ГОСУДАРСТВО И МЫ

Основа, на которой государство функционирует, – закон, писанное право, – составляет лишь часть коллективных представлений, которые являются каркасом для всей социальной группы, называемой обществом. Эта твердая и неподвижная суша окружена непрестанно движущимся морем, в волнах которого кишат живые организмы: они рождаются, развиваются и, умирая, откладываются на дне, давая начало новым островам.

Именно это море – общественное сознание, всегда живое и подвижное, – осваивает новые ситуации, в которые попадает общество. Трудности могут возникать из-за материально-технических факторов, из-за отношений с окружающими обществами или общества с личностью (вспомним, что Дюркгейм считал, что в нас как бы два сознания: одно – это “общество внутри нас”, другое – это наши индивидуальные состояния; вот эти индивидуальные состояния обществом уже не являются, они – вне его и составляют его “окружение”). Все эти трудности должны по ходу дела преодолеваться, общество должно постоянно адаптироваться к окружению, в том числе и его фиксированные параметры – государственные структуры.

…Основатель нашего государства В.И.Ленин горячо доказывал, что профсоюзы – это “приводные ремни”, связывающие “партию” с “массами”. В данном случае великий вождь отождествлял партию с государством, но гораздо интереснее, что он считал “массой”, т.е. неоформленной группой индивидуальных единиц, все, что оставалось за пределами государства, и даже еще уже – партии. Для него не было никакого общества, помимо государства, в котором, таким образом, и предполагалось сосредоточенным все общественное сознание, весь динамический момент, “мотор”, порождающий энергию и идеи. Связь с массами через “приводные ремни” с неизбежностью должна была получиться односторонняя, отсюда профсоюзы одновременно и “школа коммунизма”: они должны учить, воспитывать, доводить до сведения масс решения, принятые “наверху”, в “центре”, в мозге. Именно на эту функцию до сего дня и ориентированы все “приводные ремни” нашего государства, из этого на 90% состоит их деятельность.

Но если государство – структура жестко формализованная и статичная, то все, что идет от него к обществу, неизбежно должно превращаться в директиву, инструкцию, бумагу, в циркуляр. А циркуляры, как известно, не обсуждаются, они суть принятые решения, и нет ничего более бессмысленного, чем обсуждать принятые решения.

По форме же видно, что, она, форма, предназначена для другого – для обсуждения и оформления каких-то мнений и оценок, а следовательно, для доведения их от общества к государству. Именно для этой цели сложились указанные формы в той культуре, из которой они нами позаимствованы в западно-европейских обществах. Почему же у нас они действуют так нелепо? Только ли потому, что вождь и учитель так своеобразно представлял себе социальный процесс и так неудачно ориентировал в общем-то неплохие формы выражения общественного мнения?

Я думаю, что он не хуже нас всех “чувствовал” свой народ “изнутри” и он, по-видимому, хорошо понимал, что тот субстрат, который, может, и будет вырабатывать сознание этих “масс”, не будет соответствовать тому материалу, на котором построено государство, что коллективные представления нашего народа не смогут уложиться в приготовленные государственные формы. Массированная пропаганда по всем каналам от государства к обществу и имела своей целью подавить эти коллективные представления, изначально присущие народу, и постепенно заместить их другими, более “передовыми” и “революционными”. В этом основная и самая истинная суть лозунга – “воспитание масс”.

Эта пропаганда ведется с неослабевающей силой уже не один десяток лет. Целые поколения выросли под ее воздействием. Всеобщее среднее образование еще более расширило поле ее деятельности, удерживая человека в школе, а следовательно, в сфере ее действия, довольно продолжительный срок. Все средства массовой коммуникации мобилизованы для этой цели. Главные хранители этнического начала в народе – его религия и фольклор – тщательно изолированы, “закупорены” в отведенных им узких сферах как индейские племена в резервациях.

Судя по интенсивности и продолжительности этой бурной пропагандистской деятельности, мы давно должны были уже утратить все свои этнические особенности и адаптироваться наконец к этим заимствованным извне формам жизни.

…Но что касается адаптации нас к государственным формам, то она происходит весьма странным способом: на уровне механическом мы осваиваем процедуры, которые необходимы нам повседневно, что же касается самих форм, то мы их попросту не знаем. И степень незнания в этой области у нас воистину фантастическая.

Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное, и на него, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные государству, можно не выполнять.

С ним можно бороться разными способами, но при этом почему-то не имеет силы самое главное для военных правило: чтобы победить врага, надо его знать. Знать свое государство мы не хотим. Сделав дело и выходя их учреждения, мы немедленно забываем начисто все, что нам пришлось узнать о порядке и способах его функционирования.

И это забывание удивительно характерно. Я знаю немало людей, которые, приезжая из командировки, каждый раз с проклятьями приступают к заполнению финансового отчета, так как заново обучаются всем правилам его составления, но, сдав бумаги в бухгалтерию, немедленно опять их позабывают.

Существует гипотеза, что освоение иностранного языка требует от человека в несколько раз больше усилий, чем нужно для запоминания слов и правил построения предложений на изучаемом языке. И причина заключается в том, что психика человека оказывает сопротивление этому процессу: она “гасит” приобретенные навыки и стирает знание, “выбрасывает” все это из памяти как ненужное и враждебное, как мешающее ей.

Наши отношения с собственным государством чем-то напоминают этот процесс освоения чужого языка.

Заложенные в наше сознание первоначальным семейным воспитанием бессознательные культурные структуры – “социальные архетипы” – начинают угнетаться этим чуждым языком, основанным на других принципах, и тогда психика восстает на это знание и выталкивает его вон, чтобы оно не мешало нам жить.

К.КАСЬЯНОВА,

Главный русофил “Нового Взгляда”

(Из рукописи “О русском национальном характере”).

Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Шины “Таганка” меняют имя
В ТАБЕЛЕ У ЛЮБВИ ПЯТЬ ПОСТАВЛЕНО В КАЖДОЙ ГРАФЕ
ХВОСТ И АУКЦЫОН. ЖИЛЕЦ ВЕРШИН
НЕСКОЛЬКО СНОВ ОБ АМЕРИКЕ. ЧАСТЬ 4 (И ВТОРАЯ В 1996 ГОДУ)
ФОТОГРАФ И МОДЕЛЬ. ПОПУЛЯРНЫЙ МИША КОРОЛЕВ
КОММЕРЦИЯ В СУГРОБАХ САНДЕНСА
ДЕТИ, ЖЕРТВЫ СЕКСА


««« »»»