ФОТОГРАФ И МОДЕЛЬ. ПОПУЛЯРНЫЙ МИША КОРОЛЕВ

Как загадочен Круг Мирозданья… Эзоп предупреждал: “Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым”. Но Судьба, блин, по-прежнему играет Человеком, кидает его от старых приятелей к новым и обратно! Смешно… В середине 80-х собирались в тесной однокомнатной квартирке на одной из Парковых улиц разные люди, которых объединяла устойчивая (как вкус “Стиморола”) привязанность к дешевому московскому портвейну и легендарное гостеприимство хозяина-тусовщика по фамилии Королев, с которым бок о бок грызли скучный гранит науки студенты (и экс-хиппи) Джеймс (Владимир Кузьмин) и Крис (Кельми). Именно в стенах этого королевского “притона” впервые взяла гитару в руки Жанна Агузарова, там исполнял свои первые нежные баллады Костя Кинчев, гостили питерские “Секреты”… Не одну хмельную ночь, говорят, провел там и создатель Издательского Дома “Новый Взгляд” Евгений Додолев. Не потому ли сегодня на страницах первой из додолевских газет предстает во всей красе М.К., живущий все в той же квартирке, но царствующий ныне в собственной студии, где теперь место (и место почетное) – самой “Клавке Шифер” (тел. студии Михал-Максимыча Королева 238-17-22)? Ровно неделю назад Фотограф женился (что старым его приятелям кажется фактом более невероятным, чем восстановление “THE BEATLES”), но поскольку интервью – на сугубо профессиональную тему, то и иллюстрации к той свадьбе отношения не имеют.

Слово “Фотограф” теперь можно писать с большой буквы – кругом реклама, мода, дорогие журналы. Фотографа Михаила Королева называют “виртуозом”, “асом”. Вероятно – льстят. Но тем не менее, и Клаудиа Шиффер в Париже, и знаменитый кутюрье Кензо в Москве позировали только ему, единственному из российских фотографов (на одном из снимков – Кензо позирует Королеву). Снимки М.Королева регулярно появляются в модных журналах. Он – автор фотопортретов Олега Янковского (см. фото), Натальи Негоды (см. фото), Валерия Сюткина, Леонида Парфенова и многих других “звезд”. Михаил нарасхват, и чтобы взять у него интервью, пришлось долго ждать, пока закончится съемка, разойдутся заказчики и выдохнется телефон.

1.

– Чем отличается “русская” фотография от “западной”?

– Если речь идет о фотосъемке моды или рекламы, то разница, безусловно, есть. И особенно она видна у мастеров. Ибо плохие фотографы снимают во всем мире одинаково плохо, но хуже всего, похоже, работают те, которые в последнее время ринулись покорять Россию. Здесь, в условиях еще не сформировавшегося вкуса у читателя и слабого профессионализма заказчиков, их, несомненно, ожидает куда больший успех. Особенно когда они демонстрируют в своих портфолио вырезанные из красивых западных изданий чужие фотографии.

– Ну а российские фотографы?

– Я думаю, что даже лучшие наши мастера находятся в самом начале пути к успеху, если, конечно, измерять его по строгим западным критериям, которым отвечают фотографии в “The Face”, “VOGUE” и других супержурналах.

– Так в чем же главное отличие российских фотографов от их зарубежных коллег?

– Те, в большинстве своем, все же – УМЕЮТ. Ты “пролез” в модный журнал, молодец. Не удалось, ну что же… но ты тоже умеешь.

А у нас частенько наоборот.

– То есть?

– У тех, которые хотя бы что-то могут и работают, обычно нет времени бегать по редакциям и рекламным агентствам и предлагать себя, поэтому туда чаще проникают другие, кто все силы тратит на эту беготню.

– Что-то ты неласков к соотечественникам.

– Оттого, что я буду ласков, Москва фотографической Меккой не станет. Хорошо, что ты меня еще не спросил про визажистов и модельеров. По большому счету здесь никто не снимает так, как нужно снимать в 1996 году. Есть хорошие добротные ремесленники, но все это в стиле 70 – 80-х. А сейчас 1996 год. И все мы, к сожалению, до конца его требованиям не отвечаем. Мешает “догнать Америку” русская лень и желание сделать хорошее фото с двух-трех кадров.

Да и вместо того чтобы “тащить” из модели чувства и эмоции, все внимание уходит на создание “модного” антуража, заимствованного из старенького “VOGUE” или какого-нибудь “x-Project”. Результат – бледная копия давно известного снимка, в центре которого фальшивая кукла с бессмысленным взглядом. Третья причина не так важна, но тем не менее: московские гонорары гораздо ниже нью-йоркских, а цены на профессиональное оборудование в ГУМе втрое выше, чем в знаменитом “B&H” на Семнадцатой улице.

Что же касается дорогих журналов, что они переживают некоторую болезнь роста: непомерные амбиции при низком профессионализме, пародийные попытки имитировать западные издания или создание собственных версий, напоминающих студенческую стенгазету.

