“СПАСИБО” – ЛУЧШАЯ НАГРАДА

Заканчивается отпускной сезон. И, несмотря на сюрпризы погоды, небывалую жару и наводнения, страна худо-бедно отдохнула. Все лето народ российский расхватывал закордонные туры как горячие пирожки, а на курортном производстве тем временем надрывались не только турагентства, но и ОВИРы. Которые, вместо “спасибо”, получают лишь незаслуженные упреки в том, что паспорта, де, оформляются слишком медленно.

“Мосправда” во вторник вышла с заголовком на первой полосе: “Проще перейти границу, чем получить заграничный паспорт”. Рубрика, разумеется, “Бюрократия”.

Вопрос, кто виноват?

Свои

Сотрудники ОВИРов стараются как могут. Просто в период детских и взрослых каникул приходится работать в авральном режиме, ибо наши беспечные сограждане вспоминают о документах только тогда, когда путевки уже куплены и вещи собраны. А потом негодуют и жалуются, если поездка срывается по техническим причинам.

Таков диагноз начальника первого межрайонного ОВИР Управления внутренних дел Юго-Западного округа столицы Ивана Ивановича Посаднева:

Ажиотаж создают люди, которые вспоминают о загранпаспорте накануне отъезда. Собирается человек за границу, а паспорта нет вовсе или срок его действия давно закончился. Начинается спешка. Самый тяжелый период – с середины мая до конца августа. И тут чего только не услышишь! От предложения вознаграждения до угроз.

Первый межрайонный ОВИР, как и подобает образцово-показательному подразделению, работал этим летом на износ:

Наш ОВИР по количеству выданных загранпаспортов занимает второе место в городе, – не без гордости признал Иван Иванович.

Все привыкли, что любой районный ОВИР – это мрачные сотрудники, длинные очереди и многомесячное ожидание. Однако в ведомстве Посаднева все обстоит иначе. Никаких очередей, а сотрудники, вернее сотрудницы, улыбчивы и любезны.

Принято считать, что оформить загранпаспорт – это масса трудностей. А надо лишь заполнить анкету установленного образца, заплатить госпошлину и сделать 4 фотографии (4х5). Все. Чтобы сдать документы, нужно иметь при себе внутренний паспорт и выписку из трудовой книжки. Тем, кто не служил, нужна еще справка из военкомата, а военнослужащим – справка с места службы. На вопрос, почему же сроки порой растягиваются, Иван Иванович ответил:

– Задержки происходят только из-за проверок. Инспектор не будет тянуть время. С этим у нас строго. Но с проверками мы ничего не можем сделать.

Чтобы избежать толп и очередей, ОВИР Юго-Западного округа работает по записи. Ведь инспекторам приходится принимать не меньше ста материалов в день и столько же выдавать готовых, а помещение у отдела виз и регистраций крошечное.

Естественно, инвалиды, чернобыльцы, многодетные матери, престарелые граждане и разного рода ветераны обслуживаются вне очереди.

Работают под началом Ивана Посаднева преимущественно женщины. Все больше матери. Дети которых, естественно, болеют. Поэтому пожелание у начальника одно:

Очень хочется попросить тех, кто собирается за границу, делать паспорта заранее. А если паспорт есть, хорошо бы туда периодически заглядывать. И за 6-8 месяцев до истечения срока действия обратиться к нам. Мы оформим новый. Причем старый останется на руках.

Проблема только в том, что люди обращаются в последний момент. Регулярно бывают такие истории: приходит человек и говорит: “Я купил две путевки, а паспортов у нас нет”. Один гражданин заплатил за путевки по две тысячи долларов, а о паспортах не подумал. Я бы и рад помочь, но за три дня сделать паспорта невозможно!

Именно этот контингент создает ОВИРам дурную репутацию. Валить с больной головы – наша славная традиция. В результате граждане предпочитают обращаться в фирмы, которые за деньги обещают сделать паспорта в определенные суммой сроки. Как правило, подобные фирмы аккредитованы в МИДе и действительно делают валидные загранпаспорта. Однако многие клиенты этих фирм финишируют в ОВИРе. Поскольку проплаченные баксами сроки мало кто соблюдает.

Был у нас недавно такой случай, – рассказал Иван Иванович. – Нужно было ребенку десяти лет сделать за неделю паспорт. Родители обратились в фирму, отдали пятьдесят долларов, но паспорт им не сделали. Они пришли сюда, где им объяснили, что ребенку вообще никакие проверки не нужны, и паспорт был оформлен за два дня.

