КАЗАНСКИЙ “ФЕНОМЕН”

С первого взгляда этот человек, кажется, ничем особенно и не выделяется: сегодняшнее молодое поколение, к которому он принадлежит: разочарованное, циничное, все понимающее и уже уставшее от тягостной жизни, – достаточно типично в своей массе. И все же он – человек иного, неведомого нам порядка.
Ему не очень-то хотелось говорить на предложенную тему. Но мы условились, что нас не будут интересовать холодящие душу истории, имена, клички и факты. Мы будем говорить о самом явлении. И это уже интересно, потому что я знаю, какую важную роль играет мой собеседник в мафиозной иерархии.
- О “казанском феномене” написано достаточно много и красочно. Правда, в последнее время страсти в прессе на эту тему поутихли, со страниц газет исчезли образы юных тупых гопников, которые налево и направо размахивают монтажками и убивают друг друга. Но это вовсе не значит, что “феномена” больше не существует. Начну с внешнего – канонов в одежде.
Это пошло со времен “телогреечников”, когда свои отличительные признаки имели не то что разные районы города, но даже и улицы. Сейчас атрибутика вышла за пределы штанов и курток, захватила быт. Обязательными стали не только автомобили определенной марки, но даже, к примеру, конкретные породы собак – бультерьеры, а теперь – питбультерьеры… Сейчас люди этого мира хотят выделиться не столько перед рядовыми гражданами, сколько для того, чтобы узнавать друг друга, дабы избежать ненужных конфликтов. Почему Казань по-прежнему остается оригинальной и универсальной кузницей всех этих “феноменов”? Во-первых, Казань – не такой гигант, как Петербург или Москва, но и не скромная провинциальная Пенза. К тому же Казань достаточно близко расположена к Москве. Вряд ли кому придет в голову поехать из Красноярска погулять вечерок в московском кабаке. А для казанских ребят или набережночелнинских это обычное занятие. К тому же не всем находится “дело” в городе. Тогда и формируются мобильные “боевые дружины”, способные сорваться в любое место и в любой момент. Вот откуда известность и “слава” “казанской мафии”.
- Мы начали говорить с тобой об одежде…
- Да, буквально “по прикиду” можно определить, кто перед тобой. Для “авторитетов” обязательна кожаная куртка, но только фирменная, из “комка”. Точно так же – и кроссовки, и джинсы. Не приведи господь, какие-нибудь турецкие! “Бойцы” надевают обычные кожаные куртки, можно сампошив. Им приходится часто участвовать в “разборках”, и куртка быстро теряет вид. Поэтому они их часто меняют. Конечно, частый атрибут – фирменные спортивные костюмы. В них ходят в кабаки – потому что удобно драться. Есть ребята, вовлеченные в орбиту нашего мира волей случая, или только начинающие свое восхождение по ступеням иерархии. У таких в одежде обычно присутствуют отдельные элементы – к примеру, только кроссовки.
Обычная картина на казанской бензоколонке: терпеливая длиннющая очередь, мимо которой с визгом проносятся вперед сначала одна “девятка”, потом другая. Автолюбители даже возразить не посмеют: они давно смирились с тем, что крутые ребята заправляются вне очереди. Но вдруг между этими двоими происходит “разборка”. Ребята в одной из “девяток” – “лженавороченные”, то есть случайные, залетные, просто обрядившиеся в “фирму”. “Разборка” пойдет по типичному сценарию: “навороченные” будут выяснять, от кого незнакомцы, кого знают. Тут мало назвать чью-то кличку и притвориться, что этот “авторитет” для тебя чуть ли не родственник или сват. Обязательно начнется прощупывание, вопросы типа: “А как его братан поживает?” “Как сынишка?” Тут можно и проколоться. И тогда мгновенно “лженавороченные” превратятся в жертвы. Но для тихих обывателей, которые терпеливо ждут очереди, опасливо выглядывая из своих “москвичей” или потрепанных “единичек”, и те, и другие одно – “мафия”.
Еще ситуация. Вот девочка, обладающая красивым лицом и красивым телом. У нее нет высоких интеллектуальных потребностей, но она хочет хорошо жить – значит, ей нужно выгодно продать свое тело. В недалеком прошлом наше общество могло ей предложить либо постель режиссера или начальника, либо поездки куда-то с ответственным работником. При этом государственная идеология лицемерно клеймила путан. То были, естественно, “язвы капитализма”. Сегодня наша девочка может достичь желаемого быстрее и проще: ее не назовут “путаной”, если она участвует в конкурсах красоты, снимается для эротических журналов или в порнофильмах, – а ведь это по сути та же торговля своим телом. Я хочу сказать, что сама структура нашего сегодняшнего бытия таит в себе истоки жизнеспособности мира, существующего параллельно с миром “простых работяг” и прочих обыкновенных людей.
Впрочем, раз уж у нас разговор начистоту, признаю, что люди ЭТОГО мира такие же обыватели, как и те, которых они высокомерно презирают только потому, что не ездят в переполненных автобусах и не стоят в очереди за дешевой колбасой. Ибо конечная цель всей их жизни – насытиться. Насытить желудок, удовлетворить амбиции, втиснуться в каноны привычных представлений о “красивой жизни”, доказать себе и другим, что они живут не хуже, чем люди на Западе, перед которыми они испытывают восторженный и раболепный трепет. Тоска по “красивой жизни” – вот первопричина этих “феноменов” и преступности.
