ВЕЧНЫЙ ПОЛЕТ LED ZEPPELIN, ИЛИ РОК-Н-РОЛЛ КАК ИСКУССТВО

В мире найдется немного групп, оказавших такое же огромное влияние на развитие рок-музыки, как “ЛЕД ЗЕППЕЛИН”. Рожденная в конце шестидесятых и распавшаяся из-за трагической смерти барабанщика в 1980 году эта группа остается для многих почитателей рок-н-ролла во всем мире самой Великой.

Клокочущая смесь ритм-н-блюза и английских, шотландских, может, даже кельтских фолк-реминисценций, физически ощущаемое дыхание рок-н-ролльного напряжения, экстатическая энергетика тяжелого звука – все это – “Лед Зеппелин”.

История рок-легенды берет свое начало 9 января 1944 года, когда в английском городке Хестон, графство Мидлсекс родился Джеймс Патрик Пейдж (James Patrick Page). Когда ему было десять лет, семья переехала в Ипсом, графство Суррей. Здесь-то маленький Джимми и начал осваивать инструмент, который принес ему потом мировую известность. Первой подружкой Пейджа была сестра Джеффа Бека (Jeff Beck), другого будущего короля гитары. Они стали друзьями не разлей вода: общее увлечение сближало. Часами длились совместные упражнения в игре; досконально разучивались и имитировались соло любимых гитаристов.

Наступили “свингующие шестидесятые”. Лондон превратился в Мекку контркультуры и, в частности, столицу рок-музыки. Новый Свет сотрясался от первого Британского Вторжения: до Америки дошли “Битлз”. Вторжение будет повторяться волна за волной. Бушевала Весна молодежной культуры.

Как и многие 18 – 20-летние в то время, Пейдж и Бек начали музыкальную карьеру, благо группы плодились, как грибы. Джимми стал лидер-гитаристом в Neil Chiristian and The Crusaders, а Джефф – Tridents, “разогревающей” команде “Крузейдерс”. В толпе столь же юных, как и сами исполнители, их почитателей оказался Джон Болдуин (John Baldwin), оценивший игру Пейджа по достоинству, будучи сам гитаристом. Так произошла еще одна историческая встреча.

Вскоре и у Пейджа, и у Болдуина, который сменил свое имя на более звучное Джон Пол Джонс (John Paul Jones), началась бурная событиями жизнь профессиональных сессионных музыкантов. (Сессионный музыкант – это тот, кто с утра записывает пластинку с одной группой, потом едет на концерт с другой, а вечером в клубе лабает с третьей). С 1963 по 1996 Пейдж успел побывать “временно трудоустроенным” у Бренды Ли (Brenda Lee), Криса Фарлоу (Chris Farlowe), Тома Джонса (Tom Jones), сотрясал воздух вместе с “блюзбрейкерами” известного блюзовика Джона Майала (John Mayall), помогал в записи альбома “My Generation” группы “The Who” (1966), сотрудничал в группах “The Kinks” и “Them”. Впервые же гитара Джимми оказалась запечатленной в “виниле” в 1965 году на сингле “She Just Satisfies”, выпущенном на лейбле Fontana совместно с барабанщиком Бобби Грэхемом (Bobbie Graham). Сегодня благодарные поклонники – коллекционеры творчества Пейджа оценивают этот этюд юности мастера не менее, чем в 700 долларей…

Не отставал от Джимми и Джон Пол Джонс. Он проявил себя прежде всего как великолепный продюсер и аранжировщик. Джонс сотрудничал с Марком Боланом (Marc Bolan), помогал “The Rolling Stones” в записи их альбома “Their Satanic Majesties Reguest”. Первым же винильным слепком его творчества стал сольный сингл 1964 года, содержащий две вещи: Foggy Day in Vietnamu Baja. Сегодняшние зеппелинолюбы платят за этот раритет более 100 баксов…

Одной из самых знаменитых в то время лондонских ритм-н-блюзовых команд были “The Yardbirds”; свою карьеру там начинал еще один великий гитарист – Эрик Клэптон. Именно в среде этой самой “дворовой пернатой живности” и было свито гнездо, откуда выпорхнул “Лед Зеппелин”.

