Портрет эпохи в 3D формате

Политика и власть на протяжении многих веков привлекали и продолжают с неослабевающей силой привлекать к себе внимание людей. В чем феномен власти? Отчего и каким образом человек, превратившись волею обстоятельств или по собственному желанию в политика, вдруг начинает вести себя совсем не так, как прежде? Какие тайные пружины двигают политическими силами, кто на самом деле принимает судьбоносные для миллионов людей решения? Зачем, по каким причинам и в угоду кому искажаются исторические факты? Наконец, какие качества характера важны для политика, а какие – бесполезны и даже вредны?

На эти и многие другие вопросы может дать ответ недавно вышедшая в московском издательстве «Маросейка» книга известного политолога, публициста, писателя, в прошлом политика Николая ГУЛЬБИНСКОГО «От «нерушимого единства» к «Единой России»: 1989 – 2011 годы».

Всякому пишущему человеку следует помнить заповедь братьев Стругацких: «Писать следует либо о том, что хорошо знаешь, либо о том, чего не знает никто». Николай Гульбинский следует этим постулатам: он пишет и о том, в чем прекрасно разбирается, и о том, что находится за семью печатями для большинства читателей.

Книга не случайно носит подзаголовок «Свидетельства соучастника и очевидца». Автор за очерченный в заглавии книги период успел и «сходить в политику» (и даже основать политическую партию!), и поработать пресс-секретарем у второго человека в государстве, и поучаствовать в многочисленных выборах, и побывать в оппозиции к одному из самых провальных режимов в истории России, и возглавить еженедельную газету. А еще – посетить десятки стран, встречаться и беседовать с известными, успешными, а иногда и эпатажными политическими деятелями, поработать с архивными материалами, касающимися животрепещущих моментов истории – и многое-многое другое.

В результате получилась не просто книга, к которой применим расхожий журналистский штамп – «срез эпохи». Срез – это нечто плоское, двухмерное, а труд Николая Гульбинского претендует на гораздо большее. Это портрет эпохи, причем портрет коллективный и весьма объемный, не в смысле количества страниц (хотя книга солидная, увесистая), а в смысле масштаба охваченных тем, личностей и событий. Я бы взял на себя смелость изобрести новый термин: это, если использовать модное ныне словечко, «3D-книга», «портрет эпохи в 3D формате», позволяющий читателю осмотреть героев со всех сторон, проникнуть в суть многих ситуаций, заглянуть за кулисы политического театра.

То, что необходимость подобной книги назрела, бесспорно. И стороннему наблюдателю, и всякому, интересующемуся политической историей в нашей стране очевидно: мы зимой – весной нынешнего года прошли некую точку отсчета, завершив большой исторический цикл, который начался еще во времена, когда существовал Советский Союз. Этот цикл, этот очень сложный период требуют осмысления, анализа и вдумчивого разбора.

Собственно, и сам автор в предисловии пишет: «Сейчас завершается определенный цикл нашего исторического процесса. И здесь, наверное, уместно подвести определенный итог, надеюсь все же предварительный, минувших событий. Сделать это можно по-разному. Например, написав учебник по новейшей истории России. Или мемуары. Но нет. К дидактике меня не тянет: не хочу выступать в роли того, кто не умеет сам, но берется учить других».

Именно поэтому в книге «От «нерушимого единства» к «Единой России»» вы не найдете пространных рассуждений и велеречивых выкладок. Здесь все очень просто и четко: одиннадцать глав, в которых размещены отобранные по темам, заявленным в заглавиях, статьи разных лет, выпукло и ярко рассказывающие о людях и событиях. К примеру, в первой главе «Оппозиция, которая так и не состоялась» повествуется о процессе формирования современной российской политической системы. Здесь, помимо прочего, можно ознакомиться с интереснейшей и чрезвычайно актуальной на сегодняшний день беседой, произошедшей в 2001 году между автором книги и доктором философских наук, заведующей кафедрой МГУ, политологом Еленой Шестопал. Материал этот, озаглавленный «Особенности национальных выборов. Не настало ли время «отменить» демократию в России?», содержит массу забавных аллюзий с днем сегодняшним. Судите сами, вот что говорила Елена Шестопал в далеком уже 2001 году: «Я бы не сказала, что выборы – это комедия. Все-таки это одно из тех немногих демократических завоеваний, которые мы получили за последние годы. И избиратели не готовы от него отказаться». И там же: «Для нас выборы – это очень важно. Можно сказать, что нас надувают, что нас разводят, как лохов, но это тот единственный «Юрьев день», когда можно что-то изменить, когда власть зависит от нас». Актуально, не правда ли? Читаешь – и понимаешь: ничто не ново под Луной, и митинговые страсти на Болотной площади и проспекте Сахарова этой зимой становятся более понятыми.

Все уже было, а значит, все еще будет. Собственно, во многом книга Гульбинского именно об этом. Французский философ и государственный контролер финансов при дворе Людовика XVI Жак Тюрго как-то сказал: «Политика есть искусство предвидения настоящего». Вот для такого предвидения в книге и существуют главы, рассказывающие о первом (и единственном) вице-президенте Российской Федерации Александре Руцком, с которым автор книги работал в качестве пресс-секретаря; о начале чеченского конфликта и о том, кто из власть предержащих сыграл роковую роль в его эскалации; наконец, о первом президенте России Борисе Ельцине, которого Гульбинский вполне справедливо называет «гроссмейстером суеты». Это будто про него сказал знаменитый политолог, родоначальник европейского либерализма Шарль Монтескье: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела».

