Канн 2012: Эффект старения

Рубрики: [Кино]  

Каннскому фестивалю исполнилось 65 лет. Юбилей был отмечен фильмом Жиля Жакоба о собрании всех его любимчиков в момент представления коллективного фильма «У каждого свое кино» специальной премией самому Жакобу от итальянского фонда имени режиссера Джилло Понтекорво, торжественным вечером, ужином юбилейным сборником для почетных гостей фестиваля.

Сам патриарх, которого сравнивают по долголетию пребывания у власти с африканскими диктаторами (или нашими генсеками и президентом), как мы видели по опубликованному на страницах этого приложения интервью, прекрасно отдает себе отчет в том, какие проблемы порождает долголетие и в обществе, и в искусстве. К сожалению, не все разделяют подобного рода прозорливость. Вот и я поддался увещеванию своих коллег по отборочной комиссии Московского кинофестиваля и, скрепя сердце, отказался от появившейся в прошлом году программы «Третий возраст», о чем теперь пожалел, поскольку ее место занял… конкурс Каннского кинофестиваля.

Ветеран Ален Рене, неуклонно приближающийся к 90-летию, представил новые версии мифа об Орфее и Эвридике на основе произведений Жана Ануя с плеядой исполнителей среднего и старшего поколения во главе с Мишелем Пикколи, 100-летие которого не за горами.

Михаэль Ханеке пригласил Жана-Луи Трентиньяна («Мужчина и женщина») и актрису Эммануэль Рива («Хиросима – любовь моя») на роль постаревших супругов. Жена в течение всего фильма постепенно угасает на глазах у мужа.

Иранец Аббас Кьяростами в более легком жанре в фильме «Как будто влюбленные» показывает стареющего профессора, приглашающего к себе юную проститутку и оказывающегося вовлеченным к ее бурную любовную жизнь. Картина снята в Японии на японском языке и материале. Быть может, поэтому она кажется ироничной парафразой на садомазохистские отношения героини знаменитого фильма Нагиисы Осимы «Империя чувств» со своим престарелым клиентом – тоже профессором, и возлюбленным, который нехотя ее отпускает на эти заработки.

Геронтологические аспекты каннской программы побудили меня поменять название одной из предстоящих московских программ с «Секс – еда – культура – слава» на «Секс – еда – культура – смерть», что позволило замкнуть жизненный цикл и параллельно включить сюда и проблематику «третьего» возраста.

Размышляя над истоками этого неуклонного старения кинопроцесса, я пришел к выводу, что оно объясняется тремя взаимосвязанными факторами:

●        старением человечества и продлением среднего срока жизни, когда общение с глубокими стариками становится повседневной проблемой каждой семьи;

●        старением создателей фильмов, для которых эти проблемы становятся повседневной реальностью;

●        старением звезд, которые при этом остаются звездами и могут (во всяком случае, некоторые из них) генерировать прибыль киноиндустрии.

Как чуткий барометр кинопроцесса, нынешний Каннский кинофестиваль не мог не отразить этих процессов. Вопрос о том, насколько этот смотр сам по себе затронул механизмы приближающейся смерти, остается открытым. Но симптомы болезни уже очевидны.


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Самый сложный фильм
Через око ее камеры
Портрет эпохи в 3D формате
Facebook-колонка
Как применять высокооктановую лексику
Журналист по имени «Собчачка»
Пэрис станет актрисой
Кроу дебютирует в мюзикле
Снова сыграют влюбленных
Все те же в тех же костюмах
Пенн снимет «Комедиантов»
Сменил название фильма
Гений математики съел яблоко
Сыграет летчика-героя
Сынок получил первую роль
Эдди Мерфи озвучит пса


««« »»»