Но это было чуть позже. Когда в начале 1966 года Клэптон ушел из группы, чтобы основать “Cream”, Джимми получил предложение занять его место. Но, как подлинный английский джентльмен, Пейдж отказался от него, составив протекцию своему другу Джеффу.

Весной 1966 года “Ярдбедз” покидает басист Пол-Сэмвел Смит (Paul-Samwell Smith). Джефф, помня своего друга, приглашает Джимми занять вакантное место. К тому времени Пейдж был изрядно измучен ежедневной свистопляской жизни сессионного музыканта и приглашение на “постоянку” воспринял с огромной радостью. Все было бы неплохо, но Джефф с его постоянными заскоками предпринимает “понижение в должности” ритм-гитариста Криса Дреджа (Chris Dreja) и переводит его на бас, предоставляя другу детства более соответствующие способностям того место. И вот “Ярдбедз” с удивлением обнаруживают, что у них аж два лидер-гитариста, ибо Пейдж, конечно, не мог удержаться в рамках простого “ритмача”; пальцы его сами собой извлекали из струн соло.

Началась концертная жизнь. В удачные вечера оба гитарных светила представляли на сцене блистательный симбиоз. Но, увы, здоровая конкуренция между ними стала перерастать в конфликты. “Отставник” Крис Дреджа вспоминает так эти времена: “Джимми всегда выдавал великолепное соло, а Джефф пытался “перетянуть канат” на себя. Когда это получалось, все было просто по кайфу, но когда Бек не дотягивал до уровня Пейджа, то тогда это была уже не музыка, а стена шума”.

Силы в соревновании двух гитаристов были явно неравными и через некоторое время Джефф Бек был выставлен из “Ярдбедз” за “профнепригодность”, Пейдж, естественно, остался. Это послужило основой дружеских отношений между “братьями во рок-н-ролле”; деловые, впрочем, продолжались – позже, в 1968 году Джимми участвовал в записи сольной пластинки Джеффа.

Тем временем, несмотря на очередной напряг с составом, “Ярдбедз” оставались знамениты, и к их судьбе проявлял интерес шоу-бизнес. Менеджер группы Саймон-Нэпье Бел (Simon-Napier Bell) провел успешные переговоры с продюсером Мики Мостом (Mickie Most) и его партнером Питером Грантом (Peter Grant). Мост решил поставить на ноги “изгоя” Бека, занявшись раскруткой сольного проекта последнего. Грант заполучил полуживых “Ярдбедз”. Этот энергичный брюнет с явным излишком веса отличался скрупулезной честностью в отношениях с музыкантами, но сдирал с них семь шкур, заставляя работать как проклятых. Поэтому за ним закрепилась слава рок-н-ролльного гангстера. Но деловая хватка этого темпераментного толстяка впечатлила Пейджа, и эти двое основали прочные отношения, которые продлились 15 лет.

В 1968 году “Ярдбедз” распадаются окончательно, оставляя в наследство Пейджу и Гранту громкое имя, обязательства по контрактам и мысли о том, что вот неплохо бы создать эдакую супергруппу. В то время британских рок-грандов лихорадило; клэптоновский “Крим” дышал на ладан; продолжалось брожение в “Jeff Beck Group”, где “качал права” молодой певец Род Стюарт. В общем, место для Великих постепенно созревало.

Проклятая буржуазная действительность терзала Пейджа: ему оставался всего месяц на сбор нового состава, чтобы выполнить контракт на турне по Скандинавии, заключенный еще “Ярдбедз”. Но старые связи помогли: в самую тему раздался звонок Джона Пола Джонса. Дело оставалось за вокалистом и барабанщиком. И вот, после лихорадочных обзвонов и массы разочарований в кандидатах, Джимми обнаружил никому не известного Роберта Планта (Robert Plant). Тот, несмотря на свои 19 лет, тоже успел попытать судьбу на рок-поприще, выступая в родном Бирмингеме в группе “Listen”, и даже выпустил два сольных сингла, которые, правда, с треском провалились. Вскоре обнаружился и барабанщик – Джон Бонэм (John Bonham) по прозвищу “Бонзо”.

