Унесенная ветром

95 лет – возраст для многих людей искусства оказался недосягаемым. Такова и наша героиня. Вивьен ЛИ (Вивьен Мэри Хартли) появилась на свет 5 ноября 1913 года в небольшом местечке у подножия Гималаев. А умерла актриса более сорока лет назад, но книги о ней выходят до сих пор, фильмы с ее участием продолжают собирать полные зрительные залы в кинотеатрах всего мира. Для очень многих людей – англичан и американцев, русских и поляков, японцев и австралийцев, даже для тех, кто смотрел ее спектакли, не зная языка, – смерть актрисы стала такой же утратой, такой же личной болью, как и для самых близких ее друзей и коллег. В Советском Союзе Вивьен Ли особенно любили за роли в фильмах “Мост Ватерлоо”, “Леди Гамильтон” и “Унесенные ветром”.

Уже после смерти Вивьен Ли ее второй муж и самый любимый мужчина в жизни Лоренс Оливье выпустил книгу, где нелицеприятно написал о своей бывшей жене. К сожалению, носитель многочисленных титулов (сэр, затем лорд и барон Брайтонский) последовал примеру большинства именитых мемуаристов: его “исповеди” (кстати, религия, связывая исповедь с покаянием, запрещает подробное описание грехов) свойственно горделивое кокетство, убежденность в своем величии и непримиримое ожесточение, казалось бы, странное в его годы и спустя столько лет после смерти Вивьен. Но иначе быть и не могло. Еще А.С.Пушкин отмечал в письме к П.Вяземскому, что “писать свои Memoires заманчиво и приятно. Никого так не любишь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать – можно, быть искренним – невозможность физическая”.

Впрочем, к сэру Лоренсу мы еще вернемся в нашем рассказе. А пока только о Вивьен. Она прожила пятьдесят три года, тридцать из них провела на сцене и в кино, сыграла тридцать две роли в театре и девятнадцать на экране, получила двух “Оскаров” и пять номинаций на эту премию, а также “Тони” на Бродвее.

Вивьен Мэри Хартли появилась на свет 5 ноября 1913 года в небольшом местечке у подножия Гималаев. Не прошло и полгода после рождения девочки, как ее мать Гертруда Хартли заговорила о переезде в Англию. Помешала Первая мировая война и мобилизация. Эрнест Хартли ушел добровольцем на войну. А после ее окончания семья вновь вернулась в Индию. И все же Гертруда настояла на том, чтобы дочь отдали в монастырскую школу в Англии. Вивьен проведет в стенах монастыря долгие годы, пока ей не исполнится восемнадцать лет.

В 1931 году Вивьен решительно заявила родителям, что будет поступать в Королевскую академию драматического искусства. Отец поддержал ее желание, но знакомство на новогоднем балу с Гербертом Ли Холманом грозило спутать все карты. Они поженились, но Вивьен все-таки поступила в академию. Супруг и слышать не хотел о театральной карьере жены, но она вошла в историю мирового театра и кино под его фамилией – Ли.

12 октября 1933 года, за месяц до срока, родилась Сюзанна Холман. Роды были тяжелыми, мать с дочерью вернулись домой только через несколько недель. Ребенок и новый дом на какое-то время по-настоящему соединили супругов. Никогда еще Вивьен не была так счастлива. К сожалению, ненадолго.

Вивьен Ли все больше уходит в работу. Ее театральный успех несомненен, а параллельно состоялся и дебют в кино (фильм “Дела идут на лад”, 1934). В это же время она увлеклась молодым актером Шекспировского театра Лоренсом Оливье, заявив однажды, что он будет ее мужем. Коллеги-актрисы посмотрели на нее, как на ненормальную. Никто не мог предположить, что все желания этой женщины сбываются. Уже в 1937 году они вместе с Оливье снимаются в картине “Огонь над Англией”. В том же году играют в спектакле “Гамлет”, где Ли (Офелия) явно переигрывает Оливье (Гамлет). Вивьен уже стала знаменитой актрисой театра и кино. Ленты с ее участием “Буря в стакане воды”, “Мрачное путешествие”, “Янки в Оксфорде”, “Переулок святого Мартина” приносят большие доходы не только в Англии, но и в США. К тому же они вновь партнеры в фильме “Двадцать один день вместе”. Оливье пока терпит успех своей возлюбленной, терпит ее независимость и более высокие чем у него киногонорары. Причина одна – Лоренс мечтает о собственном театре, а это требует огромных капитальных вложений. А какие капиталы могут быть у театрального актера? Во все времена большие деньги приносило только кино.

