Родом с Арбата

В это трудно поверить, но 31 марта народному артисту РСФСР Александру ЗБРУЕВУ исполняется 70 лет. В этом возрасте многие его сверстники выглядят стариками. А он подтянут, глаза светятся молодым задором и при всем желании юбиляру не дашь и пятидесяти.

В послужном списке актера десятки ролей в кинофильмах, принесшие ему всесоюзный успех. Вот лишь небольшой список картин, которые Александр Збруев украсил своим участием: “Мой младший брат”, “Чистые пруды”, “Два билета на дневной сеанс”, “Опекун”, “Большая перемена”, “Батальоны просят огня”, “Одинокая женщина желает познакомиться”, “Убить дракона”, “Романс о влюбленных”, “Ближний круг”, “Ты у меня одна”, “Бедная Саша” и многие другие. По мнению многих, актер – всеобщий любимец и баловень судьбы. Так ли это?

Да, любимец, но далеко не баловень судьбы. Он родился, когда отца уже арестовали. Семья к тому времени жила на Арбате в большой квартире. Впрочем, как было и положено большому чиновнику Наркомата. Збруева-старшего признали “врагом народа”, а жену, как даму государственного преступника, ждали лагеря. Но ее выручил сын: Сашка появился на свет, когда матушке пришел срок идти по этапу. Лагеря заменили поселением в Рыбинске. С Волги они вернулись в 46-ом. Вернулись в ту же квартиру, где жили до ареста. Правда, уже занимали не все пять комнат, а только маленькую клетушку. А это было самое ужасное для матушки Саши. Женщина она была мудрая и интеллигентнейшая, но самолюбивая, и властям такого произвола не простила.

Осенью того же года Саша пошел в школу. Учился плохо. Два раза оставался на второй год. Математика, химия, физика и другие точные науки были ненавистны арбатскому пареньку. Ведь он принадлежал к неприкасаемой касте – “арбатская шпана”. Хулиганил, курил махорку и собирал окурки на улице. Когда их банда выходила на Арбат, благопристойные дети тихо исчезали.

Но – и в этом парадокс – эта шпана обожала Вахтанговский театр. Всех актеров прославленной труппы они знали по именам и фамилиям и всякий раз бегали посмотреть на них к главному подъезду театра. Артисты были для пацанов небожителями. Только это Саша поймет чуть позднее. А пока ему было комфортно жить “вне закона”.

В четырнадцать лет он впервые напился вусмерть. Дело житейское. К дворовому другу приехал старший брат – матерый уголовник, который много лет провел на зоне. Собрались по-соседски: уйма водки, сковорода с жареной колбасой и картошкой, помидоры, лук и черный хлеб. Один стакан, второй… Ну что надо юнцу. Санька сломался – домой его принесли на руках. А спустя год, в пионерском лагере, он снова напился так, что чуть Богу душу не отдал. Тогда Збруева едва откачали. С этого момента он “завязал”.

Когда пришло время выбирать профессию, он не сомневался – только Театральное училище имени Б.В.Щукина. Будущий студент так читал свой вступительный репертуар, что приемная комиссия большинством голосов постановила: “Збруеву место в Щуке”.

Куда только делись шальные арбатские будни. Теперь у Збруева была единственная цель – театр. Природная пластика, занятия боксом и гимнастикой ох как пригодились в постижении будущей профессии. Он уже видел себя на сцене, но первый успех пришел в кино. Дебютная роль в фильме “Мой младший брат” принесла Збруеву обожание всех девушек и женщин всего Советского Союза. Именно в этой роли его заметила гранд-дама советского театра, всесильная народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий, первая исполнительница роли матери Ленина на сцене и на экране Софья Гиацинтова. В начале 60-х годов прошлого столетия она царила в Театре имени Ленинского комсомола (не путать в Ленкомом Марка Захарова, в том же здании была качественно другая труппа). Крайняя занятость на киносъемках не позволяла молодому актеру полностью реализовать себя в театре. Но ему повезло – в начале творческого пути артист повстречался с гениальным режиссером Анатолием Эфросом.