И вот настал кульминационный момент. Как его вспоминает Джон Пол Джонс: “Первый раз мы собрались просто так, не на репетицию, а посмотреть, стоим ли мы друг друга. Джимми сказал : “Так, все в сборе. Что будем лабать? Знаете “The Train Kept A-Rollin”? Я этой вещи не знал, и сказал об этом. “Ну, это легко. От соль к ля” – сказал он, отсчитал вступление, и тут комната буквально взорвалась!” С самого начала музыканты ощутили, что они созданы играть вместе; так был рожден “Лед Зеппелин”. С удовольствием цитирую уважаемого рок-просветителя Севу Новгородцева: “Вот с тех пор и пошли по земле Цеппелинограды, Цеппелинабады и Цеппелинаканы”…

Крестителями новорожденного были присутствующие на исторической пробе ритм-секция группы “The Who” Keith Moon и John Enwhistle, пошутившие, мол, грохот, у вас, ребята, как при падении дирижабля конструкции немецкого графа Цеппелина. На самом деле, как оказалось в дальнейшем, то было не падение, а взлет…

Первые же две с половиной недели существования группы потрясли мир Рока. В рекордный срок, за тридцать часов студийной работы, был записан первый альбом “Лед Зеппелин”; названия у пластинки не было. С музыкальной стороны это нечто невообразимое: вывороченный наизнанку R&B в исполнении приземленной зафузованной гитары, мечущийся от кошачьей вкрадчивости до угрожающего крика вокал, термоядерные взрывы ударных – и с какой энергетикой!

Потрясающа “Babe, I`m Gonna Leave You”. Акустическая вещь сделана невероятно тяжелой по звуку. Как вспоминал впоследствии Джон Пол Джонс: “Это было частью музыкального видения Джимми – сделать тяжеляк на акустике. Сейчас-то это легко: навалить кучу гитар, овердрайвов, громких барабанов – и готово!” Другой бриллиант – “Dazed and Confused” – блюз, невообразимо препарированный внимательными пальцами музыкального хирурга. При этом сыграно это так, будто до “ЛЗ” блюза не было вовсе. Это – не открытие старой темы, это – открытие нового звука. Огнедышащий гитарный драйв пронизывает “Communication Breakdam”, ставший визитной карточкой хард-рока. “How Many More Times”, завершающая пластинку, – это попурри на темы будущих “ЛЗ”. Бикфордов шнур гитары то еле-еле тлеет, то вспыхивает, обдавая ошеломленного слушателя снопом искр; певец то умоляет, почти шепча, то угрожает, переходя в неистовство; все это бесчинство держится на стальной упругости ритм-секции, то и дело вскидывающейся в атаку.

Следует учитывать, что все это записано на весьма примитивной аппаратуре. Это сейчас благодаря всяким электронным примочкам Вахтанг Кикабидзе может петь голосом Фредди Меркьюри. Однако, когда Пейджа впоследствии спросят, не ограничивала ли возможности 8-дорожечная записывающая техника, он рассмеется и ответит: “Но ведь в другом углу не стояло 16-дорожечной системы…”

В легендарном подпольном журнале “Oz” появилась статья, где были такие слова: “Время от времени выходит пластинка, которая не поддается немедленной классификации просто потому, что это очевидный поворотный пункт в рок-музыке и только времени можно доверить окончательную экспертизу. Таким альбомом является “Лед Зеппелин”.

Однако, пока альбом еще не вышел, группа, действуя под названием “New Yardbirds”, “подчищала” контрактные “хвосты”, оставшиеся от “Ярдбедз” старых, проведя турне по Скандинавии и дав серию концертов в Англии. Последнее выступление под старой вывеской состоялось в Ливерпульском Университете 19 октября 1968 года. Пока шли эти пробные запуски, Грант отправился штурмовать Америку. Покидая Англию в ноябре 1968 года, зеппелиновский менеджер был вооружен свежесведенными дорожками первого альбома и проектом обложки. Путешествие пробивного толстяка в Новый Свет принесло великолепные плоды: был заключен выгодный контракт с “Atlantic”. Дело было в шляпе. В любимой грантовской шляпе.

