Организатор фестиваля независимых фильмов в Санденсе Роберт Редфорд уверяет, что обильный снегопад выгодно оттенил дух смотра и создал “условия, аутентичные атмосфере существования сегодняшнего независимого кино”.
На фестивале было показано 118 фильмов. Смотр привлек в залы не только 9 тысяч зрителей из окрестных поселков горного курорта Санденс, но и многочисленных представителей крупнейших кинокомпаний, приехавших в надежде открыть новые имена и по дешевке приобрести прокатные права на потенциально кассовые ленты.
Главный приз жюри получила комедия “Добро пожаловать в кукольный дом” (Welcome to the Dollhouse) – о трагикомических приключениях американской старшеклассницы.
Прокатная фирма Sony Classics уже приобрела этот фильм для проката и намерена выпустить его на экран в конце мая. “Чудесно, что маленький фильм получает шанс дойти до большого количества зрителей, – говорит автор сценария и режиссер “Кукольного дома” 36-летний Тодд Солондз. – Я так ужасно удивился, когда фильм получил главный приз, что даже не успел подготовить речь”.
Премию жюри за лучшую документальную работу получил фильм “Река, полная неприятностей” (Troublesome Creek) – о бедах фермера из Айовы, не способного адаптироваться к переходу американского сельского хозяйства на рельсы большого бизнеса.
Отдельно голосовавшие зрители феста признали лучшим художественным фильмом “Обслуживание гриля, плюющегося огнем” (Care of the Spitfire Grill).
И сразу же картина была приобретена для проката кинофирмой Castle Rock Entertainment, которая заплатила за право проката в США неслыханную для малобюджетного кино сумму – 10 миллионов долларов. Этот фильм с участием Эллен Баркин и Марсии Гэй Хайден рассказывает историю женщины, вышедшей из тюрьмы и пытающейся начать жизнь заново в маленьком городке в штате Мэн.
ВЕЧЕРНИЕ ПРЕМИИ ЗА ЧИСТО БРИТАНСКИЙ СТАНДАРТ
Премии “Ивнинг стандард” (Evening Standard British Film Awards) – единственные кинопризы, предназначеннные только для английских кинопроизведений. Все остальные награды англичане делят с заокеанскими собратьями-соперниками (и чаще всего – не в свою пользу).
В этом году чисто английским лидером стала историческая драма “Безумие короля Георга” (The Madness of King George, режиссер Николас Хитнер), удостоенная трех наград, в том числе и за лучший фильм. Сценарист и драматург Алан Беннетт получил приз за лучший сценарий, а оператор Эндрю Данн – за лучшую операторскую работу.
В прошлом году “Безумие короля Георга” выдвигалось на “Оскара” по разряду “лучшая мужская роль”, но Найджел Хоторн проиграл Тому Хэнксу. На родине Хоторн снова уступил – на сей раз Джонатану Прайсу за роль писателя-гомосексуалистта Литтона Страчи в фильме “Каррингтон” (Carrington, режиссер Кристофер Хэмптон).
Второй год подряд премию “Ивнинг стандард” получает британская актриса Кристин Скотт-Томас. В прошлом году она удостоилась награды за комедию “Четыре свадьбы и похороны”, в этом – за роль в драме Питера Хааса “Ангелы и насекомые” (Angels and Insects), киноадаптацию романа А.С.Байатта, весьма холодно принятую критиками Англии и Франции.
Комедийную премию имени Питера Селлерса получил Питер Челсом, автор фильма “Забавные кости” (Funny Bones). Награду вручила актриса Лесли Кэрон, снявшаяся в этой картине.
Самым многообещающим новичком признан режиссер Дэнни Бойл, автор криминального фарса “Неглубокая могила” (Shallow Grave) – самой кассовой английской ленты 1995 года.
Режиссер-ветеран джеймсбондовских фильмов Льюис Джильберт получил специальный приз за вклад в развитие британского кино.
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИНИЯ ОБОРОНЫ
Министр культуры Франции Филипп Дуст-Блази пообещал укрепить французскую кинопромышленность перед лицом “Голливудского пожирателя”.
Решено начать выделение грантов на малобюджетные постановки и ужесточить критерии при отборе кандидатов на получение денег по национальному признаку.
В кулуарах французских кинотусовок уже давно идут разговоры о том, что зачастую деньги из французских государственных фондов получают режиссеры-иностранцы, работающие с французскими продюсерами, актерами и другими партнерами по бизнесу. Поскольку остальные государства не так щедры, как Франция, кинематографисты из маленьких стран ищут именно французских партнеров, причем участие последних в проекте порой бывало чисто формальным. Отныне, подчеркнул Дуст-Блази, такие полуфиктивные псевдофранцузские проекты не смогут рассчитывать на государственные дотации.
Министр культуры пообещал в ближайшее время обратить серьезное внимание и на французскую систему проката. Сегодня во Франции функционирует около 4,5 тысячи кинотеатров, из них в 1200 идет преимущественно англоязычная продукция. По словам Дуст-Блази, сеть мультиплексов, выросшая во Франции за последние годы, стала “армадой, бомбардирующей зрителя массовой голливудской продукцией”.
ПОСТЕЛЬ ИЗ РОЗ ДЛЯ 12 ОБЕЗЬЯН
Десятка кассовых кинохитов в США порадовала глаз разнообразием жанров, стилей и звезд.
Первое место по кассовым сборам занимает драма Стивена Херека “Опус мистера Холланда” (Mr. Holland’s Opus) – драма о жизни преподавателя музыки (Ричард Дрейфусс), всю жизнь мечтавшего написать великую симфонию, и лишь в конце осознающего, что лучшее в его жизни – школа и ученики. Лента собрала за уик-энд 8,3 млн. долларов, а за две недели проката – 20,3 млн. долларов.
