Кино шагает в “Завтра”

С 26 по 29 октября в Москве состоялся Первый Международный кинофестиваль современного кино “2morrow/Завтра”. Арт-хаусное, авторское, независимое кино стало предметом внимания этого киносмотра. “Мы смотрим в завтра несмотря ни на что”, – так охарактеризовал задачу фестиваля его Президент Иван Дыховичный (на фото).

На этом празднике кино все было необычно. Вас не ослеплял блеск бриллиантов на обнаженных женских плечах, объятых мехами; вам не встречались чопорные мужчины, похожие на больших кукол, во фраках и бабочках. На церемониях открытия и закрытия микрофон не терзала набившая оскомину “сладкая парочка” – актриса & актер, подглядывающие в шпаргалку. Умело освещенная минималистически украшенная сцена и голос за кадром вполне устраивали, а текст и невидимый его исполнитель не позволяли усомниться в талантливости тех, кто приготовил столь необычное “угощение”.

Отсутствие тяжеловесных и нудных концертов, которые ничего не прибавляют к идее самого мероприятия, тоже порадовало. Достаточно сказать, что единственным (!) артистом, который участвовал в церемонии открытия был Петр Мамонов с двумя номерами. Его музыкальные выступления настолько выбиваются из общего ряда, что лучшую “иллюстрацию” к кино, которое мы еще не видели, но догадывались, что это будет что-то незаурядное, пожалуй, было бы трудно придумать.

В приветственных словах, которые являются обязательным атрибутом таких праздников, но которые в данном случае не были долгими и нудными, шутки сыпались, как из рога изобилия.

Генеральный продюсер фестиваля Ренат Давлетьяров отметил одну замечательную особенность, объединяющую его и Президента кинофестиваля Ивана Дыховичного: фамилии обоих начинаются на букву “д”, оба – в черных джинсах и без галстуков. И больше того: жен обоих зовут Ольгами. Ну как не порадоваться счастливому совпадению жизненных приоритетов фестивального руководства.

А председатель международного жюри Йос Стеллинг (подробности ниже) заявил:

– Я очень рад приветствовать Москву и всех вас на этом кинопразднике. И это, пожалуй, все, что я могу сказать на данный момент, так как только что подписал бумагу о неразглашении фестивальных тайн.

Зрители оценили шутки. Словом, все проходило очень демократично, просто, по-деловому. Атмосфера киносмотра оказалась уютной, я бы даже сказала, домашней. На after-party после открытия и закрытия кинофестиваля VIP-зона отсутствовала как класс. Все общались в одном пространстве…

Идея кинофестиваля “2morrow/Завтра” родилась из давнего сотрудничества компании “Ауди Россия” – глава компании Тилл Браунер – и известного кинематографиста Ивана Дыховичного. На одной из встреч с представителями компании режиссер рассказал о своем замысле – создать фестиваль, благодаря которому в Москве собирались бы самые смелые и независимые кинематографисты со всего мира и привозили свои последние картины. Для киноманов этот смотр стал бы шансом увидеть интереснейшие фильмы, которые, скорее всего, в широкий прокат не выйдут. Организатором нового фестиваля была выбрана компания “Интерфест”, обладающая огромным, многолетним опытом проведения международных фестивалей, Генеральным директором которой является Ренат Давлетьяров. Он стал Генеральным продюсером фестиваля, а Президентом – совершенно логично предложили стать Ивану Дыховичному. Фестиваль “2morrow/Завтра” проводится при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации, а также Министерства культуры РФ.

На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, Ренат Давлетьяров сказал:

С сожалением приходится констатировать, что арт-хаусное кино, на Западе уже давно имеющее обширную зрительскую аудиторию и немалые прибыли, в России переживает сегодня не лучшие времена. Тем не менее, собственные традиции этого жанра кинематографа формируются и у нас, уже есть и свои признанные мастера и благодарные зрители. Процесс этот живой и развивающийся – с каждым годом растет число дебютантов, предлагающих собственный оригинальный взгляд на мир, отвергающий разного рода клише и штампы.