Между тем группа тусовалась по Англии, но без особого успеха. Альбом еще не вышел, название ничего не говорило. “Зеппелины” решают начать завоевывать Новый Свет, и рождественским днем 1968 года “ЛЗ” вылетел из Лондона.

Следующие полтора года группа провела “на колесах”; концерты следовали один за другим. Первое выступление, прошедшее в Бостоне, показало, что эти англичане – нечто. “ЛЗ” играли четыре часа, выдавая импровизации на темы хитов Элвиса Пресли, старые вещи “Ярдбедз”, классику Чака Берри и, конечно, собственные вещи. Восторженная толпа вызывала пилотов дирижабля на бис 7 раз. Во время исполнения “How Many More Times” пипл в экстазе бился головами о передний край сцены в такт взрывному гитарному риффу. Это был триумф.

В июне 1969 года последовал бросок в Соединенное Королевство, где “ЛЗ” выступил в Royal Albert Hall, где был осыпан конфетти и лепестками цветов.

Группа отказалась придумывать название своей первой пластинки, что было осуждено “Атлантиком” с коммерческой точки зрения. Более того – “зеппелины” не стали раскручиваться с помощью сингла – маленькой пластинки, обычно предваряющей выход LP. Пришлось “Атлантику” свежеотпечатанные кругляшки с двумя вещами “Communication Breakdown” и “Good Times, Bad Times” отправить на склад. Так с самого начала “ЛЗ” строили свой успех как концертная группа, а это сложнее.

Группа вновь возвращается в США, продолжая гастроли. Английские и американские газеты публикуют статьи, в которых всерьез утверждается, что “ЛЗ” заключили сделку с дьяволом. Со времен Паганини великих музыкантов любят обвинять в этом. Но даже если это и так, то, видимо, дьявол неплохо разбирается в музыке…

В этой непрекращающейся круговерти концертов группа записывает свой второй альбом, используя передвижные студии, в частности, “роллингов”, которые тоже в то время тусовались по Америке. “Led Zeppelin II” проникнут этим духом концертной жизни. Пейдж: “Это была самая лучшая атмосфера в моей жизни!” Непревзойденные хиты альбома “Heartbraker”, “Living Loving Maid” занимают свои почетные места в роканналах. “Whole Lotta Love”, ставшая гимном группы, уже многие десятилетия вдохновляет музыкантов; мощный рифф завладевает слушателем с первого звука. В полной мере на “Led Zeppelin II” ощущается стремление “ЛЗ” к многоэпизодным вещам, так отличающимся от песенных сюит Пита Тауншенда или импровизаций “на ходу” Джимми Хендрикса. При этом характерны драматический подход к форме и строгость, свойственные классической музыке.

Этот альбом перевернул все представления в мире рок-н-ролла. До этого бытовало два “лейбла”: white blues и heavy music. Тяжелый сплав гитарной жесткости, отточенная ритм-секция, на которой, как на батуте, неистовствует вокалист, а все это безукоризненно аранжировано – этот коктейль окрестили “хaрд-рок”. Хотя “лейблы” тут, конечно, ни при чем: талант всегда труднее классифицировать…

Группа вновь отказалась выпускать сингл. В “Атлантике” опять покрутили пальцем у виска и назвали это “коммерческим самоубийством”. Однако волчьи законы буржуазного общества не позволили пластиночной компании рассылать рекламную пластинку в магазины, диск-жокеям и на радио, и сингл отправился на склад.

После огромного успеха второго альбома группа уединилась в Уэльсе, национальном парке Сноудония, где местом обитания и источником вдохновения служил заброшенный коттедж Bron-Y-Aur, на котором, наверно, сегодня можно можно увидеть табличку “здесь жили и работали”… Третий альбом стал развитием концепции второго: компромисс между плавными акустическими мелодиями и жестким металлическим R&B. По словам Пейджа, “многие удивлялись, почему мы не сделали двойной LP: настолько третий альбом сочетался со вторым”.