Бывает и так, что паспорта оформляют незаконно и дальше паспортного контроля с таким документом человек не пройдет. Зато неприятностей получит выше крыши. ОВИРы же работают без осечек, да и персонал давно сменил советскую стилистику общения на постсоветскую. Иван Посаднев убежден – главное, чтобы люди были довольны:

Я всегда говорю сотрудникам: представьте себе, что к вам на прием пришел близкий человек и вы должны ему все объяснить. Ведите себя с посетителем как с другом или родственником.

Терпение и максимум доброжелательности – вот необходимые сотруднику качеству. Если нервов не хватает, лучше поменять работу. Самый тяжелый момент в этом смысле – майские праздники. У кого родные воевали, тот поймет. Наша задача – не нарушая правил, помочь всем обратившимся к нам участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.

Чужие

В процессе беседы с Иваном Ивановичем выяснилось, что загранпаспорта вовсе не являются самой большой головной болью работников ОВИРа. Основные сложности создают иностранные граждане, которые нелегально прибывают в Москву и незаконно в ней проживают.

Оказывается, иностранцу легче легкого обзавестись в столице жильем. Владельцы квартир не спрашивают у иноподданных никаких документов, ибо за съем квартиры иностранцы предлагают значительно больше денег, чем российские граждане. Гости из зарубежья готовы отдать за крышу над головой в два-три раза больше, чем снимаемая квартира стоит. К тому же, они легко расплачиваются за несколько месяцев вперед. Поэтому владельцы жилья лишних вопросов не задают и в ОВИРы не обращаются. Вернее обращаются, но потом. Когда клиент, съехав, оставляет после себя многотысячные счета за международные переговоры.

Милиция, как правило, узнает о присутствии нелегала только post factum. Когда происходит кража или ограбление. А ведь преступление можно было бы предотвратить, если бы граждане были бдительнее и сообщали бы в ОВИР о том, что рядом с ними поселился иностранец.

Нам было бы гораздо проще работать, если бы население помогало выявлять иностранцев. Китайцы, вьетнамцы, выходцы из Африки – вот наши клиенты. Среди них много студентов, но есть и лица с криминальными наклонностями, – пояснил Посаднев.

Забавно, что, оказавшись в положении обманутых, граждане сразу обращаются к представителям власти. Такое поведение свойственно и иностранцам:

Мы бы хотели, чтобы иностранцы обращались к нам со всеми своими проблемами. Добропорядочных мы можем защитить от их соотечественников, а недобропорядочным мы поможем вернуться домой. Россия ведь до сих пор используется как транзитный пункт нелегальной эмиграции в Европу. И иностранцев здесь часто бросают на полпути. В результате они оказываются, легкой добычей криминала, ибо у них нет ни денег, ни документов.

За счет средств ГУВД этих людей отправляют домой. Если же иностранец не хочет воссоединяться с семьей на земле предков, он может попытаться оформить себе вид на жительство.

– Чтобы оформить право на постоянное проживание в России, нужно собрать довольно много документов. И когда люди начинают понимать, как это сложно, их нервы не выдерживают. И все свои негативные эмоции они выплескивают на наших сотрудников. Приходится терпеливо объяснять, что мы не более, чем передаточное звено.

Посетовал Иван Иванович и на то, что закон не различает иностранцев и россиян, оказавшихся гражданами иностранных государств:

– Очень жаль стариков, которые оказались за границей. Ведь правила едины для всех.

Вот и приходится разбираться с каждым в отдельности, пытаясь облегчить судьбу тех, кто оказался в затруднительном положении.

– Когда нам передали дела по гражданству и видам на жительство, возникла объективная необходимость увеличить штатную численность сотрудников хотя бы на два человека. Ведь объем работы возрос. И помещения у нас мало, а посетителей стало значительно больше. До бесконечности использовать внутренние резервы просто невозможно.

Резюме

Нередко работники ОВИР работают в усиленном режиме. По двенадцать часов в сутки и одним выходным. Если посчитать, сколько каждый сотрудник переработал, то получится, что всему коллективу надо давать лишний отпуск. Но об этом речи, разумеется, нет.

– Очереди сейчас связаны именно с видом на жительство. Там каждому надо уделить пятнадцать-двадцать минут, а то и больше. А я могу всего два раза в неделю принимать эти документы. А были бы люди, мог бы ежедневно, – объяснил свою позицию Иван Иванович. А в заключение добавил:

Вы не представляете, как важно в моральном плане, когда люди приходят и благодарят за хорошую работу. Это лучшая награда.

Евгений ЛИСОВСКИЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЖЕНСКИЙ ФАШИЗМ
Монро
АПЛОДИСМЕНТЫ, ГОСПОДА!
КРИВОЕ ЗЕРКАЛО ВЫБОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КЛИНИЧЕСКИЙ ВОПРОС РАЗНИЦЫ БЕЗУМИЯ И СУМАСШЕСТВИЯ


««« »»»