На днях в одном из арт-клубов Москвы друзья, соратники и гости Александра ВУЛЫХА поздравили выдающегося поэта современности с днем рождения. Александр является одним из тех немногочисленных персонажей, в чьем творчестве отражается все самое реальное и самое главное: сама жизнь и любовь. А также всё то, из чего оно соткано, – забавные, курьёзные, трагикомические ситуации.
– Александр, сегодня вас можно без тени сомнения назвать динозавром современной поэзии.
– Динозавры все уже давно вымерли. А я просто наблюдатель жизни. Вообще я считаю, поэт должен быть современником – отражать то, что происходит вокруг, сию минуту, сегодняшний день, а для этого нужно просто наблюдать жизнь, и я ее наблюдаю. Это и является предметом современной поэзии.
– Отвечаете ли вы за свое творчество?
– Естественно, каждый человек отвечает за свои поступки. Поэтому и за то, что пишешь на бумаге, должен осознавать всю меру ответственности.
– А за действия людей, на которых оно оказало влияние?
– Вот за действия людей отвечать трудно. Я просто надеюсь, что ничего негативного после прочтения моих стихов не произойдет – читатель, слушатель не пойдет бить витрины магазинов, убивать, насиловать… Надеюсь, что и я ничего плохого не совершаю. Хотя… будучи журналистом в одной московской газете, меня попросили написать поздравление женщинам (к Международному женскому дню). Собравшаяся по случаю написанного стебного стихотворения редколлегия решила его все-таки не публиковать. Однако стоило мне передать эту оду Льву Новоженову, заведующему в то время сектором юмора «Московского комсомольца», как поздравление появилось в следующем же номере:
Любите женщину, как коллектив – коллегу,
Любите женщину не просто как-нибудь,
Любите женщину за грусть ее, за негу,
Любите женщину за ногу и за грудь!
Сестру любите вашу всей душою,
Как наркоманы любят анашу,
Сестру любите с радостью большою,
Сестру! Я по-хорошему прошу!
Прошу, жену, жену, прошу любите,
Жену любите, как алкаш – вино,
И десять раз на дню её целуйте:
Жену свою, чужую – все равно!
Любите девушку, как дети любят елку!
Любите девушку, как Ленин – октябрят!
Любите девушку не только втихомолку,
Любите девушку, всю девушку подряд!
Любите женщину – источник оптимизма,
А если не по силам этот вес,
Любите женщину, как призрак коммунизма,
В который верил член… КПСС!
После выхода номера в одном из поступивших в редакцию писем молодой человек написал: «Я бы вызвал автора этого стихотворения на дуэль, потому что из-за него я поссорился со своей девушкой». Оказалось, она явилась к нему на свидание, бросила ему в лицо свежий номер газеты и сказала: «Так вот оказывается, что вам, мужикам, нужно! Ни о чем прекрасном вы не думаете». На дуэль я к нему, конечно, не пошел… Поэтому, по-разному люди воспринимают творчество в силу своей внутренней культуры и мотивации.
– Вы – автор слов более чем пятисот песен, которые пользуются большой популярностью, за некоторые вы получили премию «Песня года». По вашему мнению, вы сделали большой вклад в развитие нашей культуры?
– Что касается написания текстов для песен – это имеет отношение к шоу-бизнесу. Шоу-бизнес - это область деятельности, благодаря которой я зарабатываю деньги на жизнь. Ведь одной поэзией не проживешь. Поэты, как правило, заканчивают жизнь под забором, не имея средств к существованию. А в наше время приходится каким-то образом выживать. Как раз шоу-бизнес дает такую возможность. И не нужно преувеличивать роль поэта-текстовика, пишущего для наших артистов, и тем более говорить о вкладе в культуру, потому что наша эстрада, наш шоу-бизнес с культурой имеют мало общего. Есть, конечно, редкие примеры, когда можно поставить знак равенства. Поэтому говорить о вкладе в культуру поэта-песенника – это было бы по меньшей мере забавно. А то, что я зарабатываю этим деньги – это действительно так.
– А кому вы написали бы новый хит?
