Любимая сказка композитора Гаврилова

В Детском музыкальном театре им. Наталии Сац событие – поставлена опера Сергея Гаврилова “Бравый солдат и старое огниво”.

Каждое новое произведение этого замечательного композитора – праздник. Не случайно Гаврилов обратился к творчеству Ганса-Христиана нашего Андерсена. Писать серьезную музыку для детей – сложнейшая задача. Гаврилову же всегда удается создать произведение, которое абсолютно понятно и доступно детям, но в то же время остается на высоком музыкальном уровне, не скатываясь в примитив. Именно это и услышали маленькие зрители на премьере – они внимали происходящему, раскрыв рты. На лицах детей было нескрываемое удивление, ведь они встретились с музыкой, абсолютно непохожей на ту, которую они ежедневно слышат из телевизора.

В то время, когда жанр переживает не лучшие времена, а отсутствие новых идей в музыке и, тем более, в опере делает возможным появление дешевых мюзиклов и всевозможных компиляций, написание самостоятельного полотна требует большого мужества и небывалого оптимизма. И то, и другое в крупной фигуре композитора Гаврилова присутствует в избытке. У него опера живет, эволюционирует, обогащается новыми красками и инструментами. “Бравый солдат” звучит в сопровождении симфонического оркестра, в который введена ударная установка, причем вся ее партия подробно выписана композитором вплоть до одиночных ударов по хай-хету. Присутствует также саксофон. Вначале предполагалось заменить часть контрабасов бас-гитарой, но штатное расписание не позволило.

Либретто оперы написал Али Ибрагимов, с которым Гаврилов уже сотрудничал при создании оперы “Гнев”, он же является режиссером-постановщиком. Питерская художница Яна Штокбант создала красивые декорации, выполненные в виде крыш, которые превращаются то в подземелье, то в рыночную городскую площадь, то в харчевню, то в царские покои.

Хотя “Бравый солдат” и поставлен по известной сказке Андерсена, либретто усилено дополнительной линией любви Колдуньи и Трубочиста. Опороченная людьми женщина становится ведьмой и мстит за неудавшуюся любовь и счастье. Красив лейтмотив огнива, который пересекается с линей Колдуньи. Мораль сказки проста – нельзя казнить за любовь. Сама Колдунья ужаснулась. Трубочиста не вернуть, из-за ее интриг страдают невинные влюбленные.

Музыка Гаврилова всегда отличалась экспериментальным подходом к звуку и форме, но данная опера написана в традиционном ключе. Традиционный – не значит замшелый, старый. Это музыка позднего романтизма. Увертюра выдержана в лучших постромантических традициях, в ней чувствуется любовь композитора к вагнеровским героическим образам.

Местами опера неожиданно превращается в рок-оперу. Выделенные барабаны. Вокальная экспрессия. Потрясающие голосовые данные Колдуньи (Е.Чижикова). Солдат (К.Ивин) был не так ярок, он не пел, а, скорее, шептал чего-то.

Три четверти зала на премьере составляли мамы с дочками – мальчиков на оперу арканом не затащишь. Пусть же эта опера станет первым в их жизни знакомством с миром музыки.

Георгий АВЕТИСОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В знак победы
Моррисси лучезарный
Шла тачила марки Бумер, в ней по ходу кто-то умер. Новая русская красота
Трудности перевода
Свалился как снег на голову


««« »»»