Опиум для народа в трактовке Дмитрия Мишенина (DOPINGPONG)

Человеку свойственны два противоречащих друг другу желания: первое – растворяться в коллективе, второе – противопоставлять себя ему. «Малотиражные» религиозного толка организации эти желания совмещают, подменяя Бога божком. И даже в продвинутом ХХ веке в цивилизованных странах возникали и гибли разного рода секты, которые успешно отнимали у людей силы, энергию, деньги и даже право на жизнь.

Как показывает практика жизни, обычный человек, что древний, что современный, не мог и не может обходиться без веры. Но в наши дни, когда на рынке убеждений есть все и вся, включая экстрасенсов, гадалок, медиумов, иначе говоря, огромное количество людей, претендующих на особые, «доверительные» отношения с мирозданием и его творцом/творцами, под словом «вера» можно понимать все что угодно. Ведь верить можно не только в Бога или богов, но и в идеи, в личность или в судьбу.

Может быть, именно в силу изобилия неподготовленный искатель истины может угодить как в солидную конфессию – стать православным, протестантом, католиком, мусульманином, иудеем или буддистом, так и попасть в секту.

Хорошо, если в приличную, типа секты баптистов, евангелистов или мормонов, но плохо, если в сообщество, полностью оторванное от традиционного понятия добра и зла.

Обычно сектой называют «тип религиозной организации, оппозиционной традиционно господствующему вероучению». В быту такая структура «противопоставляет себя системе общепринятых как религиозных, так и светских норм и функционирует как контркультура». Но поскольку на данный момент в плане идеологии никаких общепринятых норм нет или есть ровно одна – отрицающая все, что когда-либо было общепринятым, то и вариантов противопоставления – миллион.

Поэтому ХХ век, столкнув, благодаря технологическому рывку, в едином информационном поле все мыслимые и немыслимые виды философий и верований, породил огромное количество мелких сообществ, построенных по типу секты. Причем в основе картины мира «отца» такого «учения» (признанный лидер является, пожалуй, единственной необходимой составляющей организованного коллектива подобного типа) может лежать все что угодно. Но, как правило, базой мировоззрения отцов-сектантов являются полное невежество, эротическая неудовлетворенность, психологическая малоценность, патология эмоциональной сферы или нездоровая страсть к власти и деньгам. Поскольку любое нормально функционирующее общество отторгает подобный асоциальный набор, люди, им обладающие, формируют вокруг себя группы столь же асоциальных, но еще и слабых духом или сломленных обстоятельствами людей. А получаются в результате разного рода общины, которые порой успешно функционируют десятилетиями.

Мы предлагаем нашему читателю изучить десятку самых заметных сект второй половины ХХ века. Стоит это сделать хотя бы потому, что число их адептов и сегодня очень велико. Более того, постоянно рождаются новые секты, но о них никто ничего не пишет по вполне конкретной причине: это небезопасно, ибо любопытствующих разоблачителей просто убивают. Если брать, к примеру, Россию, то на нашей территории только Православная церковь обладает достаточным ресурсом силы для того, чтобы выцарапать жертву из лап сектантов, если, допустим, родственники обратятся к ней за помощью. Имеет смысл учесть и еще одно обстоятельство – многие семьи функционируют по типу секты и калечат за закрытыми дверями слабые души.

Когда нет крепкой социальной идеологии, объясняющей людям, что хорошо, а что плохо, каждый волен строить свою систему ценностей из подручных средств. Продукт подобного творчества может оказаться ужасающим. В семьях, где авторитет отца или матери не подвергается сомнению, часто вырастают полные моральные уроды. И человечество не было бы там, где оно есть, если бы это уродство не воспроизводилось от поколения к поколению. Кстати, столь раскручиваемые ныне террористические организации – тоже секты. И оперируют ими разведки и спецслужбы, следы которых постоянно обнаруживают там, где их быть не должно, а расследования, связанные с деятельностью сектантских групп, засекречиваются или сходят на нет. Секты – это оружие массового поражения, просто не очень изученное, а потому не слишком используемое. Пока.

По типу сект функционируют и многие бизнес-структуры, где сотрудников унижают, запугивают, делают зависимыми, неуверенными в себе и нещадно на основе этого эксплуатируют.

Одним словом, сект вокруг нас великое множество.

Надо лишь присмотреться…

Марина ЛЕСКО

«Трансцендентальная медитация»

В 1952 году на американскую землю ступил бородатый индус, называвший себя Махариши Махеш Йоги. Он утверждал, что изобрел новый способ медитации, позволяющий любому человеку достичь «сознания абсолютного бытия», что на языке обывателя означало «быть здоровым, счастливым и решить все свои проблемы». В Калифорнии – колыбели американской богемы – Махариши довелось познакомиться с «битлом» Джорджем Харрисоном, сильно увлекавшимся Востоком, который и ввел индуса в звездную тусовку, чем способствовал распространению «Трансцендентальной медитации» среди деятелей шоу-бизнеса середины ХХ века. На короткое время «Индийского лета» 1967 года его последователями стали певцы Донован и Мик Джаггер, актриса Миа Фэрроу и многие другие звезды мировой арт-тусовки.

