– Голову! Голову правильно поверни!! Где голова, я спрашиваю?? Руки! Руки!! Руками спеть надо, а ты что делаешь??? Корпус! Я говорю, корпус почему не работает??? Нет, так невозможно!!! У тебя не дроби, а каша! Перестаньте разговаривать, сейчас выгоню в аквариум. Еще раз! Еще повторяем!! Еще!!!
Минимум авторских пояснений. “Аквариум” – тамбур репетиционного зала. А вышеприведенный темпераментный монолог собран из реплик Гюзели Апанаевой, Лидии Аристовой, Вивианы Пак, Сергея Аникина, Андрея Евланова, Виктора Никитушкина. Они и их товарищи образуют мощную педагогическую группу Школы-студии государственного академического ансамбля народного танца под руководством народного артиста СССР, профессора Игоря Моисеева.
Сегодня Школе-студии – 55 лет. Нынешний 15-й выпуск сдает государственный экзамен на сцене зала имени Чайковского при большом стечении публики, в обстановке торжественной и праздничной. Чтобы такие празднества возникли, необходимо 55 лет подряд, из сезона в сезон, из урока в урок относиться к питомцам максималистски-беспощадно. И…. любить “своих детей” нежно и строго, каждый их успех воспринимая, словно личную удачу. Волноваться так, как волновались в тот вечер директор Школы-студии Галина Иванова, Ирина Моисеева – помощник, супруга, настоящий друг Игоря Александровича, воспитанник первого выпуска Лев Голованов. Их замечательные выступления незабываемы по сей день…
И еще надобно обладать моисеевским оптимизмом, величием таланта и верой в будущее. Недаром в лаконичном вступительном слове Моисеев сказал: “Интересно, что мы создавали нашу Школу-студию в 1943 году, когда война отодвигала все остальное на дальний план. Но мы верили, мы знали: будет жить Школа, будет жить Ансамбль”.
Прогноз оказался безошибочным. Школа и ансамбль живут и побеждают сердца уже которого зрительского поколения. Мчатся годы и десятилетия, неузнаваемо изменяется обстановка социально-историческая. Но остаются чудо и вечная весна моисеевской хореографии. Казалось бы, меж первым детищем Мастера русской “Полянкой”, датированной 1936 годом, башкирским “Ете кыз” (Семь девушек”) или греческим “Сиртаки”, созданным по личной просьбе композитора Микиса Теодоракиса, – огромные временные дистанции. Но шедевры возраста не имеют, времени не подвластны и для зрителей открываются всегда, словно впервые. Ибо сами являются открытиями и неизменно дарят заряды радости исполнителям и аудитории.
Стихия радости, спонтанность исполнения при четкой технической выучке типичны для питомцев Школы-студии. Они выходят в щегольски динамичном венгерском “Понтозоо”. В изысканно театрализованном балетном классе – “Дороге к танцу”. Или в обаятельно-наивном, ритмически-труднейшем “Вьетнамском танце с бамбуком”. Перед нами может появиться узбекская красавица. Или сразу три красавицы – памирские. Но за любым номером ощутимы широчайшие знания национальных культур, традиций, духовных и эстетических богатств, накопленных разными народами. И знание истории Ансамбля, преподаваемой здесь одним из лучших экс-солистов коллектива Игорем Филатовым.
Питомцы Школы пламенно-пылки и благородно-сдержанны в “Андалузской мозаике” (педагог В.Пахомова), лирически-пластичны в гимнастических этюдах, придуманных Р.Алексеевой. И мы понимаем, насколько добротны, надежны, просчитаны на много лет вперед здешние программы и методики. Недаром лучшие столичные педагоги собраны здесь – будь то виртуоз джаз-танца Н.Огрызков, знаток музыкально-ритмического воспитания, некогда известная эстрадная танцовщица Н.Шабшай и их многочисленные коллеги – преподаватели игры на гитаре, баяне, балалайке, домре, фортепиано, специалисты по мастерству актера и истории балета. Именно при такой всеохватности учебного процесса мог вырасти столь юный “Театр народного танца” в составе сорока трех человек.
Естественно, невозможно перечислить все 43 фамилии. Но нельзя не назвать занятого в самых разноплановых постановках Сергея Кузнецова. С неподражаемой легкостью и комизмом он выполняет хитроумные пассажи “Польки-лабиринта” вместе со своим, тоже очень смешным, долговязым партнером Николаем Рубцовым. Он заводит яркую солнечную вереницу венесуэльского “Хоропо”, лихо потряхивая маракасами, бесшабашно улыбаясь и превращая в улыбку каждое па. Он с мальчишеским задором пляшет соло “Чокырлия” (“Жаворонок”) в трехчастной “Молдавской сюите”. Он неутомимо-весело выделывает самые изощренные движения в коде “Флотской сюиты”. И во всем, что танцует Кузнецов, кроме результатов прекрасной Школы, приметна именуемая в просторечии “божья искра”, артистизм и талант…
Когда видишь такой выпуск, каждому ясно: Школа-студия являет собой образец Академии. Не в соответствии моде на перемену названий, а по своему уровню и творческому существу. Особо отчетливо осознаешь феномен Игоря Моисеева – Мастера, который при жизни становится классиком. И особо оцениваешь заключительную речь знаменитого пианиста Николая Петрова в защиту Школы и всего моисеевского Театра танца, поставленных сегодня в нестерпимые и недопустимые материальные условия. Петров сформулировал мысль кратко и точно: “Россия не может быть без Игоря Моисеева”. Согласна. И к сказанному добавить ничего не могла бы.
Елена ЛУЦКАЯ.
Фото Анастасии РОМАНОВОЙ.
На снимке: С.Кузнецов в “Молдавской сюите” – “Чокырлия”.