Александр Ф. Скляр «В поисках Эльдорадо»

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

Сегодня известный музыкант Александр Ф. СКЛЯР рассказывает о новом жанре, в котором выступает, несколько отличающемся от всего того, чем он занимался до сих пор.

Болгария VS Крым

– Итак, Скляр – писатель?

– Это, наверное, главная тема, по которой мы с вами, Евгений, сегодня встретились. Просто это моя первая книга поэтическая.

– Я перебью, Александр, 15 лет назад была уже одна книга.

– Была книга детских сказок, которые мы писали совместно с моим другом, писателем Романом Канушкиным. Она была такая, ну, странно изданная, потому что мы сами пытались её издавать, но зато у неё был совершенно потрясающий тираж. В общей сложности пять сказок о приключениях Петровича и Патапума были проданы в общем количестве один миллион двести тысяч.

СПРАВКА

Роман Анатольевич Канушкин (род. 7 июня 1960) – русский писатель-фантаст. Экономист по образованию. Много путешествовал. Автор беллетристики «об ужасном», как определяет сам Канушкин своё направление работы. Очень любит кататься на сноуборде (в том числе и на зарубежных склонах).

 

Сейчас просто таких тиражей нет. Отрасль очень сильно изменилась. Так что можем говорить, что новая книга – это дебют фактически.

– В этом смысле, конечно, дебют. Но это дебют такой, подготовленный. Потому что сюда входят тексты песен и стихи, которые я писал на протяжении всей моей творческой жизни. Поэтому в некотором смысле книга – промежуточный отчёт, как я её называю. А заголовок у неё – «В поисках Эльдорадо». Здесь есть стихи, как я уже сказал. Здесь есть три прозаических отрывка. Это рассказ «Вася Совесть», эссе «Дедушкины часы». И отрывки из моих мемуаров, которые я называл «Моя жизнь» (первые этапы становления группы «Ва-банк»).

– С кем-то вы советовались при отборе материла?

– Нет. Это целиком и полностью моё решение. Другое дело, что я довольно сосредоточенно это делал, когда я приступил к составлению книги, я взял брейк от концертов на пару недель, уехал. И в одиночестве просматривал, прослушивал…

– «Уехал» – куда?

– В Болгарию.

– А почему?

– Мой друг, фотограф Игорь Верещагин, фотки которого, кстати, есть в этой книге, предоставил мне на пару недель свою необитаемую в этот момент квартирую, и я уехал в Болгарию и на берегу моря в абсолютном одиночестве очень внимательно отсматривал, отслушивал песни. И отсматривал тексты, которые я потом поместил в этой книге.

– Но Игорь Верещагин, в общем-то, в среде музыкантов очень известный мастер.

– Это один из самых известных и самых великих наших рок-мастеров, фотографов.

– И мне даже странно, что вы, Александр, с Игорем находите общий язык в контексте нынешней ситуации. Потому что я слежу за Фейсбуком. Мировоззрения ваши не то что разные – противоположные.

– Евгений, дружба важнее.

– Да, хотелось бы всё-таки верить, что дружба важнее. Потому что я знаю, что ваша позиция отличается от позиции Верещагина. Вы ведь ездили недавно в Крым, недели ещё не прошло.

– Да, мы были в Севастополе. Посчитали совершенно необходимым поддержать жителей Крыма. Мы выступали на площади Нахимова на благотворительной акции, которая называлась «Солдатское сердце». Это помощь ветеранам войны не только в Севастополе, но и в Москве в том смысле, что их поддерживают и оказывают им медицинскую помощь не только в Севастополе, но ещё они могут приехать и в столицу. По-моему, подобные мероприятия проходят уже несколько лет. Выступал ещё мужской хор Сретенского монастыря. Один из моих самых любимых хоров. Я послушал его «живьём». У них было большое отделение – где-то час выступали. Потом наша группа – мы поехали полным составом. И тоже около часа выступали на площади. А после нас ансамбль Черноморского флота РФ.

