АКАДЕМИЯ ИГОРЯ МОИСЕЕВА

– Голову! Голову правильно поверни!! Где голова, я спрашиваю?? Руки! Руки!! Руками спеть надо, а ты что делаешь??? Корпус! Я говорю, корпус почему не работает??? Нет, так невозможно!!! У тебя не дроби, а каша! Перестаньте разговаривать, сейчас выгоню в аквариум. Еще раз! Еще повторяем!! Еще!!!

Минимум авторских пояснений. “Аквариум” – тамбур репетиционного зала. А вышеприведенный темпераментный монолог собран из реплик Гюзели Апанаевой, Лидии Аристовой, Вивианы Пак, Сергея Аникина, Андрея Евланова, Виктора Никитушкина. Они и их товарищи образуют мощную педагогическую группу Школы-студии государственного академического ансамбля народного танца под руководством народного артиста СССР, профессора Игоря Моисеева.

Сегодня Школе-студии – 55 лет. Нынешний 15-й выпуск сдает государственный экзамен на сцене зала имени Чайковского при большом стечении публики, в обстановке торжественной и праздничной. Чтобы такие празднества возникли, необходимо 55 лет подряд, из сезона в сезон, из урока в урок относиться к питомцам максималистски-беспощадно. И…. любить “своих детей” нежно и строго, каждый их успех воспринимая, словно личную удачу. Волноваться так, как волновались в тот вечер директор Школы-студии Галина Иванова, Ирина Моисеева – помощник, супруга, настоящий друг Игоря Александровича, воспитанник первого выпуска Лев Голованов. Их замечательные выступления незабываемы по сей день…

И еще надобно обладать моисеевским оптимизмом, величием таланта и верой в будущее. Недаром в лаконичном вступительном слове Моисеев сказал: “Интересно, что мы создавали нашу Школу-студию в 1943 году, когда война отодвигала все остальное на дальний план. Но мы верили, мы знали: будет жить Школа, будет жить Ансамбль”.

Прогноз оказался безошибочным. Школа и ансамбль живут и побеждают сердца уже которого зрительского поколения. Мчатся годы и десятилетия, неузнаваемо изменяется обстановка социально-историческая. Но остаются чудо и вечная весна моисеевской хореографии. Казалось бы, меж первым детищем Мастера русской “Полянкой”, датированной 1936 годом, башкирским “Ете кыз” (Семь девушек”) или греческим “Сиртаки”, созданным по личной просьбе композитора Микиса Теодоракиса, – огромные временные дистанции. Но шедевры возраста не имеют, времени не подвластны и для зрителей открываются всегда, словно впервые. Ибо сами являются открытиями и неизменно дарят заряды радости исполнителям и аудитории.

Стихия радости, спонтанность исполнения при четкой технической выучке типичны для питомцев Школы-студии. Они выходят в щегольски динамичном венгерском “Понтозоо”. В изысканно театрализованном балетном классе – “Дороге к танцу”. Или в обаятельно-наивном, ритмически-труднейшем “Вьетнамском танце с бамбуком”. Перед нами может появиться узбекская красавица. Или сразу три красавицы – памирские. Но за любым номером ощутимы широчайшие знания национальных культур, традиций, духовных и эстетических богатств, накопленных разными народами. И знание истории Ансамбля, преподаваемой здесь одним из лучших экс-солистов коллектива Игорем Филатовым.

Питомцы Школы пламенно-пылки и благородно-сдержанны в “Андалузской мозаике” (педагог В.Пахомова), лирически-пластичны в гимнастических этюдах, придуманных Р.Алексеевой. И мы понимаем, насколько добротны, надежны, просчитаны на много лет вперед здешние программы и методики. Недаром лучшие столичные педагоги собраны здесь – будь то виртуоз джаз-танца Н.Огрызков, знаток музыкально-ритмического воспитания, некогда известная эстрадная танцовщица Н.Шабшай и их многочисленные коллеги – преподаватели игры на гитаре, баяне, балалайке, домре, фортепиано, специалисты по мастерству актера и истории балета. Именно при такой всеохватности учебного процесса мог вырасти столь юный “Театр народного танца” в составе сорока трех человек.

