В рамках XII Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction в Киноконцертном зале ЦДХ на Крымском валу прошла специальная программа, посвященная 80-летию Жана-Люка Годара.
Годар – один из ведущих представителей французской “новой волны”. Уже первый его фильм “На последнем дыхании” сделал режиссера всемирно известным. С этой ленты началась и слава Жана-Поля Бельмондо, который еще дважды снимался у этого мастера (“Женщина есть женщина” и “Безумный Пьеро”).
Годар пришел к такой интроекции литературы, кино и живописи, что все эти искусства живут отныне в нем, принадлежат ему и располагаются в его фильме согласно тому, как он дышит, как бьется его собственный пульс.
В юбилейном показе были представлены пять фильмов мастера: “Увы мне” (1993), “Автопортрет в декабре” (1995), “For ever Mozart” (1996), “Похвала любви” (2001) и “Наша музыка” (2004). В этих картинах режиссер продемонстрировал своеобразный острый стиль киноповествования, выраженный в ритмически-импульсивном монтаже, частом применении ручной камеры, в использовании натуры вместо павильонных декораций, в нетрадиционной лексике диалогов, в которых уличная разговорная речь чередуется с цитатами из различных литературных источников. Надо сказать, что фильмы Годара практически не получали главных наград фестивалей класса “А”. Исключение – главная премия “Золотой лев Святого Марка” МКФ в Венеции за картину “Имя: Кармен”. И тем не менее каждая новая работа мастера всегда принималась в конкурсные программы таких международных киносмотров, как Каннский или Берлинский.
Сегодня Жан-Луи Годар – общепризнанный гений, но и в свои почтенные годы он еще не сказал своего последнего слова в кино.