Поэтому главными героями Первого международного кинофестиваля “Завтра” стали фильмы, отличающиеся новой степенью открытости, находящиеся в тесном контакте с реальностью сегодняшнего дня. Перед нами стоит благородная задача – показать кино, которое в корне отличается от всего того, что заполонило экраны. Мы хотим собрать людей с хорошим вкусом посмотреть хорошее кино.

Конечно, на фестивалях главным действующим лицом является кино. На вопрос, по какому принципу отбирались фильмы, Программный директор фестиваля Алексей Медведев откровенно заявил, что единственным критерием при отборе картин, пожалуй, был его вкус:

Дать определение – трудно, почувствовать – легко. Только убежденность в том, что тот или иной фильм принадлежит территории живого кино, кино “новой волны” являлось решающим моментом в этом нелегком деле. Понятие “авторское кино” скомпрометировало себя занудством, самодовольством, цитатностью. Пришло время вернуть смысл этому выражению. Только если кино будет живым, в нем проявится личность автора. Это и есть авторское кино – без кавычек. А где это произойдет – на голливудских холмах, в Юго-Восточной Азии или на задворках Европы, совершенно неважно.

Итак, представляем конкурсную программу кинофестиваля “2morrow/Завтра”, в которую вошло 10 фильмов:

Открыл фестиваль фильм “Интервью” (США, 2007) – реж. Стив Бушеми. Далее следуют: “Млечный путь” (Венгрия, 2007) – реж. и автор сценария Бенедек Флигауф. “12:08 К востоку от Бухареста” (Румыния, 2007) – реж. Корнелиу Порумбоу. “Будет хуже” (Чехия, 2007) – реж. Петр Николаев. “Однажды” (Ирландия, 2007) – реж. и автор сценария Джон Карни. “Проблема с комарами и другие истории” (Болгария, 2007) – реж. Андрей Паунов. “Фунуке” (Япония, 2007) – реж. и автор сценария Дайхати Ёсида. “Магнус” (Эстония – Англия, 2007) – реж. Кадри Кусаар. “Падение в небеса” (Россия, 2007) – реж. Наталья Митрошина. “Улжан” (Германия – Казахстан – Франция, 2007) – реж. Фолькер Шлендорф.

Здесь, как видите, есть известные имена, есть не очень. Но это не имеет значения. Зрителям нет никакого дела и до того, был ли показан фильм на других фестивалях или нет. “Завтра” – не премьерный фестиваль, он призван отметить самое важное и многообещающее. А увидеть это и оценить призвано жюри кинофестиваля. Начнем с единственной женщины в его составе:

Гражина Шаполовска, одна из самых знаменитых польских актрис. Окончила Высшую театральную школу в Варшаве. Играла на сцене варшавских театров, а с 1974 года начала сниматься в кино, причем не только в Польше, но и в Венгрии, Германии, Советском Союзе, Италии. Всего в ее фильмографии – более пятидесяти ролей, среди которых – работы с такими режиссерами-классиками, как Кшиштоф Кесьлевский (“Без конца”, “Короткий фильм о любви”), Иштван Сабо (“”Хануссен”), Анджей Вайда (“Пан Тадеуш”), Кшиштоф Занусси (“Брат нашего бога”).

В беседе с нашим корреспондентом пани Гражина сказала:

Последний раз я была в Москве семнадцать лет назад. Срок по нынешним временам огромный. Жизнь меняется стремительно, и столица ваша преобразилась. Что же касается фестиваля “Завтра”, то он удивительный по своей идее, а организация его просто фантастическая. Вот видите, одни восторженные слова. Я очень рада, что меня пригласили работать в жюри.