- И все-таки можешь ли ты рассказать о структуре вашего “общества”?
- Есть “павлинчики”. Обычно это мальчики из обеспеченных семей, чьи родители занимают высокое социальное положение. Их отпрыску не нужно ничего добиваться самому, все у него уже есть. Единственное, в чем он заинтересован, – это не иметь конфликтов с “мафией” (ведь он живет на чьей-то “территории”). Пользуясь связями папы, он может оказывать “мафии” несомненные услуги. Это может быть получение виз в ОВИРе, доступ к товару, “свои” люди в милиции и иных организациях. Взамен “павлинчик” имеет своего рода защиту и поддержку, деньги. Ездит он обычно на “семерке”.
“Дальняк” – тот, кто гоняет за товаром в Польшу, Турцию и другие регионы, обычно на своей машине, скромной и неприметной. “Дальняк” крепко спаян с другими структурами “феномена”, он имеет их поддержку, защищен от ограблений где-нибудь на большой дороге.
“Бойцы” – это те самые “навороченные” ребята, которые чаще всего бросаются в глаза на улицах и в ресторанах. У них мобильные и трудно догоняемые милицией “девятки”, ярко выраженная атрибутика в одежде. Их крепкие мышцы и твердые лбы необходимы в качестве “крыши” (защиты), это они непосредственно являются исполнителями приговоров при “разборках”. Это они могут выехать в любую точку отечества, чтобы кого-то прикрыть, сопроводить, избить, убить…
Ну, и “авторитеты”, можно сказать – правящая верхушка. Они старше по возрасту, спокойнее и солиднее. Им есть чем рисковать в этой жизни – в отличие от большинства тех, кем они управляют, у них есть капитал, семья. Они не стараются выделиться внешне. Чаще они ездят на скромной служебной “Волге”. Они отвечают за взаимоотношения между различными группировками, держат связь с другими городами. Около 60 процентов их времени занимают “разборки”, на которых их слово, как правило, решающее. Они живут на широкую ногу: не отказывают себе в удовольствии приобрести редкую в стране и первую в городе породу собак, имеют деловые и даже дружеские связи практически во всех сферах, в том числе – среди актеров, эстрадных исполнителей, музыкантов. Но по-прежнему критерием для “авторитета” остается физическое, а не интеллектуальное превосходство, ибо любой умный довод может быть неожиданно прерван ударом в челюсть. Прав всегда тот, кто сильнее. Это идет еще от лагерной зоны, как, впрочем, и клички, которые есть у каждого “авторитета” – это его визитная карточка.
- Скажи, а какова частная жизнь этих людей?
- Жизнь, о которой ты спрашиваешь, – это разъезды, постоянный риск, частые праздники-попойки. В самом начале человеку кажется, что он живет вполне осмысленно. Но вот он всего добился: у него есть деньги, машина. Как жить дальше? Жить по-другому, честно, спокойно он уже не может. Происходит постепенная деградация, все бесконечно повторяется: “разборка”, ресторан, выколачивание денег, снова “разборка”, снова ресторан… В личном плане у многих жизнь не складывается. Когда он женится, у его жены только один выход: она должна стать ему подобной. Жен стараются не посвящать в свои дела. Обычно эти женщины живут, не задумываясь, откуда берутся такие шальные деньги. За “бабки” и благополучие они многое прощают своим мужьям, жизнь которых – это частые исчезновения в неизвестном направлении, девочки, бани, кабаки. Жены же, как правило, затворницы. Жены панически боятся мужей, ибо малейшее подозрение в измене не принесет ей ничего хорошего, расправа будет короткой и жестокой. А так как почти любой женщине трудно расстаться с роскошью – они терпят.
- Национальный вопрос сегодня – один из самых сложных и нерешенных. Как решается эта проблема в мафии суверенного Татарстана?
- С самого начала передел зон влияния происходил по территориальному принципу. В “казанском феномене” татары достаточно крепко спаяны с русскими. Тем более что среди них много детей от смешанных браков. Нет, тут ребята из националистической молодежной организации “Азатлык” опоздали: преступный мир сработал раньше и надежнее. “Интербригады” казанских мафиозников сегодня успешно и дружно щемят на рынках кавказцев и прочих представителей нацменьшинств. И все же скажу откровенно: если мафия посчитает нужным, она сможет сыграть на национальных чувствах своих “бойцов”. Относительно татар: с ними всегда связывалось представление об агрессивности. Повелось это, наверное, еще с Чингисхана. Поэтому казанских ребят – а они все для иногородних “татары” – так боятся и уважают. Отсюда миф об особой агрессивности казанской мафии…

Майя ВАЛЕЕВА.

Публикация Б.ДАНЮШЕВСКОГО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“Держи вора!”
ТВ-РЕЙТИНГ САЖИ УМАЛАТОВОЙ
ЗАСТЕНКИ “ВЛАДИМИРКИ”
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ: ЧТО-ТО С “ПАМЯТЬЮ” МОЕЙ СТАЛО
“МЫ ВСЕ КОГДА-ТО ЗАНИМАЛИСЬ… ОНАНИЗМОМ”
Операция “СПИД”
ХИТ-ПАРАД ДМИТРИЯ КРЫЛОВА
ВЗГЛЯД НА ЗВЕЗДЫ: “СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ”
ЧЕЛОВЕК ИЗ НИОТКУДА


««« »»»