Махариши рассчитывал благодаря им на массовое внедрение своего «ноу-хау». Он основал «Международное студенческое общество медитации» и начал активную пропаганду своего метода среди молодежи, которая в то время повально увлекалась йогическими практиками. Всячески подчеркивались «научность» метода Махариши и его высокая эффективность: медитация помогает учиться и работать, улучшает самочувствие, позволяет расслабиться и отдохнуть, и даже «словить кайф» без всяких наркотиков. При этом полностью отрицалась очевидная религиозность учения, что позволило встроить занятия по методу Махариши в программу школ и университетов Америки, то есть обойти Первую поправку Конституции США, разделяющую религию и образование! Не прошло и нескольких лет, как в Штатах насчитывалось уже более 6000 преподавателей «Трансцендентальной медитации», за деньги обучавших правильно читать мантры десятки тысяч последователей. Был даже создан «Международный университет Махариши» – организация, напоминавшая монастырь, где всевозможные дисциплины преподавались сквозь призму науки «Созидательного Разума», то есть науки «правильного медитирования». Махариши вкладывал массу средств в продвижение «Трансцендентальной медитации», заказывал статьи и псевдонаучные работы об эффективности своего метода и его необыкновенной пользе для здоровья.

О том, что, по некоторым независимым данным, «медитация по Махариши» вызывает различные нервные расстройства, галлюцинации и прочие симптомы психических заболеваний, вплоть до психозов, естественно, никто не писал. В 1974 году «Трансцендентальная медитация» преподавалась во многих американских школах, а Махариши работал над школьным учебником. Однако активное внедрение науки «Созидательного разума» в систему образования США было приостановлено решением суда Нью-Джерси – в 1977 году суд признал учение Махариши Махеш Йоги религиозным по своей сути и запретил преподавать его в школах.

Вердикт нанес серьезный ущерб «империи» Махариши, но не прекратил ее существования. «Трансцендентальная медитация» и сейчас распространена довольно широко, клубы и кружки медитирующих по Махариши, по сей день существуют во всех странах мира, в том числе и широко распространены в России. Особым и наиболее шоуменским направлением деятельности одной из старейших индуистских сект на Западе стали пропаганда и демонстрация левитации – возможности летать и парить над землей, не прибегая к помощи технических средств. До сих пор выявить момент шарлатанства в уроках левитации «Общества Трансцендентальной медитации» его критикам не удалось, что позволяет им год за годом увеличивать приток новых и новых учеников в свои ряды.

Ошо

Феноменальной простотой и притягательностью обладает религия, предложенная индусом Бхагаван Шри Раджнишем по прозвищу Ошо.

Ее основная идея: человек есть совершенный бог, ему можно и даже нужно делать все, что ему хочется, и «жить полнокровной жизнью». Неудивительно, что такой образ мыслей снискал большую популярность, особенно среди людей с большими возможностями. Свою религию Ошо даже позиционировал как «единственную религию для богатых», так как бедным он оставлял все другие религии прошлого.

В середине 1970-х Раджниш открыл в Пуне (Индия) первую ашрам-коммуну, куда ежегодно приезжали 50 тысяч человек учиться «высвобождать бессознательное», медитировать и предаваться коллективным сексуальным оргиям. Аналогичные заведения он стал открывать по всей Индии. Проповеди Раджниша распространялись на видео и аудиокассетах огромными тиражами. Однако многие были недовольны развратным и аморальным поведением раджнишистов. В 1981 году правительство Индиры Ганди лишило коммуну статуса религиозной организации. Раджниш ликвидировал ашрам и переехал в США, где приобрел большое ранчо в штате Орегон. Вокруг ранчо вскоре вырос город Раджнишпурам, в котором постоянно жили около 5000 раджнишистов, и еще тысячи последователей гуру посещали его ежегодно. Все они жертвовали организации значительные средства. Курсы медитации «по Раджнишу» тоже стоили недешево.