“Led Zeppelin III” – это атакующая хардовая “Immidrant Sond”, аранжировка народной песни “Gallows-Pole”, очаровательное посвящение вдохновившему группу коттеджу Bron-Y-Aur Stomp. И, конечно, чудеснейший блюз – “Since I`ve Been Loving You”, соло в котором, по словам Пейджа, было самым трудным для него, но и одним из самых любимых.

Вновь серия концертов, и опять ставшее уже традиционным возвращение в Bron-Y-Aur, где алхимики звука начали работать над четвертым LP. Эта пластинка, обычно называемая “Led Zeppelin IV” или в кругах поклонников по названию первой вещи “Black Dog”, вообще-то названия не имеет. Даже слова “Led Zeppelin” красуются лишь на ребре конверта. Зато присутствуют четыре загадочных знака, “присвоенные” каждому участнику группы. Бесподобны хиты альбома – “Black Dog”, “Rock and Roll”, “When The Levee Breaks”. Но самая известная вещь, которая стала с того момента гимном группы, да и остается таковым по сей день – это “Stairway To Heaven”, с дружелюбной фамильярностью именуемая в наших краях “Стремянка”.

Это – наглядный плод зеппелиновской концепции компромисса между акустикой и электрозвуком. Для наиболее удачного воплощения специально для этой вещи Пейдж заказал гитару с двумя грифами – электрическим и акустическим, естественно, его любимый Les Paul.

…Шелест листьев, древние заклинания кельтских жрецов – друидов. Ветер приносит странный запах сырости и тлена, лесных ягод и далекого костра, запах предчувствия волшебства. В нем – разгадка вечности, тайны тайн. Неуловимый момент – и, как неясный подземный гул, все более нарастающий и колышущий землю, всплывает ритм-секция, сливаясь с ровным архаичным гитарным полем. Голос бредит наяву; замок, возвышающийся на холме, втягивает башни-головы в стены-плечи: небо темнеет, будет буря. Неистовое соло вливается мощным потоком лавы; от пришептывания, напевного покоя вокалиста бросает вверх – молния крика пронзает мрак. Удары грома, жестокая гитарная жесть, ввинчивающаяся в уши. …And she,s buying the stairway to heaven…

Впервые “Лестница” была исполнена 5 марта 1971 года в Ulster Hall в Белфасте. Впоследствии Пейдж вспоминал, что в конце песни весь зал озарился тысячами зажигалок и спичек в высоко поднятых руках; в полном молчании – ни одного восторженного крика – люди признавались в любви покорившему их Звуку… Без сомнения, если “ЛЗ” были бы известны только как авторы одной “Лестницы в небо”, этого было достаточно для их увековечивания. Год за годом эта вещь занимает первое место по опросу слушателей радиостанций в США. В Великобритании опросы студентов регулярно награждают “Лестницу” титулом “песня всех времен и народов”.

Четвертый альбом вышел в ноябре 1971 года, как всегда не предваряясь выпуском сингла. (На этот раз “зеппелины” пригрозили “Атлантику”, что не станут заканчивать сведение пленок, если фирма попытается выпустить рекламную пластинку). С момента выхода он вошел к чарты и “не вылезал” оттуда годами, достигнув пика в 1973 году на волне интереса к следующей, пятой пластинке – “Houses Of The Holy”, оказавшейся первым “номерным” альбомом группы, имеющим название.

Музыка отличается прозрачностью, размытостью. На “D`yer Mak`er” ощущается влияние музыки реггей, весьма любимой Джоном Полом Джонсом. Хотя сам он не в восторге от этой вещи: “Я просто сидел за фоно и наигрывал пришедшую на ум мелодию. Остальные как-то сразу подключились и так получился “D`yer Mak`er”. Можно было проработать эту вещь получше”. Здесь же любимая Джонсом “The Crunge”, к которой он не имеет претензий.