– Мне абсолютно все равно кому писать. Если говорить о том, кому бы я хотел написать, то… Адриано Челентано. Но, к сожалению, он не поет на русском языке, да и есть у него писатели. А так, конечно, мне было бы приятно, если бы он спел песни на мои стихи. Правда, я писал для итальянских артистов, которые выступали в Москве, но это были кавера.
– У вас еще есть, так скажем, некоммерческое творчество. Популярнее ли оно ваших работ на заказ? И чем вы больше гордитесь?
– Чем, собственно, отличается написание стихов от песенных текстов – свои стихи я исполняю сам на творческих вечерах, на концертах, а песни исполняют артисты, которые редко упоминают имя и фамилию автора текста. Поэтому все, что я пишу в качестве поэтических текстов, оно как бы обезличено и живет в виде песен. А стихи – это мое, личное, авторское, и здесь я пишу о том, что интересно мне, волнует меня. Не то, что подойдет тому или иному исполнителю, а то, что соответствует моему восприятию.
- Для кого вы пишете? Вы имеете представление о своем идеальном читателе?
– Если бы я себе представлял, для кого я пишу! Я думаю, молодого человека или человека прожившего уже жизнь, наверное, волнуют те жизненные вопросы, которые волновали и 50, и 100 лет назад – ничего же не изменилось, просто мы говорим об этом разными словами. Речь меняется, язык меняется, а чувства и переживания остаются. Говорят, что в литературе вообще существует определенное количество тем, не больше 30, поэтому вся литература вертится вокруг них. И я не разделяю: для молодежи – один сленг, для людей интеллектуальных и определенного культурного уровня – другой. Я говорю своим, современным языком.
– Какова же тогда роль ненормативной лексики в ваших произведениях?
– Она абсолютно органична. Что такое ненормативная лексика? Это разговорная речь, которая применяется для передачи эмоционального состояния человека. У одного она примитивная и тупая, у другого – оскорбительная, у кого-то, что реже встречается, но все же бывает, она элегантная, виртуозная, как музыка – можно заслушаться. Я не употребляю ненормативную лексику в авторской речи, ею пользуются герои, и она появляется там, где невозможно сказать по-другому – вот только так, и никак иначе. Словом, это живая речь, которая тоже является отражением современного языка, современной жизни. Вообще это искусство – правильно, изящно употребить ненормативное слово, чтобы оно вызвало улыбку, восхищение.
– Откуда вы черпаете такую положительную энергетику?
– Она не только положительная, она вся, любая – все, что у нас скапливается, чем мы дышим в этом городе – и воздухом морозным, и выхлопными газами… Поэтому энергия, которую черпает творческий человек, это энергия, которая концентрируется в этом городе, а вот уж что получается в результате, зависит от состояния «художника» – может быть, негатив полный, а может быть, произведение, которое не вызывает у тебя суицидную реакцию.
– Расскажите про свою музу.
– Муза – капризное существо. Она обычно прилетает, когда ты ее не ждешь, и заставляет тебя работать, когда ты к этому не готов. А когда готов и хочешь что-то написать – ее нет, она не приходит. Это если говорить о состоянии творческой потенции. Бывают разные состояния души и состояния физические, когда ты понимаешь, что ничего не можешь – сядешь за стол, даже если есть время, и хочешь написать, как бы ни старался, ничего не напишешь. А бывает наоборот, состояние, когда переполняют чувства, но ты занят чем-то другим. И так оно проходит. Думаешь, в этом состоянии мог бы написать, а растратил на что-то другое. Растратил – а что делать? Нужно жить, зарабатывать деньги, общаться с друзьями, отдыхать.
– Каким способом вы общаетесь со своими поклонниками? Пользуетесь соцсетями?
– С публикой, которая приходит на выступления мои и моих друзей, общаемся во время концертов и после. Но основная доля общения, конечно же, приходится на Интернет, а какие социальные сети – всем они известны.
– Верите ли вы в любовь?
– Верю. На мой взгляд, это единственное, во что можно и нужно верить. Всю нашу жизнь мы учимся одному и самому главному – уметь любить. Я считаю, если человек понял, что научился этому, и если понимает, что это такое, то можно сказать, что его главная миссия на земле выполнена.