Весь материал, который выходит за рамки светской хроники, легко делится на две части: ночные клубы и наркотики или мода и манекенщицы. И все это на уровне, доступном для тинэйджеров с обязательным использованием их сленга.

Изданий, претендующих на более искушенного читателя, мало, но и в них тем для чтения ненамного больше: несколько страниц с анализом фильмов Тарантино. Что-нибудь о московских галерейщиках и, в крайнем случае, небольшой ликбез об искусстве 20-х годов.

Это у меня как у читателя сложилось такое мнение. Хотя как фотограф, сотрудничающий со многими изданиями, я могу говорить только об изобразительной стороне журнального дела. Сейчас, по-моему, только журнал “Империал” Зосимова придерживается правильного алгоритма отношений “фотограф – заказчик”: макет будущего номера и эскизы фотографий продумываются заранее, обсуждаются с фотографом, с заказчиком (если речь идет о рекламе), и только потом приступают к съемке. Места для творчества фотографу остается предостаточно и успех гарантирован.

В других изданиях все иначе. Приходит, к примеру, человек из журнала: “…Макета нет, идеи нет, денег на гримера и модель тоже нет – сниматься будет наша подружка”. Я ее снимаю, выпрыгиваю из ботинок, трачу километры пленки, без грима, без ее умения, и, естественно, получается много брака. А они говорят: “Ничего, мы снимки на компьютере обработаем, поставим крестики, нолики, и сойдет”.

Забирают все слайды и используют, как ты думаешь, какой? – Не угадал… Самый дурацкий, но я узнаю об этом только после выхода номера в свет. Обычно говорят: “Ты сними ЧТО-НИБУДЬ, а мы потом КАК-НИБУДЬ налепим”. Приходит начинающая певица, ей какая-то рекламная фирма обещает сделать диск. Ее направляют ко мне. А как ее снимать? Кто она, я вообще не знаю, не видел ни разу. То ли делать романтический портрет, то ли жесткую панковскую историю? То ли она плавает в ванной, то ли прыгает из окна, то ли в студии сидит в перьях?..

2.

– К чему ты стремишься? Что значит в твоем понимании хороший фотограф?

– В этом искусстве не может быть гения, который взял бы фотоаппарат и начал фантастически хорошо снимать. Помимо художественной стороны, существует много технических нюансов. Надо сначала овладеть ремеслом, стать профессионалом. Это условие, необходимое для фотографа. Но недостаточное. Если оно выполнено, то включаются другие механизмы. Какие книги читал. Фильмы смотрел. Человек без судьбы и культурной базы не сможет вырасти в фотографа экстра-класса. К тому же он должен быть Личностью и суметь наладить человеческий и эмоциональный контакт с моделью.

– Какие качества ты требуешь от модели?

– Конечно, модель – профессия. В ней важны не только внешние данные, но и культура, талант и еще смешное слово дисциплина. Для молодых лиц – порода, а если ее нет – судьба.

– Что ты имеешь в виду?

– У обычной девушки с улицы может появиться шанс, но, скажем, не в 15 лет, а чуть позже. Когда она пережила что-то, и опыт наложил на нее свой отпечаток.

3.

– А ты себя пробовал в роли модели?

– Да, пришлось. Попробовал даже не из любопытства, нужда заставила. У нас очень однотипные модели-мужчины: “крутые молчаливые парни” с загадочной сексуальной ориентацией.

– И где же ты снимался?

– Для рекламы компьютеров “DELL”, магазина “Хьюго Босс” (HUGO BOSS), в витрине клуба “Московский” целый год висел в образе “Джокера” 3х6 метра.

– Кем быть сложнее – фотографом или моделью?

– Мне показалось, что быть моделью проще. У меня есть “своя” серия снимков, которую я использую для рекламы студии. Это мое ноу-хау. Так больше никто не делает.

– Довольно веселое ноу-хау. Судя по фотографиям, тебя не назовешь занудой. Так почему же ты так жестко отзываешься о себе, о своих коллегах и об этом бизнесе?

– Думаю, холодный душ никому не повредит. Я позволил себе немного покритиковать наш рекламно-журнально-модный мир только потому, что ясно вижу, как за последние 5 лет здесь пройден путь, на который в цивилизованных странах было потрачено двадцать. И если так продолжать, то я надеюсь дожить до того времени, когда Москва станет культурной столицей мира.

Василий ЛИФАНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Шины “Таганка” меняют имя
В ТАБЕЛЕ У ЛЮБВИ ПЯТЬ ПОСТАВЛЕНО В КАЖДОЙ ГРАФЕ
ХВОСТ И АУКЦЫОН. ЖИЛЕЦ ВЕРШИН
НЕСКОЛЬКО СНОВ ОБ АМЕРИКЕ. ЧАСТЬ 4 (И ВТОРАЯ В 1996 ГОДУ)
ГОСУДАРСТВО И МЫ
КОММЕРЦИЯ В СУГРОБАХ САНДЕНСА
ДЕТИ, ЖЕРТВЫ СЕКСА


««« »»»