Немного странно, что бокс-сет «Иначе. Live in Essen 2013» вышел сразу после номерного альбома «ДДТ» под названием «Прозрачный». Публика только что удивилась новому, «прозрачному» настроению Юрия Шевчука, только распробовала благостное звучание почти без раненного рыка – а тут издатель возвращает слушателя в смутные времена непростого альбома «Иначе».
Что ж, можно считать этот выпуск своеобразным трибьютом предыдущей программе «ДДТ», памятником «Иначе», а кто-то, приняв во внимание форму коробочки, возможно, назовёт его и надгробным камнем.
Как бы то ни было, выпущенный диск с концертной программой «Иначе» представляет собой коллекционную и культурную ценность. Напомним, что эту масштабную музыкальную постановку увидели не все желающие, ибо тур «ДДТ» попал под череду перестраховочных отмен. Тем, кто пострадал от излишне ретивых чиновников, здесь предлагается полнометражная видеоверсия, снятая на концерте в немецком Эссене в мае 2013 года.
Сыграно и записано с размахом, издано так же: бокс-сет состоит из двух DVD и четырёх CD, каждый со своим оформлением. При подробном знакомстве с изданием возникает даже подзабытое ощущение любителей винила, связанных с постоянной беготнёй к проигрывателю для переворачивания диска. Правда, мягкой тряпочкой для полноты впечатлений протирать их пока не надо. Кстати, звуковая дорожка практически полностью совпадает на DVD и CD, поэтому предпочтительнее всё-таки видеоверсия: когда слушаешь аудиодиск, некоторые моменты (разговоры Юрия Шевчука с залом, сольные номера Алёны Романовой или её особенно яркие бэк-вокалы) вызывают желание включить изображение – DVD такую возможность предоставляет, хотя его можно и просто слушать.
Эссенская публика оказалась очень благодарной. Наверняка среди зрителей было немало эмигрантов, которые пришли за «Осенью», «Просвистела» и «Актрисой весной». Они всё это услышали, но уже во второй части концерта – при этом и первая часть, отданная «Иначе», была воспринята ими более чем благосклонно. Неизвестно, насколько они прониклись тяжёлыми философскими текстами Шевчука, но музыкально-визуальную подачу они явно оценили. «Иначе» почти не разошлась на хит-синглы, кроме разве что «Песни о свободе», но для концепции альбома важно, чтобы его воспринимали цельным произведением. Поэтому на концертах тура «Иначе» песни с пластинки не разбивались «расслабляющими» хитами. Так было и в Эссене, и деликатная европейская публика ничуть не возражала. В качестве единого полотна программа производит сильное впечатление.
Но и в хоровом пении любимых песен эссенские зрители оказались весьма подкованными. Водоразделом между «Иначе» и «Greatest Hits» оказались две композиции, исполненные Алёной Романовой в этно-стиле. А затем последовал блок из «Ветра» (со зрительскими припевами), «Просвистела», «Актрисы весны» и т.д. Шевчук, правда, ввернул сюда «Когда закончится нефть», исполненную в утрированно-бардовском духе, после чего обратился к совсем уж древностям вроде «Хиппанов» (на сей раз она начиналась «у нас в Берлине были тоже хиппаны»). После «Метели» случилась девятиминутная (!) версия «Что такое осень» (включающая разговор с публикой на тему, что же будет завтра с нами, и цитату из «Тёмной ночи») и уход со сцены для триумфального выхода на бис с «Родиной» и «Это всё». Между прочим, практически все песни категории «бест» тоже звучали в обновлённых аранжировках, придавших этим заслуженный шлягерам неожиданную свежесть.
Алексей МАЖАЕВ.