Председатель жюри – Йос Стеллинг, кинорежиссер, Нидерланды. Один из самых знаменитых и уважаемых режиссеров независимого кино. Йос Стеллинг никогда не учился киноискусству, но первый же его фильм “Марикен из Ньюмейхен” в 1974 году попал в конкурс Канн и стал одним из главных его открытий. С тех пор Стеллинг снял одиннадцать картин и завоевал десятки наград на международных кинофестивалях. Среди самых известных работ мастера – “Иллюзионист” (1984), “Стрелочник” (1986), “Зал ожидания” (1995), “Летучий голландец” (1995) и др. В 1981 году Стеллинг придумал и организовал Дни голландского кино, которые вскоре переросли в популярный во всей стране киносмотр, теперь известный как Нидерландский кинофестиваль. Стеллинг возглавлял его в течение десяти лет и внес немалый вклад в появление голландской “новой волны” в кинематографе.

Дмитрий Липскеров, писатель, сценарист, Россия. Родился в 1964 году в Москве. В 1985 окончил Высшее театральное училище им. Б.В.Щукина, актерский факультет. Автор более 20 киносценариев и пьес, среди которых “Река на асфальте”, “Семья уродов”, “Елена и штурман”, “Школа для эмигрантов”. Его первый роман “Сорок лет Чанчжоэ” вошел в список финалистов Букеровской премии. Автор 9 книг, в том числе романов “Пространство Готлиба”, “Последний сон разума”, “Родичи”, “Осени не будет никогда” и др. Член общественной палаты РФ.

Ник Холдсворт, журналист, писатель, Великобритания. Более 15 лет работает в России, СНГ и странах Восточной Европы. Постоянный автор нескольких всемирно известных изданий, а с недавнего времени – шеф Восточно-европейского бюро Variety, один из основателей первого Международного Интернет-ресурса о высшем образовании. Автор нескольких книг о России, опубликованных в Великобритании.

Внеконкурсную программу, представленную на фестивале, нельзя назвать панорамной – для этого она слишком компактна, но это фильмы, которые “имеют значение”:

“Вдали от нее” (Канада, 2006) – реж. Сара Полли. “Буча в Гуче” (Германия – Сербия – Болгария – Австрия, 2007). “Мечты о Калифорнии” (Румыния, 2007) – реж. Кристиан Немеску. “Линч” (США – Дания, 2007) – реж. и автор сценария BlackANDwhite. “Мать” (Россия – Швейцария – Франция, 2007) – реж., авторы сценария, операторы: Павел Костомаров, Антуан Каттин. “Сельский врач Франца Кафки” (Япония, 2007) – реж., автор сценария и аниматор Кодзи Амамура. “Здравозахоронение” (США, 2007) – автор сценария, реж., продюсер – Майкл Мур. “Мой лучший друг (Франция, 2006) – реж. Патрис Леконт. “Интервью” (Нидерланды, 2003) – реж. Тео Ван Гог. “Отчаянные путешественники” (США, 2007) – реж. Вес Андерсон. Коллекция короткометражек и рекламных роликов великого шведского режиссера Роя Андерсена (“Песни со второго этажа” – приз жюри Канны-2000, “Ты, живущий” – участник “Особого взгляда”, Канны-2007). “Душка” – фильм закрытия фестиваля (Нидерланды – Украина – Россия, 2007) – реж. Йос Стеллинг. В нем в главной роли блистал наш соотечественник – неповторимый Сергей Маковецкий.

В рамках фестиваля, кроме показов кино, среди которых, как названные программы, так и документальное кино, участвовали программы нонстопмедиа (открытия и концептуальные разработки современных медиа-художников в области экранных искусств), Кинотеатр.doc (объединяющая молодое поколение российских кинорежиссеров и представляющая кино, которое правдиво отражает современную жизнь); журналисты посещали пресс-брифинги, клубные обсуждения, встречи с артистами и создателями фильмов; именитые режиссеры проводили мастер-классы, можно было послушать разную хорошую музыку в фестивальном клубе.