Вслед за выходом пятого альбома группа вновь отправляется в турне, попутно готовя очередной, шестой LP. Предварительные заказы на двойник “Phusical Graffiti”, который вышел в 1975 году, были на сумму, превышающую 15 млн.$. И дело стоило того: альбом остается образцом творчества группы, ее технического совершенства. Взрывная “Trampled Under Foot”, “Kashmir”, проникнутый, по словам Пейджа, “величественным риффом”, – обе пластинки альбома от начала до конца – музыка высочайшей пробы.

Вместе с “Phusical Graffiti” в чарты популярности вернулись предыдущие пять альбомов группы. 1976-й – год выпуска “очень гитарного”, по терминологии Пейджа, альбома “Presence”. Роберт Плант попал в автодорожную катастрофу и ходил в студию загипсованный. Также выходит фильм “The Song Remains The Same” и пластинка-саундтрек к нему. Фильм особо ценен тем, что дает возможность любителям рок-н-ролла в нашей “неритмичной стране” увидеть, как это было…

Вот Пейдж на сцене. Любой гитарист, прекрасно владеющий своим инструментом, выглядит с ним естественно. Но органичность Пейджа выше на порядок: похоже, что гитара является не просто необходимым дополнением имиджа, она – продолжение тела, его неотъемлемая часть.

Пейдж – превосходный шоумен. Джон Пол Джонс: “Это вещь вообще очень важная. Правда, у меня это никогда толком не получалось. Я могу сказать себе перед концертом – тогда-то сделай выпад, потом выпрыгни вперед. Но вот начинается музыка, и я весь ухожу в нее. А вот у Джимми это естественно, ему дано. Плант всегда говорил мне стоять поближе, впереди. Начинал-то я впереди, но по мере того, как шел концерт, отодвигался назад, и заканчивал на своем любимом месте – как можно ближе к басовому барабану”.

Мощный рифф сотрясает зал; лицо гитариста почти скрыто копной черных волнистых волос; губы стиснуты от боли; в каких мегаджоулях можно измерить эту энергию, вылетающую из-под пальцев? Магическая алхимия тяжелого саунда. Бросок к колкам – моментальный перестрой гитары – взят оглушительный аккорд-крещендо. Тут же – снижение, затем – падение, растворение в колышущихся тенями звуках, словно невиданные тропические цикады заполнили зал. Психоделическая нирвана нарастает. Пейдж водит по струнам смычком, извлекая странные тягучие звуки. Когда он буквально осеняет зал этим смычком, это – почти крестное знамение. Размозженные струны свешиваются кусками сухожилий. Жертва на алтарь Великого Божества Рок-н-Ролла, незримо присутствующего на мессе в свою честь…

Кадры из фильма… Дикое озеро на севере Шотландии. По горе карабкается человек. Он видит на вершине фигуру в саване со светильником в руке. Свет знания… Когда человек проходит свой нелегкий путь и наконец взбирается на гору своей жизни, он обнаруживает… себя. Чередой проходят годы, от младенчества до глубокой старости. Дряхлый старец держит в руке символ знания; “и свет в темноте светит, и тьма не объяла его”. Вот оно, знание жизни – человек обладает им, но он слишком стар, чтобы воспользоваться. Мы добираемся до истины, касаемся ее рукой; но возраст делает ее почти напрасной для нас. Если бы не одно: эта истина – мы сами. Жизнь и смерть – вокруг этих двух вещей вертится весь мир людей, снедаемых низменными страстями и творящих добро, убивающих себе подобных и создающих шедевры, воздающих хвалу Творцу и этому миру и проклинающих его несовершенство… Человек должен найти себя…

1977-й и большая часть 1978 года проходят тихо для группы. Жизнь Роберта Планта омрачается смертью его маленького сына Карака от неизвестной вирусной инфекции. “Лед Зеппелин” “лег на дно”, освещаясь вспышками бушевавшего вокруг панк-рока.

