– Я изучил много документов, связанных с этими исследованиями. Это факт: из человека можно сделать нечто такое, что будет одновременно и человеком и нечеловеком. Лишить определенных психологических функций и довести до кондиции, идеальной с позиций “пушечного мяса”…
Любого обывателя в течение года (и это крайний срок) можно превратить в существо, совершенно адекватное ситуации войны. Даже без какого бы то ни было хирургического вмешательства. Психически это будет уже не монстр, управляемый извне и способный – и это еще детский лепет! – пробивать двери, разбивать железные конструкции… Но с точки зрения физиологии – совершенно оптимальный человек. Совершенно.
“Engineering Red” Андрея И, демонстрировавшийся в московском Киноцентре на Красной Пресне для очень узкой аудитории, основан на советских кинодокументах 40-50-х годов. Фильм, названный в анонсе “интеллектуальным триллером”, посвящен проводившимся в СССР секретным опытам по созданию антропомоделей различного функционального назначения…
На экране показываются чудовищные эксперименты с человеческим телом, в самом деле напоминающие “конструктор красного цвета”. Подлинные кадры, циничные в своей бесстрастности: хирургическое конструирование конечностей, предназначенных для экстремальных нагрузок; трансплантации отдельных органов; создание и вживление титановых суставов и различных защитных систем; исследование пороговых возможностей различных органов – например, испытание сердечных клапанов свиней (способных выдерживать колоссальные перегрузки) на человеческом сердце… Все это – при широком использовании деталей человеческих трупов.
Минимум эмоций – идет кропотливая и важная работа. И вот результат – супер-человек, ломающий ударом руки железнодорожные костыли…
– Андрей, по-вашему, целью было военное применение людей-роботов или же просто велась исследовательская поисковая работа?
– В те времена создавался “задел”. Тогда “мудро” относились к будущему, работали на завтрашний день… Хотя я сейчас занимаюсь документами, связанными с политическими покушениями, – биороботы вполне могли там использоваться. Эта тема пока не тронута вообще. Табула раса.
…Внутренне-торжествующий голос Левитана за кадром – в традициях многолетней советской “Хроники дня”. Левитан комментировал документальные съемки о стимулированных в лабораторных условиях сиамских близнецах – сестрах Маше и Даше. Стимуляция проводилась через воздействие на сердечный ритм матери, когда девочки были еще зародышем… Победа советской науки. Девочки на экране улыбаются, переглядываясь. Дети, имеющие 3 ноги, 4 руки и один желудок на двоих. Монстр, улыбающийся, застенчивый и жалкий… Вот няня приносит девочкам завтрак. Вот они учатся ходить с помощью костылей. Учатся… стоять – при их “физике” это сложно: стоят, подбоченившись, подперев бедра руками. Обнимаются.
“Развитие девочек протекает нормально и соответствует их возрасту”, – сообщает диктор. В торжествующем голосе слышится: такое возможно только в Советском Союзе!.. Фильм, ставший частью “Engineering Red”, предназначался для И.В.Сталина, любившего слушать Левитана.
– Вы полагаете, подобные опыты над людьми до сих пор продолжаются?
– Насколько мне удалось выяснить, эксперименты закончились в середине 60-х годов. Как только в Америке стали заниматься психотропным оружием – и, как резонанс, в СССР занялись тем же – опыты практически прекратились. Стало понятно, что делать искусственных людей глупо. Это оказалось неоптимальным, ведь пустой работы никто не делает. Гораздо проще, как выяснилось, найти механизм воздействия на общественное сознание…
Но тем не менее эти опыты не прошли даром. Я знаю место, где содержатся люди, подвергавшиеся этим опытам. Они до сих пор существуют, но – у меня такое впечатление – сами не знают своей судьбы.
В СССР в свое время была создана благоприятная всему этому кошмару обстановка секретности. Например, на Новой Земле можно увидеть поселки, “упакованные” чем угодно для того, чтобы в них люди жили долгое время. Зачем? Говорят: “гражданская оборона”, еще что-то… Об этом никто не знает. Есть Северная Земля, другие архипелаги, таежные регионы, которые совершенно неконтролируемы…
В общем, существуют места, где до сих пор живут люди, которые по образу своему являются биомоделями, биороботами. Я совершенно официально и достаточно авторитетно об этом заявляю. Это не фантастика.
…Еще один персонаж фильма – академик медицины С.С.Юдин. Юдин в круге студентов. Юдин объясняет технологию переливания крови. Демонстрирует пособие “для специального пользования”: служитель морга и хирург; труп, доставляемый на специальной каталке; скальпель, взрезающий аорту, зажимы – специальная система перекачки. Специальная система хранения трупной крови – “все должно идти в дело”. Безотходное производство. Большой народнохозяйственный эффект…
– Андрей, какое количество людей подверглось воздействию, о котором вы рассказываете в фильме?
– Что касается чистого моделирования – порядка 1100 человек. Относительно трупной крови – диктор с экрана говорит, что в год ее переливалось живым людям до тысячи литров. И это, конечно, тысячи…
Между тем, настоящее психотропное оружие – не физического воздействия. Существуют “вислеры” – люди-распространители неких сигналов… Действует своеобразная знаковая система. Ее никто не контролирует. Вычислить ее практически невозможно. Поэтому и всю проблему трудно вынести на широкое обсуждение.
В общественном восприятии, как правило, происходит “стирание”: “до какого-то момента я этому верю, а потом уже просто не хочу ничего замечать”. Защитная реакция. Вот – казалось бы – документальные кадры. Посмотрели двести человек, тысяча – и никто не хочет воспринимать показанное всерьез. Парадокс. Порог восприятия, через который человеческая психика не может переступить. Не хочет переступать. Но я надеюсь, что человек, который все-таки посмотрит фильм, начнет думать. Это главное. Ведь мой фильм не мелодрама, не детектив, которые всегда чем-то кончаются. А я не хочу, чтобы просмотром все закончилось…
Анатолий ПАПУШИН.