В 1984 году секта попыталась захватить власть в штате Орегон – для победы на выборах в законодательное собрание раджнишисты пригласили в свои дома примерно 3500 бомжей, собранных по всей стране (они рассчитывали выиграть за счет приезжих избирателей). Но власти штата увеличили срок проживания в Орегоне, необходимый для получения права голоса, и план провалился. Тогда сектанты попытались заразить сальмонеллезом избирателей конкурирующих кандидатов, распылив биологическое оружие в ресторанах и кафе по всему штату. Многие люди заболели, но и это не помогло. Отношения сектантов с местными жителями все больше накалялись. Убийства, похищения, изнасилования стали не редкостью в окрестностях коммуны, причем в откровенной уголовщине были грешны как аборигены, так и сектанты. В конце концов в Раджнишпурам прибыли агенты ФБР, обнаружили у «мирных» людей склад оружия, наркотики и массу других улик. Всего этого оказалось достаточно, чтобы арестовать Раджниша. Но главными обвинениями в его адрес оказались «неуплата налогов и нарушение миграционных законов США». Его приговорили к большому штрафу и 10 годам условно, а также обязали покинуть США. В предательстве и показаниях против гуру был обвинен его личный секретарь и телохранитель. Раджниш же в 1987 году вернулся в Индию, где и продолжил свою проповедническую деятельность. Именно тогда он назвал себя Ошо (океан) и стал продвигать свои медитативные техники уже как «научные медицинские разработки».

Ошо умер в 1990 году, как везде писали его недруги, предположительно от СПИДа или передозировки наркотиков. Но его последователи считают, что уход их лидера в другой мир был сознательным, добровольным и сравним лишь с уходом Будды. Существует также свидетельство, что во время кремации труп Ошо принял позу лотоса, как подобает подлинному святому. Наследника Бхагаван не назначил, и потому его смерть привела к расколу созданной им организации на множество школ, разбросанных теперь по всему миру. Однако его книги и учение и поныне популярны точно так же, как и при его веселой жизни.

Чарли Мэнсон

Для Америки Чарлз Мэнсон воистину культовый герой. Его запутанное дело – один из главных парадоксов американской юриспруденции прошлого века. Мэнсон – самый известный серийный убийца нашего времени и считается маньяком №1 в мире. Вот уже 40 лет он отбывает пожизненное заключение. Самое поразительное в его истории то, что Чарли не совершил ни одного убийства, является защитником животных и по профессии музыкант. Его песни поют уже полвека знаменитые группы от «Бич Бойз» до «Ганз энд Роузес». Его история послужила вдохновляющим моментом для написания множества книг, легла в основу более десятка кинолент и еще большего количества телесюжетов.

А дело было так: жарким летом 1969 года Чарли оказался напрямую замешан в трагическую историю со смертельным исходом, ибо члены созданной им общины, впоследствии названной прессой «Семья Мэнсона», то ли под воздействием наркотиков и психоделической музыки, то ли под впечатлением туманных пророчеств и рассказов самого Чарли о возможном конце света, совершили череду с виду бессмысленных убийств известных и богатых людей на Голливудских холмах. Самое знаменитое из них случилось 9 августа 1969 года в доме кинорежиссера Романа Полански на Сьело Драйв 10050. Группа девушек, живших с Чарли, под предводительством находящегося в невменяемом состоянии после отравления белладонной студента Текса Уотсона застрелили и закололи ножами жену Полански – кинозвезду Шарон Тейт, находившуюся на девятом месяце беременности. Тейт прославилась съемками в комедии ужасов «Бесстрашные убийцы вампиров, или Извините, но ваши зубы впились мне в шею». Вместе с ней погибли парикмахер Джима Моррисона и Брюса Ли Джей Себринг и наследница многомиллионного состояния и дочка основателей кофейной империи Эбигейл Фолгер. Все жертвы в момент гибели пребывали в состоянии наркотического опьянения и были заживо замучены на своей домашней вечеринке вторгнувшимися хиппи, также в измененном состоянии сознания. Спустя ночь все повторилось на другой вилле, принадлежавшей владельцам сети магазинов, чете ЛаБианка. Там члены коммуны Мэнсона оставили надписи кровью своих жертв: «Тарарам» на холодильнике и «Смерть свиньям» на стене, а хозяину особняка вырезали слово «Война» на теле и воткнули вилку в живот.

Впоследствии, обратив внимание на надругательства над телами и цитаты из песен «Битлз», прокурор Винсент Бульози связал всю серию убийств, проведя нить от драгдилера Гари Хинмена до киноактера Дональда Джерома Шиа. В результате он и выстроил свое обвинение именно против Чарлза Мэнсона, идеолога, спланировавшего всю эту адскую летнюю кровавую бойню в Лос-Анджелесе, жертвой которой стало больше 10 человек. Присутствие Чарлза Мэнсона на местах преступлений доказано не было, что не помешало американским властям упрятать этого человека в тюрьму из-за его речей антиправительственной направленности и опасной мистической окраски всех этих преступлений.

