Моя подруга Марина заявила: “Я амодистка. Амодизм – это отрицание моды. Как, например, атеизм – отрицание Бога”.
Я и раньше замечала, что одевается Марина в строгом классическом стиле, только в то, что ей идет. А теперь вдруг выяснилось, что стиль Марины имеет некое обоснование.
– Мода – это, конечно, не шмотки или модные модели, а общественное явление. Вещи превращены в социальные символы, в знаки престижности: есть у тебя такая-то вещь – значит, ты человек преуспевающий, а нет – грош тебе цена…
Мода появилась, когда буржуа стали подражать аристократам и носить ту одежду, которую им, по их общественному положению, было носить не положено. Это прекрасно описано у Мольера в его комедии “Мещанин во дворянстве”. Журденам хотелось выдавать себя за аристократию, они подражали – и тогда появилась мода.
До того существовали определенные формы одежды, какие-то модели, строго соответствовавшие положению человека в обществе. Они видоизменялись очень медленно.
– Зато сейчас мода меняется через каких-нибудь полгода.
– Процесс смены одних моделей другими искусственно ускоряется. Есть такое слово “обселисенс”. В саму модель встраиваются некое уродство, нелепость или экстравагантность – чтобы обеспечить быстрый выход этой вещи из моды! Оказывается, очень легко ввести любую, даже самую уродливую вещь в моду – надо только обеспечить соответствующую рекламу, но обратный процесс очень труден: человек привыкает к определенному стилю, к любимым туфлям или шляпе. С помощью психологического обселисенса нас заставляют менять, менять вещи – участвовать в гонках, непрекращающихся, постоянных, за все новыми и новыми шмотками, барахлом, записями…
Как обселисенс проявляется в одежде, видно невооруженным глазом. Когда вещь рекламируется, обращают внимание на ее положительные качества: например, высокий каблук очень красив. Когда же надо вывести вещь из моды, акцент делается на то, что высокий каблук вреден, ходить на нем неудобно, а потому он вроде бы уже и не красив… Идеалом моды по-прежнему является одна какая-то модель на гребне популярности. Каждый производитель стремится к тому, чтобы именно его модель вытеснила все остальные. Мода – это явление экономическое.
– И что же ты предлагаешь носить?
– Что тебе нравится, то и носи! Что тебе идет, а не то, что сегодня самое модное!
Я не сразу согласилась с Мариной. Но прочитала – по ее совету – книжку французского писателя Веркора “Квота, или Сторонники изобилия” – о том, как замечательно удалось одному предпринимателю оболванить население некой страны Тагуальпы, заставляя их покупать те вещи, которые им абсолютно не нужны… У нас сейчас, похоже, точно, как в Тагуальпе…
Ольга ПЕТРОВА.