Среди звездных персон, ставших гостями и участниками Первого Международного фестиваля “2morrow/Завтра”, были замечены следующие личности: уже названный нами Сергей Маковецкий, Станислав Говорухин и Павел Чухрай, которые не нуждаются в особых представлениях, продюсер Сергей Сельянов, актеры Алексей Гуськов, Леонид Ярмольник и Степан Михалков, кинорежиссер Роман Прыгунов, известный тандем Ильдар Жандарев и Борис Берман, знатоки кино и телеведущие Екатерина Мцитуридзе, Александр Олейников и Сэм Клебанов, Яна Поплавская с мужем Евгением Гинзбургом, Екатерина Стриженова – без супруга (Александр Стриженов снимает очередной фильм), Юлия Бордовских, Александр Адабашьян – к радости прессы, появившийся на публике, и другие известные люди.

Как и все в на этом фестивале, церемония награждения победителей не отличалась традиционностью: длинноногие красавицы здесь не вручали дежурные букеты, и сам приз представлял собой не восьмикилограммовую статуэтку, которую не каждый среднестатистический человек способен удержать без посторонней помощи, а художественно выполненное символическое изображение глаза, эдакое хрустальное всевидящее око, упакованное в изящную коробку.

Впервые на фестивале такого ранга, помимо авторитетного международного жюри, оценить конкурсные ленты получил возможность Живой Журнал – ведь именно в этом Интернет-сообществе сосредоточен сегодня основной отечественный зритель арт-хауса. Жюри блогеров вручило свой спецприз венгерскому фильму “Млечный путь”. Среди отмеченных достоинств этой картины – новый киноязык. По мнению блогерского жюри, этот фильм-медитация выразил авторское видение с максимальной экспрессией.

В официальных, так скажем, номинациях победители распределились следующим образом. В номинации “Звук” приз получил фильм “Магнус”. Приз в номинации “Изображение” – японская лента “Фунуке”. Актерский ансамбль фильма “Интервью” был удостоен приза в номинации “Актеры”. А за самую интересную историю, рассказанную с экрана, в номинации “История” приз заслужила картина “Однажды”.

Гран-При фестиваля (плюс денежный сертификат на сто тысяч долларов США) также достался фильму “Однажды” (Ирландия, 2007, реж. и автор сценария Джон Карни).

Йос Стеллинг, вручая этот приз представителю съемочной группы, произнес :

Благодарю человеческий разум, который способен создавать шедевры. Слава тем творцам, которые умеют воплощать свои меты. Передайте нашу просьбу режиссеру: пусть он потратит эти деньги на создание своего следующего фильма.

Подводя итоги, надо отметить, что название фестиваля – “2morrow/Завтра” очень обнадеживающее и перспективное, говорящее о том, что кинофестиваль смотрит в будущее и надеется заполучить в свои ряды кинематограф завтрашнего дня – тот, который не плетется в хвосте кинопроцесса, а предвидит определенные явления и сам является инициатором новых форм, нового киноязыка. О кино трудно рассказывать. Его надо смотреть. Замечательные слова президента кинофестиваля Ивана Дыховичного, сказанные в адрес тех, кто посещал кинозал, в адрес самого фестиваля и тех, кто работал над тем, чтобы киносмотр состоялся, прозвучали как доброе напутствие:

Люди, создающие такое кино, находятся в зоне риска попадания под удар непонимания и испытаний. Но они делают это не потому, что хотят славы, похвал или денег – они не могут не делать этого. Люди смелые, авантюрные и отчаянные. Но только такие люди способны открывать Америки. Я люблю такое кино, я люблю таких режиссеров и я люблю такую публику. Мы есть. И мы смотрим в завтра, несмотря ни на что. И пусть кинофестиваль “Завтра” помогает нам видеть все, что создано истинными художниками, чтобы всем вместе сделать новый шаг.

Наталья МАКСИМОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Стахановцы из «Би-2»
Чувственная профессия, или Разговор по душам
Нобель и небыль
Новости


««« »»»