“ДЕРЖАВНОСТЬ” КАК ИДЕОЛОГИЯ

В предвыборной сутолоке при явном провале официальной идеологии различные политические круги пытаются спекулировать на идее “державности”. Люди, которые в недавнем прошлом приложили немало сил к развалу имперского Союза и, в том числе, России, сегодня вдруг заговорили о державной мощи нашей страны, ее национально-государственных интересах. Чего хотят правители? Приступить действительно к строительству сильного Российского государства или просто выстроить очередной блеф?

В этой связи следует еще раз поговорить о державности. Само понятие “держава”, произошедшее от старославянского “дъержа”, что означает владычество, могущество, применимо далеко не ко всем странам. Для русского человека оно несет осознание господства, мощи, политического веса государства, подкрепленное территориальными просторами России, ее экономическим и военным могуществом.

Начало державности как идеологии и политической реальности можно вести с Ивана III, который на предложенный королевский титул ответил: “Я сам есть царь”. С тех пор державное сознание подразумевает четкую “самость”, самостоятельность национально-государственной политики, независимость и суверенитет в высшем значении.

Если правящий режим решит возвести идею “державности” в ранг официальной идеологии, то ему необходимо будет разработать комплексную программу ее реализации. Ведь мы уже имеем печальный итог реформ конца 80-х, когда Горбачев, решив перестроить наш дом, лишь разрушил довольно прочное строение, выдергивая по очереди то одно, то другое бревно.

Главная же черта державности – созидание. Прежде всего эта черта прослеживается в объединении, централизации, в собирании российских земель. Причем всегда эти процессы шли естественным путем. Сегодняшнии политические реалии убедительно доказывают это (референдум в Белоруссии). В то же время война в Чечне далеко не лучшее подтверждение идей державности. Такие методы властных структур очень похожи на показуху, поскольку державность ограничивается наведением” конституционного порядка” в этой республике. То есть отсутствует именно комплексный подход, необходимый в лечении нашего общества.

В случае невозможности сегодня вернуть российские земли, объединить их в единое целое, правящий режим, вооруженный державной идеологией, не подразумевающей экспансионизма, должен четко поставить проблемы относительно спорных территорий. И документально на всех уровнях доказывать их принадлежность. В этом вопросе следует проявить настоящую политическую волю. Тогда народ обретет уверенность в сильной позитивной власти.

Особо следует выделить еще одни, принципиально важный момент. Значительная слабость нынешней России заложена в национально-территориальном принципе государственного устройства. Сильная Россия возможна в случае ликвидации такого государственного института, как национальные республики. Пусть категоричность этого заявления не вызывает резкого отторжения. Ведь его реализация, в конечном итоге, обернется благом для большинства населения этих образований. Так как существующий национальный суверенитет нужен лишь высшему эшелону республиканских элит и приближенным к ним.

Период разрушения должен закончиться. Это понимают все трезво мыслящие люди, в том числе и в нацреспубликах. Об этом прямо говорит их отношение к блоку “Наш дом – Россия”.

Строительство державы – сложный, многотрудный процесс, фундаментом которого являются экономические реформы. Пока экономика продолжает разваливаться. Входит ли в планы правительства реальное созидание? Положительно трудно ответить на этот вопрос. Красивые слова должны превратиться в позитивные шаги. Государство, на первом этапе, должно установить контроль за происходящими процессами в экономике. Это уже будет действительно реальным вкладом в строительство державы.

И последний признак державности – вера, в самом широком понимании. Сверхдержава Советский Союз так быстро рухнул, в частности потому, что на рубеже 70-80-х годов наступил кризис веры в государственную идеологию, в коммунистические идеалы, начавшийся с членов Политбюро. Перелом в жизни нашего общества произойдет тогда, когда люди убедятся, что руководство страны действительно верит в декларируемые им принципы. Пока, к сожалению, этого не чувствуется.

Чтобы не выглядеть в скором будущем также жалко, как постоянно оправдывающийся за содеянное Горбачев, творцам правящего режима нужно как можно скорее строить державную вертикаль через тесное единство и взаимосвязь государства и граждан, заставить население уверовать в сильную державную власть.

Елена ПОНОМАРЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Статья 7. ШОК ДЛЯ РОССИИ
В какой мере сменилась политическая элита
Проблемы участия России в программе НАТО “ПАРТНЕРСТВО ВО ИМЯ МИРА”
АПР
О НЕПАРТИЙНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПОКА КОЗЫРЕВ ДЕЛАЕТ ВИРАЖИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС РАСШИРЯЕТ ЗОНУ СВОЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Странная женщина Хакамада


««« »»»