Вторую строчку хит-парада занимает премьера “Постель из роз” (Bed of Roses) – романтическая комедия, в которой поменяли местами традиционных героя и героиню: “мужская половина” работает цветочником, а девушка – трудоголичка-карьеристка. Поставленный Майклом Голденбергом по собственному сценарию, фильм “Постель из роз” собрал в премьерный уик-энд 6,11 млн. долларов.
На третьем месте – вампирско-гангстерский боевик “С сумерек до рассвета” (From Dusk till Dawn), поставленный Робертом Родригесом по сценарию Квентина Тарантино. Лента с участием Квентина Тарантино, Сэлмы Хайек и телезвезды Джорджа Клуни собрала в уик-энд 4,8 млн. долларов, а за полмесяца демонстрации на экранах – 18 миллионов, что весьма слабо для такого ударного состава.
Четвертым в списке хитов идет фантастический боевик “Двенадцать обезьян” (12 Monkeys) режиссера Терри Гилльяма с участием Брюса Уиллиса, Брэда Питта и Мадлен Стоув. История о человеке из будущего, переброшенном в наши дни для предотвращения гибели цивилизации, собрала за уик-энд 3,9 млн, долларов, а за пять недель показа – 45 миллионов.
Пятерку замыкает драма “Око за око” (An Eye for an Eye) – история матери, мстящей за ребенка. Лента с участием Салли Филд собрала 3,5 млн. долларов за уик-энд, а за три недели – 19,6 млн.
Шестое место занимает лента для детей “Джуманджи” – 3,1 млн. за уик-энд и 86 млн. за семь недель показа.
На седьмом – комедия “Еще более ворчливые старики” – 3,0 млн. за уик-энд, 62,5 млн. за 6 недель.
На восьмом – “Разум и чувство”, увенчанная наградами экранизация романа Джейн Остин – 2,9 млн. за уик-энд и 17,9 млн. за 7 недель демонстрации.
На девятом – премьерный фильм “Верзилы” (Screamers), фантастический боевик с Питером Уэллером в главной роли. Действие в ленте Кристиана Дугая разворачивается в 2058 году на Сириусе, где люди сражаются с бунтующими роботами. Сборы в премьерный уик-энд составили 2,9 млн. долларов.
И на десятом – детская картина “История игрушек”, идущая в США уже 10 недель: за уик-энд этот полнометражный компьютерный мультфильм собрал 2,4 млн. долларов, за все время демонстрации – 177,4 млн.
По-прежнему хорошо идут прошлогодние ленты “Схватка” (Heat, весной выходит в России, прокат “Гемини-фильм”) – 61 млн. долларов; “В ожидании выдоха” (Waiting to Exhale) – 60 млн. долларов; “Сабрина” (Sabrina) – 48 млн. долларов; “Отец невесты – 2″ (Father of the Bride 2) – 72 млн. долларов; “Американский президент” – 58 млн. долларов.
Все эти фильмы до сих пор входят в двадцать самых кассовых лент. Текущим чемпионом по длительности присутствия в списке верхней двадцатки остается драма “Покидая Лас-Вегас” (Leaving Las Vegas), которая уже 14 недель стабильно идет на небольшом количестве экранов США, демонстрируя очень высокий процент сборов с одного кинотеатра – 5545 тыс. долларов (общие сборы от фильма на сегодня составили 9,2 млн. долларов).
ЗАБАВНЫЕ КОСТИ ВЗЯЛИ БРЮССЕЛЬ
XXIII Международный кинофестиваль в Брюсселе назвал своих лауреатов из числа 10 только европейских лент, участвовавших в конкурсной программе.
Лучшей европейской картиной признана комедия англичанина Питера Челсома “Забавные кости” (Funny Bones). Премию “Хрустальная звезда” (Crystal Star) и денежный приз в сумме 150 тысяч долларов режиссер получил из рук почетного гостя Брюссельского фестиваля – американского актера и постановщика Тима Роббинса. Лента также завоевала приз зрительских симпаний – “Золотой боб” (Golden Bean) и денежное вознаграждение в сумме 31 тыс. долларов.
Лучшим европейским актером назван немец Петер Фитц, сыгравший в фильме Ганса-Кристофа Блюмемберга “Еще один поцелуй, и ты мертв” (Beim Naechsten Kuess Knall Ich Ihn Nieder).
Лучшей европейской актрисой стала француженка Сандрин Киберлен в фильме Летисии Массон “Иметь это (или нет)” (En avoir (ou pas))
Лучшей документальной работой признан испанский фильм “Смертные грехи” (Pecados Capitales).
ПАРКЕР С МАДОННОЙ РАЗБУДИЛИ АРГЕНТИНУ
Съемки сверхскандальной “Эвиты” только начались, а буря уже разыгралась не на шутку.
Выходящая в Буэнос-Айресе газета Clarin пишет, что ультраправые перонисты готовятся к обструкциям на съемочной площадке в надежде использовать дестабилизацию в стране с выгодой для себя. “Мадонна может послужить не только Эвите, но и делу ее покойного супруга”, – кисло пошутили журналисты.
Последние сообщения от пресс-агента съемочной группы скорее тревожат, чем успокаивают: стало известно, что анонимные шантажисты угрожают аргентинским актерам, пробующимся на небольшие роли в фильме. Профсоюз актеров Аргентины потребовал вмешательства министерства внутренних дел. “Это парадокс – во время работы над фильмом о защитнице рабочего класса и бедняков мы получаем трусливые анонимные угрозы”, – заявил профсоюз. Пока, однако, никаких сообщений об ужесточении системы охраны съемочной группы и самой Мадонны не поступало.