То есть, как мне кажется, был очень мощный, позитивно заряженный концерт с массой положительных эмоций. Наше решение поддержать Крым и в первую очередь Севастополь, понятное дело, отражает нашу позицию. Я и там говорил, и до этого, и после этого говорил, что Севастополь – это русский город. Это город нашей славы боевой, морской славы. Это город русских моряков.

И вообще, что касается Крыма, у меня позиция твёрдая совершенно, и я считал, что Крым должен провести честный референдум. И по итогам этого референдума мы уже посмотрим, каково волеизъявление жителей Крыма. Сейчас мы можем уже говорить, потому что это в прошлом времени. Тогда я был совершенно уверен, что итоги референдума будут только такие. Только прорусские. И сейчас мы уже можем сказать, что я так же, как и многие наши соотечественники, совершенно не сомневался в исходе этого референдума. И более того, находясь в Севастополе, мы могли пообщаться с людьми. Во-первых, мы увидели все своими глазами, как это всё выглядит.

– Очень много было разговоров, что под дулами автоматов там всё проходило.

– Ну, вот, Евгений, клятвенно заявляю со своей стороны. Никаких автоматов, никаких воинских подразделений или вооружённых патрулей мы вообще за всю эту поездку не встречали ни разу. Кроме одного блок-поста, когда мы ехали из аэропорта Симферополя. Мы ехали в сторону Севастополя. И в одном месте, наверное где-то, может быть километров за 15, я думаю, до Севастополя был довольно серьёзный блок-пост. Но на нём не было профессиональных военных, на нём были именно добровольцы.

 СПРАВКА 

Александр Скляр (род. 7 марта 1958 года в Москве) – музыкант, автор песен, радиоведущий, актёр. Создатель и лидер группы «Ва-Банкъ». Организатор и вдохновитель фестиваля альтернативной музыки «Учитесь плавать».

В 1979 окончил факультет международных экономических отношений МГИМО. С 1980 по 1985 работал дипломатом в Северной Корее. Музыкальную карьеру начинал гитаристом групп Василия Шумова «777» и «Центр». Затем, в 1986-м году, создал собственный проект «Ва-Банкъ». В середине 1990-х параллельно начал сольную карьеру. Александр Скляр пробовал себя и в литературе: в 1991 году в соавторстве с Романом Канушкиным он выпустил детскую книгу «Петрович и Патапум в Волшебном Лабиринте».

В телесезоне 2007-2008 А.Ф.Скляр пробует себя как телеведущий передачи «Другое кино. Страх» на ТВ-3. В ней музыкант вспоминает самые страшные фильмы и размышляет о человеческих фобиях. А также «Роковая ночь» на канале «Культура», в которой комментирует концерты корифеев рок-н-ролла.

В конце 1970-х, до поездки в Корею, Скляр играл на гитаре в группе Василия Шумова «777». По возвращении из Кореи в 1985 году он присоединился к следующей группе Шумова «Центр» и участвовал в записи её альбома «Признаки жизни».

Известным А.Ф.Скляр стал в качестве лидера группы «Ва-Банкъ», которую он создал в Москве в июне 1986 года.

В 1987 году группа «Ва-Банкъ» участвовала в «Рок-панораме», на следующий год провела турне по Финляндии, записала там альбом «VA-BANK» (на английском языке), выступала в Норвегии, а в 1989 году гастролировала по Европе. С 1987 года группа «Ва-Банкъ» — в числе лучших альтернативных российских команд.

В 1991 году группа выступила на фестивале «Рок против террора» — вместе с «Алисой», «ДДТ», «Бригадой С». Тогда же в Литве вышел альбом «Выпей за меня», записанный за 10 дней в московском ДК Русакова. Тогда же на «Радио Максимум» появилась авторская программа Александра Скляра «Учитесь плавать», позже возобновленная на «Радио Станция-2000».

Долгие годы он возглавлял движение «Учитесь плавать», пропагандирующее здоровый образ жизни, и вел передачи на известных радиостанциях. За успехи в развитии движения «Учитесь плавать» Александр Скляр был назван журналом «ОМ» в числе пятидесяти людей, повлиявших на массовую культуру 1990-х, в одном ряду с Горбачёвым и Кончаловским.