В декабре 1978 года группа возвратилась к студийной работе (студия “Аббы” в Стокгольме). Следует отметить, что, хотя на конвертах альбомов продюсером всегда значился Пейдж, все участники группы в равной мере участвовали в творчестве. Джон Пол Джонс: “Джимми никогда не говорил нам: делай так, делай эдак. Мы продюсировали каждый. Особенно на накладках. Я был за пультом, когда он писал гитару, он – когда я писал бас или клавишные, оба – когда пел Роберт. Просто за миксом записей Джимми проводил больше времени, а так – он не был продюсером в сегодняшнем смысле этого слова”.

Очевидно, что такое бережное отношение участников группы друг к другу и обуславливало плодотворность их работы. В тихой стокгольмской глуши готовилась очередная бомба…

4 августа 1979 года “Лед Зеппелин” выступает на Knebworth Festival. Концерт длится 3 с лишним часа, а продажа билетов опережает все расчеты устроителей. 11 августа организуется второе выступление. 20-го выходит долгожданный “In Through The Out Door”. Альбом отличается ярко выраженным присутствием клавишных – Джонсу дали разгуляться, и прибавляет забот коллекционерам, поскольку выпускается пластинка в шести разных обложках. LP занимает первое место по объему продаж в мире; подобный успех выпадал только элтонджоновскому LP 1975 года “Captain Fantastic”. Группа проводит турне по Европе. Объявлено о концертах в Америке. Планируются британские гастроли. “Зеппелины” на новом витке творческой активности.

Но трагический случай изменил все. В четверг 25 сентября 1980 года Джон Бонэм был найден мертвым в новом доме Пейджа – Old Mill House на Mill Lane в графстве Виндзор. Расследование показало, что он умер, захлебнувшись собственной рвотой после 12-часового запоя, в течение которого Бонэм выпил не менее полутора литров водки с оранжадом. Англичане от таких доз умирают…

Двумя месяцами позже “Лед Зеппелин” официально объявили о распаде группы. Со слов Джона Пола Джонса: “Лед Зеппелин” был общим пространством между четырьмя музыкантами. У нас у всех очень разные вкусы. Мы не были той группой, в которой все слушают одну и ту же музыку и делают нечто похожее. Поэтому для воссоздания ЛЗ нужны все четыре”.

В 1982 году состоялась “жизнь после смерти” – вышел альбом ЛЗ “Coda”, в который вошли досведенные вещи, при жизни группы не вошедшие в альбомы. Джимми Пейдж, Роберт Плант и Джон Пол Джонс занялись собственными музыкальными проектами.

В 1982 году Пейдж озвучивает фильм “Death Wish II”; выходит саундтрек. 1985 – 1986 годы: группа “The Firm”, собранная Пейджем, выпускает две пластинки. 1988 год – великолепный сольный диск Джимми “Outrider”; в записи принимают участие Крис Фарлоу, одну вещь поет Плант, барабанит сын Бонэма – Jason. Пейдж выпускает прекрасную пластинку с Дэвидом Ковердейлом.

Последняя работа Джимми – пересведение оцифрованных альбомов ЛЗ и выпуск их в виде коробочки компактов – ПСС “Лед Зеппелин” для будущих поколений.

Джон Пол Джонс в 1982 году записывает музыку к фильму “Scream For Help”: выходит саундтрек. Он продюсирует известную альтернативную команду “Missiоn UK”, выпускает несколько сольных пластинок на лейбле Брайана Ино “Opal”. Последнее известие о его активности – диск, выпущенный в октябре 1994 года совместно с оперной певицей Diamоnda Galas.

Плант пользуется, пожалуй, наибольшим коммерческим успехом, выдавая хорошие сольники. 1982 “Pictures At Eleven”. 1983 “The Principle Of Moments”, 1984 “Honeydrippers, Vol.l” (в записи принимал участие Пейдж). 1989 “Manic Nirvana”.

Все это время циркулируют слухи о возможном воссоединении группы. Недавно опять появились сообщения, что у Пейджа и Планта один менеджер, и, взяв молодого Бонэма, группа собирается появиться на сцене. Если это и так, то, конечно, это не “Лед Зеппелин”. Но, если люди делают великолепную музыку и сейчас, а их старые вещи стоят на “золотой полке” рока, то разве важно, как это будет называться?

