РОЖДЕНИЕ НАЦИИ

Леонид РАДЗИХОВСКИЙ

Рождение всегда одинаково – в дикой боли, в крике, в отчаянных усилиях. Сегодня русские, этот народ, великий своей историей, и численностью, и территорией и находящийся в подавленном, жалком, полураздавленном состоянии, – сегодня русские ищут себя. Ищут свою “национальную идею”.

Что за умственные штуки – какая-то там “национальная идея”! Человек каждый, безотносительно к нации и стране, хочет жить сам, хочет, чтобы жили его родные. Вот и вся его “идея”. Так рассуждает ныне огромное количество русских людей. Такой взгляд, означающий в действительности отказ от всякой “скрепляющей идеи”, “общего проекта”, может привести лишь к одному – распаду национального организма на человеческие атомы и исчезновению этой нации с лица земли, растворению ее в кипящем котле других народов. Это вполне возможно. Тот тягчайший кризис России – русской государственности – русского народа – “русской идеи”, который идет в течение всего ХХ века (и который только круглые идиоты связывают с деятельностью отдельных людей, будь то Николай II, Распутин, Ленин, Сталин, Троцкий, Горбачев, Ельцин и т.д.), может завершиться и так. Ведь и вся история человечества – это история рождения и смерти отдельных людей и народов, культур, государств…

Но есть все основания полагать, что речь идет не об умирании, а о рождении нации – новой нации. Русской буржуазной нации. В течение XVIII – XIX веков многие европейские народы прошли через “мутацию” – из народов “феодальных” в “буржуазные”. Буржуазные ценности известны: не честь – а закон, не сила – а деньги, не происхождение – а личные таланты.

В России буржуазная ломка началась было в конце XIX века, но потонула в болоте слов, водки, крови, во всей той трясине, из которой так и не смогла сама себя за волосы вытянуть русская нация. Надломилась и рухнула только зарождавшаяся, еще такая слабенькая, русская буржуазная нация – инженеры, земские врачи, староверы, крепкие крестьяне… Утонули в диком революционном потоке…

“Слушайте музыку революции!”, – восклицал гениальный русский поэт. Он слышал ее, эту музыку, еще задолго до революции:

И вечный бой! Покой нам только снится…

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

Кобылица долетела – опрокинула, перевернула, разбила к черту начинающуюся буржуазную Россию. Поток революции отбросил Россию на добрые сотни лет назад – к временам не то что Николая I, а пожалуй что, и Ивана Грозного

Но одновременно под сапогом нового, коммунистически-феодального русского псевдо-средневековья шел и продолжался незаметный процесс… обуржуазивания русской нации! И когда система рухнула, в разломы Бог весть откуда полезли новые люди – русская, российская, пост-коммунистическая буржуазия. Сегодня невозможно предсказать, что это будет. Гадкий утенок на редкость гадок – со своими презентациями с “икоркой”, “мерседесами”, девочками, телохранителями-”качками”…

И все ворованное…

Ай да “буржуазный дух”! И все же, все же, все же… Россия, русский народ излечился от навязанного ему имперского дурмана. Сегодня и это часто оборачивается подло, жестоко – скажем, полным безразличием к судьбе русских, брошенных Россией в Прибалтике, Средней Азии, на Кавказе (впрочем, местные националисты, которыми так долго восхищалась московская интеллигенция, считают, что русские не столько “брошены”, сколько “подброшены”). Предательство русских в республиках – одно из самых жалких предательств…

Но как бы то ни было, а необходимая ампутация имперской опухоли произведена. Специалисты сокрушаются: Россия никак не осознает свои “геополитические интересы”. Но сегодня речь идет о спасении, о выживании нации, во многом раздавленной, задыхавшейся как раз под грузом этих неподъемных “геополитических интересов”.

Испания утратила не “интересы”, а всю Латинскую Америку, Англия потеряла территорию куда большую, чем весь Советский Союз, и осталась тем, чем и всегда была, – маленьким островом, но эти страны, эти нации выжили! А евреи? Какие у них оставались “геополитические интересы” в течение тысячелетнего рассеяния? А нация – спаслась!

И наивно надеяться “по дешевке” “уговорить” Историю: и геополитическую невинность соблюсти, и моральный капитал, новый дух нации приобрести… Нет, надо пройти весь крестный путь нации, которая спасается, сама отгрызая себе имперский хвост – хвост имперских амбиций, надежд, воспоминаний и галлюцинаций… Когда нация рвется вперед, она “меняет пространство на время” – отдает геополитическое пространство и выигрывает историческое время.

Буржуазная нация рождается в грязи и крови. Так было везде. Так происходит в России. Но есть и основания для оптимизма: дух нации явно меняется. В начале века другой русский поэт, Максимилиан Волошин, описывая русскую судьбу, писал:

Дикий сон военных поселений,

Фаланстер, парадов и равнений,

Павлов, Аракчеевых, Петров,

Жутких Гатчин, страшных Петербургов,

Замыслы неистовых хирургов

И размах заплечных мастеров.

Но сегодня мы можем сказать, что меняется. Злейший враг нынешнего режима не посмеет врать про “замыслы неистовых хирургов” и “размах заплечных мастеров”. Впервые в России не “тот же ураган на всех путях”. Вместо “музыки Революции” слушайте музыку эволюции. То, чего всегда так не хватало России… Терапия (пусть неточная, грубая, трудная) вместо привычной царско-большевистской хирургии.

Россия рождается (или, если угодно, “перерождается”). Она становится – наконец-то! – из страны подростково-максималистской страной взрослой. И любопытно, что самые взрослые сегодня – юноши, подростки, эти нынешние московские “деловые мальчики”. Человеку моего поколения они чужды – и своим цинизмом, и неглубокостью, и бескультурьем…

Впрочем, мы для них – просто пустое место… Но дело не во взаимных претензиях.

Главное, что они – новые. Они гадкие утята, дикие гуси позднего, перезрелого русского капитализма, новой русской нации, которая сегодня, еще не умея говорить, что-то лепечет на дурацком “полуамериканском” сленге и “выбирает пепси”. И все-таки никуда они не денутся, цивилизуются и на свой, русский лад, придут к признанию тех же банально-вечных буржуазных ценностей: трудолюбия, честности, скопидомства, добропорядочности… Ну, а буржуазной ограниченностью и “кровопивством” они уже вполне овладели… И вот тогда само собой, без истерик появится и буржуазное самоуважение нации, буржуазный русский патриотизм. Так что…

Вейте, вейте, снежные стихии,

Заметая древние гроба.

В этом ветре – вся судьба России:

Страшная, безумная судьба.

Да. Была вся судьба России.

Но она наконец-то меняется.

И где же это сегодня в Москве найдешь “снежные стихии”?


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МИХАИЛ ШУФУТИНСКИЙ: О, ЖЕНЩИНЫ
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ: КИНО ЖИВЕТ ЗА СЧЕТ ГЕРОЯ
ГАРРИ ОРБЕЛЯН И ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ
ОТ “АКТЕРСТВА” ДО “ПЕСНЯРСТВА” ОДИН ШАГ
SCORPIONS ВСЕ-ТАКИ ПРИЕДУТ, НО ВЕСНОЙ
ЧЕЛОВЕК ЛЕТА-95. ИОСИФ КОБЗОН
ТОЛСТОЙ И ТОЛСТОВЦЫ


««« »»»