В 1995 году по опросу «Радио Максимум» песня «Эльдорадо» вошла в число 50 лучших песен года. Тогда же по московским клубам прошел тур А. Ф. Скляра и Гарика Сукачёва «Боцман и Бродяга». По специальному приглашению группа «Ва-Банкъ» побывала в Праге, где приняла участие в совместном концерте с легендой английского панк-рока «UK Subs». В конце 1999 года вышел новый альбом группы «Ва-банкъ» – «Нижняя Тундра», созданный при участии Виктора Пелевина.

В сольных альбомах «ва-банковского периода» было тесное сотрудничество с писателем Евгением Головиным, написавшим многие тексты песен. Певец любит менять образы и удивлять поклонников. Так, в клипе на песню «Люба-бабавая» из последнего альбома «Вася-совесть», Александр Скляр предстал в образе «блондинки». Осуществил совместные проекты с певицей Ириной Богушевской и солистом группы «Агата Кристи» Глебом Самойловым.

 

Честь VS страх

– Вы не боитесь, что после этой поездки вы станете персоной нон-грата на Украине?

– Простите, для кого?

– Для властей новых киевских.

– А я не хочу для властей киевских быть персоной грата. Поэтому я не боюсь. Я вообще не боюсь. У меня одна песен, которая вошла, кстати, в альбом «Слово и дело», называется «Честь по чести», начинается с таких слов: казаку бояться – счастья не видать. «Что там не случись, он должен твердо знать, будет ему воля, будет и почёт, коль на этом свете честь он сбережёт». Поэтому для меня честь важнее, чем чувство страха. А в данном случае, если мы говорим о том, боюсь я или не боюсь, я уже вам ответил. Я не хочу быть у новых киевских властей персоной грата.

– Но, вы знаете, что уже отменили концерт пианиста Мацуева, у которого просто…

Башмета лишили профессорского звания, почетного звания в Львовской консерватории. Отменили концерт Башмета.

– Но с другой стороны, в Питере отменили концерт «Океана Эльзы».

– Да, и это я знаю, слышал.

– И это ваши коллеги, которые по жанру гораздо ближе, чем Мацуев, потому что это рок-музыканты. Вы знакомы с кем-нибудь?

– Для меня все музыкальные коллеги одинаково близки. Я одинаково за всех переживаю. С «Океаном Эльзы» я не знаком. Но тем не менее, конечно, за этой ситуацией я пристально слежу. И должен вам сказать, что выступления на Майдане действие, которое музыканты такого уровня, как «Океан Эльзы» или «Ляпис Трубецкой», будучи совсем не новичками в этом деле, в общем-то, должны просчитывать, они должны отдавать себе отчёт. Я очень надеюсь, что они себе в этом отчёт отдавали. В таком случае они не должны быть удивлены отменой их концертов в России.

СПРАВКА

«Ляпис Трубецкой» – белорусская панк-рок-группа, названная в честь комического героя романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», поэта-халтурщика Никифора Ляписа, который печатался под псевдонимом Трубецкой. Лауреат премий RAMP, «Рок-коронация», «Чартова дюжина», «Степной волк», ZD Awards, Ultra-Music Awards. 6 сентября группа выступила в качестве хедлайнера на митинге-концерте в поддержку кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. В Пскове отменён планировавшийся на 14 марта 2013 года концерт группы. Инициатором отмены выступил Псковский обком КПРФ. Пресс-служба обкома сообщала, что группа планирует представить в городе новый альбом «Матрёшка», в котором «в самом неприглядном виде представлена Россия… лидеры Советского Союза». В апреле 2014 года в интернете появилась информация о том, что во время концерта в Ижевске лидер группы Сергей Михалок якобы оскорбил фаната и кричал антироссийские лозунги. Материалом для публикаций стала видеозапись во время концерта в Вуппертале, Германия, где Михалок, по его словам, лишь отреагировал на непристойное и хамское поведение группы подвыпивших людей. 17 марта 2014 года Сергей Михалок объявил о прекращении существования группы. Все весенние и летние концерты будут отыграны, а с 1 сентября группа официально прекратит существование.