А “Лед Зеппелин” – это легенда. Она живет вечно, зачастую обрастая невероятными подробностями, но оставаясь при этом не менее волшебной и прекрасной.

P.S. Помнится, в 1982 году за нарушение своим обликом гармонии “образцового коммунистического города” автор этих строк был задержан на Пушкинской площади “комсомольским оперативным отрядом”. Будучи препровожденным в “штаб” этого “отряда” он имел душеспасительную беседу с одним из “юных дзержинцев”. Услышав, что автор любит “Led Zeppelin”, “молодой человек” задумчиво протянул: “Прежде чем понять эту группу, я слушал их года четыре…” И уж совсем идеологически невыдержанно добавил: “Но группа – классная!” Прислушаемся же к словам идеологического противника.

Зеппелиноведением занимался Петр ФАДЕЕВ.

Использованы материалы журналов “Англия”, “Guitar World”, “Rolling Stone” еженедельника “New Musical Express”, Poster Book Of LZ, газеты The Times.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“МАШИНА ВРЕМЕНИ” В США
БОЛЬШОЙ ТЕАТР ЗАВЕРШИЛ СЕЗОН
КЛЕМЕНТИЯ ПРИГЛАШЕНА НА NOKIA EUROHIT PARAD
ПАВЛИАШВИЛИ И УСПЕНСКАЯ ЗАПИСЫВАЮТ ДУЭТ
ЮРИЙ АЙЗЕНШПИС: Я ПЕРВЫЙ, И ЭТО НАСТОЛЬКО ОЧЕВИДНО…
В “ОСТАНКИНО” СКОРО ПРИЕДЕТ ОРГАН
ЛИДЕРА SHED SEVEN ПРЕСЛЕДУЮТ НЕУДАЧИ
АНСАМБЛЮ “РУССКОЙ ПЕСНИ” СКОРО 20 ЛЕТ
СПОЙ МНЕ ГОЛОСОМ СЫРЫМ ПЕСЕНКУ ПРО ДЖУНГЛИ
КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ ПОСТУПАЕТ В ГИТИС
Музыкально-тусовочная жизнь на прошлой неделе
FREAK POWER В СУДЕ
“ДОЖДЬ” РАЗРАЗИЛСЯ-ТАКИ
БИТВА ПОЛИЦИИ И РОК-ФЭНОВ В ИНДИАНЕ. АРЕСТОВАНО НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЧЕЛОВЕК
BILLBOARD’S CHARTS
ПОКУШАВШИЙСЯ НА МАДОННУ ПОКА В ПСИХУШКЕ
ЛЕВ ЛЕЩЕНКО ОТПРАВЛЯЕТСЯ В АМЕРИКУ
ИДИТЕ ВЫ В БАНЮ! В РИМСКУЮ. В КАРФАГЕНЕ. В ТУНИСЕ.
КАК ГОСТИ “ГОЛОСА АЗИИ” БУДУТ РАЗВЛЕКАТЬСЯ
НЕСЧАСТЬЕ НА ГРУШИНСКОМ ФЕСТИВАЛЕ
АННА БУНТОВНИКОВА: “МНЕ БЫ БЫЛО СМЕШНО”
В МАЛАЙЗИИ ЗАПРЕЩЕНЫ “БЕСЦЕЛЬНЫЕ” КОНЦЕРТЫ
СЕРГЕЙ ПЕНКИН НА КАВКАЗЕ И В КРЫМУ
ПОСТЫ, ТВ-6: БЕЗ ДЕЗИНФЕКЦИИ НЕ ПРОЙДЕШЬ (ГАД)!
ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ПРОЙДЕТ В СОЧИ В СЕНТЯБРЕ
ДВЕ ГРУППЫ ИЗ АМЕРИКИ
“ЭЙ, КРАСОТКА” В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ
В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЭЛЕКТРОННО-АКУСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ


««« »»»