О людях, злоупотреблявших властью либо присасывавшихся к ней, повествует глава «Неоконченный роман из жизни прохиндеев». Здесь собран широчайший паноптикум различных персонажей, от «генерала Димы» – Дмитрия Якубовского до «человека-рентгена» Грабового. Помимо прочего в этой главе можно найти статью «Кремлевский мечтатель», посвященную бывшему главе президентской администрации Александру Стальевичу Волошину. Помнится, после выхода этой статьи в газете «Социалистическая Россия» в 2001 году представитель президента в Государственной Думе Александр Котенков метал с трибуны громы и молнии, однако, его праведный гнев пропал втуне – в скором времени господин Волошин получил отставку.

Еще одна примечательная статья из данной главы называется «Заговор иллюминатов и перспектива антиолигархического наступления». Она увидела свет в 2005 году в газете «Комсомольская правда», наделала много шуму, и вот почему: текст был опубликован под псевдонимом «И.Воклеб» (что наоборот читается как «Белков И.») и отчасти был стилизацией, а то и пародией на конспирологические изыскания политолога Станислава Белковского, популярного в те годы. Некоторые эксперты и политики всерьез решили тогда, что статья принадлежит перу Белковского, а значит, содержащийся в ней месседж исполнен глубокого внутреннего смысла. То, что этот самый месседж идеологически полностью противоречил воззрениям Белковского и его окружения, никого не смутило и весьма спутало последним карты. Собственно, правда про истинного автора «иллюминатов» открылась только после выхода книги.

На страницах книги можно проследить весь путь зарождения, расцвета и увядания «свободных СМИ» новой России, этому посвящена отдельная глава – «Мученики свободы слова». История НТВ Гусинского – показательный пример того, как из телеканала можно сделать идеологическую дубину.

Есть в книге и глава, посвященная экономике и обоснованию жизненной необходимости модернизации России, а следом за ней идет раздел, рассказывающий, как реальную модернизацию подменяют безудержным пиаром. Особенно примечательна тут статья «Сон в лунную ночь. Новогодняя сказка по мотивам жизни великого политтехнолога». Начинается статья так: «Знаменитый кремлевский политтехнолог Олег Пафнутьевич Павлузанский дремал за компьютером на кухне своей десятикомнатной трехэтажной квартиры на Патриарших». От этих слов так и веет тонким булгаковским сарказмом и гоголевской чертовщинкой.

Вообще одним из бесспорных достоинств книги Гульбинского является авторский стиль, всегда простой и легкий для восприятия. Альберт Камю не зря сказал: «У того, кто пишет просто, есть читатели. У того, кто пишет туманно – только комментаторы». Гульбинский пишет просто о сложных вещах, и читателей у него хватает. Это во многом связано еще и с живым, ярким, сочным русским языком, которым написана книга. Немалую роль играет тут и огромный интеллектуальный багаж автора. Умение к месту употребить цитату или вспомнить острую и актуальную мысль известного исторического персонажа – фирменная, как сейчас говорят, «фишка» Николая Гульбинского.

Говоря об актуальности книги, нельзя не отметить включенную в нее дискуссию о демократии, впервые опубликованную в 2007 году на страницах газеты «Социалистическая Россия» и озаглавленную «Демократия в России невозможна?». Дискуссия состоялась между автором этих строк и автором книги, и обе позиции, злободневные накануне смены лидера государства в 2007 году, как ни странно, стали еще острее сейчас, в году 2012.

Завершает книгу глава, в которой даются практически советы тем, кто собирается стать политиком, а также раздел, посвященный истории нашей страны в ХХ веке. Тут нужно отметить тот факт, что Николай Гульбинский много лет занимается исследованиями великой исторической драмы – революции 1917 года, героев и антигероев этого события, особо выделяя среди них фигуру Льва Троцкого. Именно «Интервью с Троцким» видится мне заглавным материалом данного раздела.

«Дела давно минувших дней» в книге органично дополняются интервью, беседами и пресс-портретами героев дня сегодняшнего. Среди тех, о ком пишет Гульбинский – Аугусто Пиночет и Михаил Горбачев, Фидель Кастро, Александр Лукашенко, Иоанн Павел II, Саддам Хусейн и Арнальдо Очоа. Эти люди в первую очередь привлекают внимание тем, что, по выражению идеолога китайского императора Цинь Шихуанди мудреца Хань-фэя, «окружены таинственностью». Приподнять завесу таинственности берется Николай Гульбинский – и у него это блестяще получается.

Заканчивая эту небольшую рецензию – увы, газетные площади не позволяют дать книге ту подробную оценку, каковую она заслуживает – хочу процитировать Фому Аквинского, который сказал: «Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях».

На то и есть политологи и историки в политическом море, чтобы караси-политики не дремали. Власть предержащие должны постоянно помнить, что все их деяния будут зафиксированы и занесены на скрижали истории. Но поскольку, по меткому выражению Бисмарка, «политика есть искусство возможного», я уверен, что Николай Гульбинский в ближайшем будущем порадует нас новыми исследованиями политического ландшафта и его обитателей.

Сергей ВОЛКОВ, писатель, журналист.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Самый сложный фильм
Через око ее камеры
Канн 2012: Эффект старения
Facebook-колонка
Как применять высокооктановую лексику
Журналист по имени «Собчачка»
Пэрис станет актрисой
Кроу дебютирует в мюзикле
Снова сыграют влюбленных
Все те же в тех же костюмах
Пенн снимет «Комедиантов»
Сменил название фильма
Гений математики съел яблоко
Сыграет летчика-героя
Сынок получил первую роль
Эдди Мерфи озвучит пса


««« »»»