Естественно, невозможно перечислить все 43 фамилии. Но нельзя не назвать занятого в самых разноплановых постановках Сергея Кузнецова. С неподражаемой легкостью и комизмом он выполняет хитроумные пассажи “Польки-лабиринта” вместе со своим, тоже очень смешным, долговязым партнером Николаем Рубцовым. Он заводит яркую солнечную вереницу венесуэльского “Хоропо”, лихо потряхивая маракасами, бесшабашно улыбаясь и превращая в улыбку каждое па. Он с мальчишеским задором пляшет соло “Чокырлия” (“Жаворонок”) в трехчастной “Молдавской сюите”. Он неутомимо-весело выделывает самые изощренные движения в коде “Флотской сюиты”. И во всем, что танцует Кузнецов, кроме результатов прекрасной Школы, приметна именуемая в просторечии “божья искра”, артистизм и талант…

Когда видишь такой выпуск, каждому ясно: Школа-студия являет собой образец Академии. Не в соответствии моде на перемену названий, а по своему уровню и творческому существу. Особо отчетливо осознаешь феномен Игоря Моисеева – Мастера, который при жизни становится классиком. И особо оцениваешь заключительную речь знаменитого пианиста Николая Петрова в защиту Школы и всего моисеевского Театра танца, поставленных сегодня в нестерпимые и недопустимые материальные условия. Петров сформулировал мысль кратко и точно: “Россия не может быть без Игоря Моисеева”. Согласна. И к сказанному добавить ничего не могла бы.

Елена ЛУЦКАЯ.

Фото Анастасии РОМАНОВОЙ.

На снимке: С.Кузнецов в “Молдавской сюите” – “Чокырлия”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СОФИЯ РОТАРУ ПОНРАВИЛАСЬ НЕМЦАМ
Уикенд
У ВАЛЕРИЯ ЛЕОНТЬЕВА ВЫШЕЛ АЛЬБОМ
“ЗЕМЛЯНЕ” И ВЛАДИМИР ПОПКОВ ПОСТАВИЛИ ЖИЗНЬ НА КАРТУ!
НА ЗНАМЕНИТОЙ ФЕРМЕ ВНОВЬ СОСТОИТСЯ КОНЦЕРТ
“АЗБУКА ЛЮБВИ” ОТ ВЯЧЕСЛАВА ДОБРЫНИНА
“ФАВОРИТ ЛУНЫ” ПОРАЗИЛ ПОСЕТИТЕЛЕЙ НОЧНОГО КЛУБА “МЕТЕЛИЦА”
АНИТА ЦОЙ ЛЮБИТ СВОИ ПЕСНИ
ЧЕГО НИКТО НЕ ОЖИДАЛ ОТ “СПЛИНА”
ПОДКРАВШИЙСЯ НЕЗАМЕТНО
ЛАЙЭМ ГЭЛЛАХЕР ЗАПИСАЛ ПЕСНЮ В ЧЕСТЬ СВОЕГО ПАСЫНКА
ДЭВИД ЙОУ ВЫШЕЛ СУХИМ ИЗ ВОДЫ
ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
МОСКОВСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ
ЛАРИСА ДОЛИНА С НОВОЙ ПРИЧЕСКОЙ
САМАЯ КРАСИВАЯ
ГОЛЛИВУД И ПОЛИТИКА
ДЖОРДЖ МАРТИН БОРЕТСЯ С НАРКОТИКАМИ
КРИС ПЕРВЫЙ. РИ
ПЛАНЫ “НА-НЫ” НА ЛЕТО
КОРТНИ ЛАВ ВСЕ ДРАМАТИЗИРУЕТ
ПОПУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ ПОЮТ В «MANHATTAN-EXPRESS»
ОНА НЕ “РАБОТАЕТ”. ОНА ПОЕТ
ДИ ЭМ ЭКСА ЖДУТ В СУДЕ БРОНКСА
Коротко
ПРОЩАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ DODGY НЕ СОСТОИТСЯ
“ИВАНУШКИ” ПОЛЮБИЛИ КАВКАЗСКУЮ КУХНЮ
ДЖОНА ЛАЙДОНА ВЫДВОРИЛИ С ТЕЛЕСЪЕМОК
ДЭВИДУ БОУИ НЕ ПРИДЕТСЯ СУДИТЬСЯ С МАКСОМ ФАДЕЕВЫМ
БАСИСТУ GREEN DAY КОЛЛЕГА ПРОЛОМИЛ ЧЕРЕП
МОСКОВСКИЙ КОНЦЕРТ МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ
НОВЫЙ ФИЛЬМ О PRODIGY, ВОЗМОЖНО, НЕ ВЫЙДЕТ В СВЕТ
ВТОРОЙ СОЛЬНИК АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА
ЛИНДУ МАККАРТНИ ПОМЯНУЛИ ВСЕ, КРОМЕ СЕМЬИ ЛЕННОНОВ
ТРИ ТЕНОРА СПОЮТ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ


««« »»»