15 декабря 1939 года, когда в Европе рвались бомбы и грохотала артиллерия, в Атланте с истинно американским размахом прошла премьера картины “Унесенные ветром”, которая до сих пор является визитной карточкой Голливуда. Показу этой великой драмы придавалось такое большое значение, что мэр города объявил нерабочий день. Несмотря на совершенно безумную по тем временам цену на билеты (10 долларов), огромный кинотеатр на две с половиной тысячи мест не смог вместить всех желающих посмотреть эту киноэпопею. И главной героиней вечера стала Вивьен Ли, сыгравшая Скарлетт О’Хара. Выбор актрисы на эту роль стал еще одной грандиозной эпопеей.

Продюсер Дэвид Сэлзник просмотрел тысячу четыреста известных, малоизвестных и совершенно неизвестных актрис. Были отклонены такие знаменитые претендентки, как Бэтт Дэвис, Кетрин Хэпберн, Джоан Кроуфорд, Полетт Годар, Мириам Хопкинс, Норма Ширер, Клодет Кольбэр и другие голливудские небожительницы. Америка застыла в ожидании. Поразительно, но был один человек, который заранее знал, чем кончится дело. Вивьен Ли, театральная звезда Лондона, была абсолютно убеждена, что роль достанется ей. Осуществить свою цель ей удалось с помощью брата продюсера, Майрона, представлявшего интересы многих звезд, в числе которых вскоре оказалась и Вивьен. Майрон Сэлзник, знавший своего брата лучше других, обставил дело таким образом, чтобы Дэвиду показалось, будто бы он сам нашел актрису. К тому времени, когда Ли появилась в Голливуде, съемки картины уже начались. Ее запустили в производство без исполнительницы главной роли. Великолепный план Майрона был обречен на успех. Он не только представил брату свою протеже в нужный момент, когда снимали первую по графику сцену – пожар в Атланте. Он еще и сделал так, что Вивьен появилась на съемочной площадке в образе Скарлетт О’Хара. Гримеры и парикмахеры, нанятые Майроном, основательно потрудились, чтобы она походила на героиню романа. Когда сцена была снята и пожарные стали тушить бушующее повсюду пламя, Майрон подвел актрису к брату и произнес свою знаменитую фразу: “Познакомься со Скарлетт О’Хара!”

Сэлзник был сражен наповал. Девушка, лицо которой было освещено пламенем, произвела на него столь сильное впечатление, что сразу же были назначены пробы. И продюсер, и режиссер пришли в полный восторг от того, что увидели. Они ведь не знали, что Вивьен еще в Лондоне выстроила свою роль от начала до конца. А вот тщеславный Сэлзник приписал выбор актрисы своей проницательности: “Я с первого взгляда понял, что она была тем, что мне нужно”.

Джордж Кьюкор снимал картину две недели. Причина его отстранения остается загадкой до сих пор. По одной из версий, на его отстранении настоял Кларк Гейбл, исполнявший роль Ретта Батлера. Актер обвинил режиссера в том, что он уделяет больше внимания женским образам, особенно Скарлетт. Решение же убрать Кьюкора стало ударом для Вивьен Ли. Она была в восторге от работы с режиссером, который был так же влюблен в роман, как и она сама. Тайно ото всех она каждый вечер ездила в Кьюкору, и они репетировали каждую сцену с ее участием.

