Она поразила сразу, с первой же ноты на первой репетиции, когда я студенткой Гнесинского института пришла работать хормейстером в знаменитый хор имени Пятницкого. Голос необыкновенной силы и красоты заполнил репетиционный зал, легко и мягко перекрыл звучание хора и оркестра. Казалось, это не она поет: слегка приоткрытый в мягкой улыбке рот, спокойное, незаметное дыхание, уютно сложенные руки. А где же работа? Где напряжение всех сил, чтобы выдержать столь долгую фермату на высокой ноте, чтобы спеть на одном дыхании такую длинную фразу? Где та “кухня” технических приемов, на которую так неприятно смотреть из зрительного зала? Легко и свободно допев сольную песню, артистка непринужденно прошла на свое место, чтобы продолжить репетицию в качестве одной из хористок прославленного коллектива.
Первой моей мыслью было: “Как же она спрячет свой голосище, чтобы не выделяться в хоре? Это сделать невозможно!” Однако в последующих произведениях голос солистки незаметно слился с голосами рядом стоящих певцов. “Наверное, эта певица училась у лучших педагогов страны, долго и упорно трудилась, чтобы стать таким профессионалом, так владеть голосом” – решила я. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что Валентина Собанцева еще совсем недавно была крановщицей на “Уралмаше”. К приходу в хор имени Пятницкого у нее за плечами были только несколько месяцев занятий во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства при Свердловской филармонии. Про таких в народе говорят: самородок. И действительно, в дальнейшей совместной работе я убедилась, что Валентина обладает уникальным природным голосом и потрясающей музыкальной интуицией. Ей подвластен репертуар любого направления и сложности: и старинные крестьянские песни, и городской фольклор XIX – начала XX веков, и песни современных авторов. Каждому из этих направлений соответствует своя манера пения. Более того, при исполнении подлинных образцов народно-песенной культуры различных регионов России меняется и способ звукоизвлечения: если для песен Русского Севера характерно мягкое звучание верхнего головного регистра, то при исполнении песен южных регионов, особенно казачьих, необходимо использовать мощное, открытое грудное резонирование. Соединение головного и грудного регистров чаще всего встречается в городском фольклоре и современном репертуаре. Вся система профессионального народно-певческого образования в нашей стране основана на изучении региональных особенностей русской песни и их применении в исполнительской практике. Десятилетия ведущие преподаватели вокала посвятили выработке научно обоснованной методики обучения профессиональному народному пению. Благодаря их усилиям в последние годы заметно повысился исполнительский уровень артистов, работающих в жанре народной песни. И все-таки на нашей эстраде можно по пальцам пересчитать певцов, которые владели бы своим голосом настолько, чтобы в одной концертной программе могли достойно исполнять и подлинные образцы народной песни, и современный репертуар.
Поэтому универсальность дарования Валентины Собанцевой особенно ценна. Не имея профессионального музыкального образования, но обладая удивительной вокальной интуицией, она смогла самостоятельно выработать систему певческих принципов, позволяющих обращаться к различным по стилю произведениям. Валентина училась, слушая других певиц, анализируя их манеру пения, отбирая из всего арсенала технических приемов то, что считала для себя необходимым. К счастью, техника исполнения для артистки никогда не являлась самоцелью. Главное для нее – петь так, как поют в народе: всем сердцем, всей душой, проживая судьбу песенных образов как свою собственную. Работая на сцене самозабвенно, с полной отдачей, “на износ”, она близка и понятна каждому: на ее выступлениях нет равнодушных зрителей. Ее искусство с восторгом принимают и скромные труженики села в нашей стране, и искушенные меломаны в Италии, и строгие критики школы Линкольна в Америке.
По достоинству оценили талант певицы и коллеги – профессиональные музыканты. Последние семь лет Валентина активно сотрудничает с ведущими коллективами России: Национальным оркестром имени Осипова под управлением Николая Калинина, Государственным духовым оркестром под управлением Геннадия Галкина, оркестром театра танца “Гжель”.
Все-таки есть еще нечто, что невозможно ни купить, ни продать.
Инга КАНАКОВА,
старший преподаватель кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки имени Гнесиных.