Их лучшей совместной работой стала пьеса Алексея Арбузова “Мой бедный Марат”. Увы, я видел только телеверсию той легендарной постановки. Но до сих пор не могу забыть влюбленно-растерянные, по-детски не защищенные глаза Марата-Збруева. Такого арбузовского героя я до сих пор не видел.

Збруев снимался много и, к сожалению, не всегда в достойных фильмах. Кинематографический типаж сгубил массу актеров. Увы, этому подвержены актеры всего мира. И этому есть множество причин. Но дело не только в этом. Мало кто из аутсайдеров находит в себе силы снова выйти на авансцену.

Наш герой смог. В фильме “Ближний круг” Андрона Кончаловского Збруев сыграл Сталина. Мне трудно судить, каким был “вождь народов”, но во время просмотра картины за мягкой, вкрадчивой походкой Иосифа Виссарионовича я слышал хруст костей и стоны миллионов загубленных жизней моих соотечественников.

У того же Кончаловского актер сыграл в картине “Романс о влюбленных”. Его герой увел возлюбленную у персонажа Евгения Киндинова. Так вот – мне не было жаль бывшего Солдата, которого покинула героиня Елены Кореневой. Хоккеист в исполнении Збруева сделал ее счастливой и в любви, и в жизни. Герой Киндинова на это был не способен.

А какой щемяще-пронзительный дуэт образовался у Александра Збруева с Ириной Купченко в фильме “Одинокая женщина желает познакомиться” (реж. Вячеслав Криштофович, сценарий Виктора Мережко). Мама дорогая! Образ, созданный Збруевым, написан мягкими мазками и весь состоит из полутонов, но сколько в нем трагизма и боли, безмолвной мольбы о простом человеческом участии и сочувствии, желания быть услышанным… Эта картина – несомненная удача Збруева, вершина актерского мастерства.

Помимо таланта чем мне еще симпатичен Александр? Он – джентльмен. А по-нашему – настоящий мужик, который о своих амурных победах не кричит на всех углах. Он, естественно, “ходок”. А кто из нас, мужиков, не такой? Но мы не узнаем из газет и журналов о любовных похождениях и скандалах этого скрытного человека. Разумеется, есть какие-то примеры, известные всем.

Так, первой женой Збруева была Валентина Малявина (“Иваново детство”, “Утренние поезда”, “Сотрудник ЧК” и др.). Дама любвеобильная, непостоянная и средняя актриса. Они стали мужем и женой еще студентами. Но этот брак долго не мог продолжаться. И дело не в Збруеве, а в его избраннице. Не принесла счастья нашему герою и женитьба на Людмиле Савельевой (Наташа Ростова в “Войне и мире” Сергея Бондарчука, “Подсолнухи”, где она снималась вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен). От этого брака у него есть взрослая дочь.

Но… хватит об узах Гименея. Главное в жизни актеров, поверьте, не это. Главное – состоятельность в профессии. И в этом главном – Збруев состоялся. К тому же он нашел себя в бизнесе. Скорее всего, мог бы преуспеть в режиссуре, но пока не решился на этот шаг. Возможно, кто-то скажет, что уже поздно. Не уверен.

Могу утверждать лишь одно: Александр Викторович Збруев еще не сказал своего последнего слова в искусстве. И я не удивлюсь, если очень скоро он ярко заявит о себе в каком-нибудь интересном телевизионном проекте, в какой-то коммерческой сфере или просто объявит, что он летит на Луну. Нет, я не посчитаю это за фантастику, а приму как должное. Ведь ребята с Арбата и не на такое способны. Уж поверьте мне.

Владимир ГОЛИЦЫН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Туалетные истории
Здравствуй, «Здравствуй, песня!»
Женя Отрадная: «Давай сбежим!»
DVD-обзор
Путевка в жизнь


««« »»»