С Виктором Флемингом у актрисы отношения, мягко говоря, не сложились. Он был полной противоположностью деликатному и мягкому Кьюкору, который подолгу обсуждал с ней роль. Флемингу было в высшей степени наплевать на мнение актрисы. Его манеры иногда казались просто хамскими. Ли была уверена, что он не знал толком ни сценария, ни романа. Она относилась к нему с пренебрежением. На съемочной площадке кипели страсти. Ежедневно Вивьен задавала жару режиссеру, и Флеминг не смог доснять фильм. Его заменил Сэм Вуд, известный зрителю по картине “Прощайте, мистер Чипс”.

Фильм ждал всеамериканский, а затем и мировой триумф. Критики захлебывались от восторга. Восемь “Оскаров”, присужденных этому шедевру, стали заслуженной наградой. Вивьен Ли получила своего первого “Оскара” за Скарлетт, а Гейбла “прокатили”. Многие, знавшие об интригах на съемках картины, увидели в этом знак Божий: “Наказан по заслугам”. Доходы от фильма поступают ежегодно, они давно перевалили за миллиард долларов.

Затем Ли играет роль Майры в прекрасной мелодраме “Мост Ватерлоо”, где ее партнером будет любимчик Голливуда – Роберт Тейлор. Муж наконец-то даст ей развод. И жена Оливье согласится на расставание, запросив у мужа очень большие отступные. Кстати, половину этой суммы внесет Вивьен, которую бывший муж лишит материнства. Новоиспеченные супруги сыграют главные роли в знаменитой картине Александра Корды “Леди Гамильтон”.

По окончании Второй мировой войны у Оливье появится свой театр, свои постановки, а финансы для этих целей будет давать в основном Вивьен. Она много снимается, участвует в изнурительных гастролях, и здоровье ее начинает сдавать. Что касается гонораров в кино, Оливье разрешает Ли принимать все предложения, не считаясь с ее недомоганиями. А вот в театре будущий сэр старается задвинуть в тень свою супругу. Правда, это ему мало удается. Вивьен и на сцене, и на экране всегда на высоте.

“Цезарь и Клеопатра”, “Анна Каренина” и особенно фильм “Трамвай “Желание” (премия “Оскар” за роль) триумфально проходят по экранам мира. Но супруги с каждым годом отдаляются друг от друга, и в 1960 году состоится бракоразводный процесс. Это был жестокий удар со стороны Оливье, который изменил 47-летней жене с молоденькой актрисулькой.

Депрессии и болезни преследуют Вивьен, но она продолжает жить и играть в театре и кино с гордо поднятой головой. “Весна миссис Стоун в Риме” и “Корабль дураков” – последние экранные роли актрисы. На сцене – “Дама с камелиями”, “Графиня”, мюзикл “Товарищ” и Сарра в чеховском “Иванове”.

За год до смерти Ли составила завещание. Большая часть денег досталась дочери, вещи (до последней) – друзьям. Оливье получил лучшую картину из ее отличной коллекции – “Купальщицу” Дега. Один из пунктов удивил душеприказчиков: Вивьен хотела, чтобы ее глаза использовали для пересадки роговицы. Но это пожелание актрисы не могло быть исполнено, так как она болела туберкулезом (однако, какой пример для других!).

Июль 1967 года. Москва. На V Международный кинофестиваль ждут великую Вивьен Ли. Во время этого визита актриса обещала подписать контракт с “Мосфильмом” на участие в картине Игоря Таланкина “Чайковский” (роль фон Мекк). Ей очень хотелось поработать со Смоктуновским, Плисецкой и Стржельчиком, искусством которых она восхищалась во время гастролей в Лондоне Большого театра и Ленинградского БДТ. Но этим планам не суждено было сбыться.

Вивьен Ли умерла. По желанию актрисы ее кремировали и пепел развеяли над океаном. Тогда-то и стали называть ее “унесенная ветром”. Так смерть неожиданным образом подтвердила смысл одной из главных киноработ ее актерской жизни.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Алексей Берест – человек-оркестр
“Золотой Витязь” подвел итоги
Первый юбилейный рубеж
Белый Вольт с черной молнией
Три в одном
Снять клип – дело нешуточное
Заслуженный, но не забронзовевший
Из театра – на эстраду


««« »»»