 

– Насколько я понимаю, отмена концертов была постулирована тем, что боялись каких-то провокаций, каких-то эксцессов. Потому что после того, как со сцены Майдана один из вождей сказал, что надо стрелять в головы тем, кто говорит по-русски и носит георгиевские ленты…

– Ну, представляете, а «москали на ножи»?

– Да, знаменитое киевское «москаляку на гиляку».

– Это другой лидер Майдана говорит.

– И никто из ваших коллег, причем, я не говорю, из коллег, у которых место локации на Украине, а из наших московских коллег, никто мне не готов это прокомментировать. То есть из тех наших общих знакомых, с которыми я говорил, никто мне не готов ответить на этот вопрос: как к этому относиться?

– Мне бы очень хотелось тоже спросить. «Стрелять в голову, на ножи, вешать». Понимаете, там большой ассортимент. Но смысл всех этих высказываний все равно сводится к одному, что нас, русских надо физически уничтожать.

Я с певицей Ёлкой тоже говорил (в рамках проекта «Правда-24». Я спрашиваю: вот вы можете представить (она работает здесь, в России), что где-нибудь у нас такое отношение было бы к вашим соотечественникам… Почему у русских нет этой агрессивности, а у части киевлян какая-то такая совершенно необъяснимая для меня агрессивность?

– Евгений, я практически уверен, что у большинства жителей Украины, конечно, нет таких настроений. То, что мы слышим, мы слышим из уст очень маленького меньшинства крайне негативно по отношению к России настроенных персонажей, которые или искренне, или проплаченно выполняют совершенно конкретную функцию. Это не относится, без сомнения, ко всему украинскому народу. Этого просто не может быть. Потому что русский народ и народ Украины – это не только братские народы, это по сути дела один и тот же народ, понимаете.

– Очень они обижаются на этот тезис.

– Обижаются очень немногие. Просто эти очень немногие очень слышны. Вот в чём дело.

– Да, они заполнили полностью медиа-пространство.

– Понимаете, они как бы взяли, присвоили себе право говорить от имени всего украинского народа. Вот это главная ошибка. Так, мне кажется, помимо всех остальных там других моментов, носящих сугубо политический характер. Но вот то, что они узурпировали право говорить за весь украинский народ, это право будет у них достаточно быстро отобрано.

– Ну, надеюсь.

– В этом я совершенно убежден.

– А как давно вообще вот эти настроения появились, потому что меня они застали врасплох? Потому что я просто в смятении.

– Я вам скажу, Евгений, меня тоже застали врасплох. Может быть, я не так внимательно следил, а может… Да, может быть, надо было следить более тщательно. Может быть, надо было заходить на какие-то сайты. У меня, извините, на это нет времени. Но меня вот такая яростная, агрессивная позиция, честно говоря, застала тоже врасплох. Я вам могу сказать это точно. И поэтому я так убежден, я до сих пор не верю, что это может быть мнение большинства. Это не может быть мнение большинства. Не может. Просто тогда, когда вы, или когда мы, или когда наши другие русские музыканты там были, они не слышали, не чувствовали этого мнения, потому что оно не было разлито в обществе.

Украина VS Олимпиада

Вы общаетесь не только со своими музыкантами, но общаетесь с коллегами. Допустим, Украина, хорошо, эту тему, мы считаем, закрыли. Была Олимпиада. Во время Олимпиады очень многие люди из, ну как теперь принято говорить, тусовки, из людей, которые занимаются медиа-бизнесом, шоу-бизнесом, очень многие огорчались нашим победам. То есть я даже знаю целый коллектив, который всей редакцией праздновал поражение сборной России по хоккею. Вот для них это был праздник, потому что в один день случилось столько «радостных» событий: наша юная фигуристка Юлия Липницкая упала, сборная проиграла. И для меня это какая-то дикость. Это есть в вашей среде, или это только в журналистском сообществе живут такие «антипатриоты»?

– Ну, в музыкальной среде я о таких «ликующих» не слышал. Из тех музыкантов, с кем я более или менее общаюсь, в общем, почти все были единодушны в том, что Олимпиада наша была по-настоящему мощное действо, очень хорошо организованное с великолепным выступлением наших отечественных спортсменов.

