» Иркутского ТЮЗа. Языческий дух витает на сцене… Все в символах, аллегориях, фольклере… А размах не мал! На сцене задействовано около восьмидесяти актеров. Красивейшие костюмы расшиты бисером и отделаны эксклюзивной чеканкой. И все это светится, переливается, движется под самобытную музыку… Ко-ло-рит-но!
А вот Омский театр «Галерка», получивший «Бронзового Витязя», обратился к пьесе Валентина Распутина «Деньги для Марии», подняв актуальную ныне тему. Примечательно, что фестиваль имел честь в составе своего жюри иметь автора этой пьесы, теперь уже классика отечественной литературы.
Фестиваль обладает уникальной возможностью в короткий срок выявить тенденцию театрального мировоззрения. Каждый театр отображает действительность под своим углом зрения, отыскивает свою тему, предъявляя свою грань. И из этого многогранья рождается единое целое…
Последний конкурсный день был посвящен сербской культуре, и это знаменательно. На предельно откровенной ноте прозвучали моноспектакли: в исполнении Лиляны Джурич – «Венок Петрии», а в исполнении Лиляны Благоевич, известной нам по фильмам Эмира Кустурицы, – «Пытка». И с такой очевидностью становится ясным старая простая истина: страдание, боль, переживание не имеют национальности. Зачем же тогда мы воздвигаем между собой границы?
Предваряя эти спектакли, к театру обратился отец Александр, представляющий Сербское подворье в Москве:
– Вы стоите на страже творческой культуры, мы стоим на страже духовной, а это почти одно и то же. Когда Савва Сербский молился в Солуни на Афоне, мы стали одним народом – Сербия и Россия. Ведь духовные корни неразделимы. У Бога невозможно разделить то, что пытается разделить человек.
Галина ПЕРЕВЕРЗЕВА.