– Феноменальных, просто этого никто не ожидал.

– Великолепные абсолютно выступления были, они подарили нам множество радостных, счастливых минут, когда ты по-настоящему гордишься нашей страной, силой духа спорстменов, я бы так сказал.

– А потом еще параолимпийцы – такой контрольный в голову.

– Да. То есть для меня это было духоподъёмное действо. И среди тех музыкантов, с которыми я общаюсь, это мнение практически единодушное. Не отвечу за всех музыкантов, но за мой круг отвечу.

– Да, но с Крымом такого единодушия нет. Хотя, казалось бы, это…

– Но мне почему-то кажется, что даже те ребята, которые сами не поехали поддержать крымчан, как это сделали мы, по большей части будут на нашей стороне. Мне так кажется, Евгений.

Человечина VS собачатина

Но хотя бы это радостно уже. У нас серьёзный такой разговор получился. Поэтому кода у нас будет лёгкая. Есть такая «Игра в правду». Она французская, поэтому по определению лёгкая. Значит, очень просто. Здесь фишки четырёх цветов. Вы выбираете фишку определённого цвета. И под этот цвет выбираете карточку. На карточке написан вопрос соответствующей цвету категории. Вы вопрос этот зачитываете и…

– А вы на него отвечаете.

– Ааааа, все так шутят. Нет, нет, этот номер не пройдет. Три попытки у нас будет.

– Это у вас теперь такая традиция?

– Да, такая кода. Жёлтый. Выбирайте жёлтую карточку любую. Так. «Притворялись ли вы спящим, чтобы не уступать место в транспорте»?

– Никогда вообще.

– Ну, потому что мне сложно представить Скляра в транспорте.

– Случайно заснувшим в транспорте, это я мог быть. А притворяться спящим – это не Скляр, точно.

– Хорошо. Верю.

– Дайте хоть красную-то вытащить. Ну давайте эту. «Расскажите о своём худшем свидании». Ой, извините, я свою личную жизнь не раскрываю перед средствами массовой информации.

– Так, последний. Голубой. Это вопрос «на подумать».

– А красный – это вопрос на что?

– Красный – это «откровенные» вопросы.

СПРАВКА

В Китае собачатина использовалась в пищу ещё с 500 лет до н.э. и даже, возможно, раньше. В наше время в некоторых культурах потребление собачьего мяса рассматривается как часть их традиционной кухни, в то время как другие культуры считают потребление собачатины неуместным и оскорбительным. Так, потребление собачатины как мяса «нечистого животного» запрещено в исламе и иудаизме. В ответ на критику сторонники собачатины утверждают, что различие между скотом и домашними животными является субъективным и что нет никакой разницы в потреблении мяса различных животных.

 

– Итак. «Пробовали ли вы мясо животного, которого не принято есть? Какого?». К сожалению, когда я работал в Северной Корее… Да, вы знаете, что одно из деликатесных блюд в Корее – это собачатина. Корейцы знали о том, что я ни в какую не ем собаку, вообще не ем. Ну, во-первых, а) будучи собачником, б) будучи Собакой по гороскопу. Я родился в год Собаки. Они это знали. И тем не менее однажды на выезде на природу всем нашим дипломатическим составом они мне подсунули кусок собачатины. А внешне это был шашлык. И мне пришлось попробовать это мясо. Оно сладковатого вкуса. Я потом понял, что это не свинина и не говядина, и выплюнул. Так что я знаю вкус собачатины. Я выплюнул, на них посмотрел очень свирепо. Но дело было сделано.

Если верить Шевчуку, то «человечье мясо сладко на вкус», это его песня «Революция». Я считаю, пусть не будет революций, если революции будут, то пусть – бескровными.

Фото Игоря ВЕРЕЩАГИНА.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Отказались выступать в Крыму
Коротко
Андрей Макаревич выступил в Святогорске
К пенсии не готов
Новости
Домодедово, Михалков и Бунин
Культурная ценность
Охотники за торнадо


««« »»»