Споры вокруг этой истории не утихают и по сей день. Каждый год появляются новые «артефакты» о самом знаменитом преступнике и секс-гуру ХХ века. 2008-й не исключение – на DVD вышел перемонтированный и претерпевший цифровую реставрацию документальный фильм Роберта Хендриксона «Внутри банды Мэнсона», запечатлевший долгий судебный процесс над всеми участниками дела «Тейт/ЛаБианка». И уже сейчас все замерли, ожидая Линдси Лохан в главной роли фильма «Мэнсон герлс», премьера которого планируется на 2009 год.

«Церковь Сатаны»

Самыми известными любовницами и последовательницами Антона Шандора ЛаВея – дрессировщика животных и криминального фотографа, а по совместительству Дьявола во плоти и основателя «Церкви Сатаны» – стали суперзвезды ХХ века Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд. Обе женщины находились в тот момент на пике своей карьеры и так или иначе поплатились за связь с Князем Тьмы, которым считал себя ЛаВей, – Мэрилин покончила с собой, а Мэнсфилд в буквальном смысле слова потеряла голову в автокатастрофе. Причем сам Антон вспоминал, что в момент гибели звезды разрезал ее фотографию ровно по шее, как раз в том месте, где и отделилась при аварии голова. Однако, несмотря на трагическую смерть в молодом возрасте, обе платиновые блондинки успели проложить ЛаВею путь в мир богемы. И нео-Сатана успешно адаптировался в новом для себя арт-пространстве.

За красивым стартом «широкой известности в узком кругу» последовали съемки и консультации для короля андеграунда Кеннета Энгера и классика Романа Полански, снимавшего свой хит «Ребенок Розмари». Лик ЛаВея стал мелькать во многих мужских журналах типа «Bizarre», появлялся он всегда в окружении красивых, модельного вида ведьм топлесс. С Вальпургиевой ночи 1966 года – начала летосчисления от рождения «Церкви Сатаны» – Антон Шандор ЛаВей с помощью ТВ и прессы стал главным рупором сатанистов всего мира и не побоялся поставить дьяволопоклонничество на массовую и коммерческую основу.

Слава Антимессии распространялась стремительно по всем Штатам. Написанная им «Сатанистская Библия» стала настольной книгой свежеоткрывшихся сатанистских церквей. С бритой головой, мефистофельской козлиной бородкой и сшитой на заказ мантией а-ля Дракула, Антон Шандор ЛаВей выглядел как ярмарочный Демон. Но сказочный вид, подкрепленный артистической харизмой, чувством юмора и жизнеутверждающей гедонистической философией, сделал его героем конца 60-х годов – эпохи любви, страстной жажды радостей жизни и тотальной оппозиции ко всему старому, включая официальную религию.

ЛаВей попал со своей проповедью в правильное время и в правильное место. Его последователями становились христиане, мечтавшие о земных удовольствиях, помешанные на индуизме и синтоизме студенты, желавшие вкусить еще больше экзотики. Любители оккультных ритуалов и шаманских пророчеств сделали ЛаВея настоящей суперзвездой. А сам Антон предлагал всем верующим пробудить Дьявола и стать свободным от оков религии. В отличие от большинства сект и несмотря на страшное слово «сатанизм», ЛаВей не был замешан ни в каких уголовных преступлениях или растлении малолетних, а также распространении наркотиков или зомбировании своих адептов с целью отнятия их имущества, как большинство представителей новейших религий ХХ века. Он вел образ жизни обычного шоумена, купался в лучах славы, охотно давал интервью, объясняя все события в мире своими проклятиями и предсказаниями. Так, серию убийств «Семьи Мэнсона» он связал с проведением им лично в 1969 году опасного летнего ритуала, символизировавшего гибель эпохи хиппи.

Он с сочувствием вспоминал свою мимолетную встречу с таким ужасным серийным убийцей 80-х годов, как правоверный сатанист, «ночной сталкер» Ричард Рамирес, которого он увидел однажды на улице, но вовремя не остановил. ЛаВей поведал средствам массовой информации о многих своих проклятиях, результатами которых стали человеческие жертвы и стихийные явления, но по этим заявлениям не было заведено ни одного дела. В обычной жизни Антон Шандор ЛаВей был неортодоксальным семьянином, разводил диких зверей, был вегетарианцем и ярым защитником животных. Но главной и особой мечтой Сатаны до конца его дней оставалось создание искусственного человека – существа, альтернативного Главному Творению, созданному по Образу и Подобию Бога.

Когда ЛаВей вполне мирно и по-христиански скончался в своей кровати от старости, ни одна из «кукол», найденных в его доме, не функционировала. Главная задача главного сатаниста планеты так и осталась неосуществленной.

«Трубный зов»

В эпоху развитого СССР, когда подпольными считались магнитофонные записи групп «Аквариум» и «Кино», возникновение сообщества «Трубный зов» было воистину скандальным и революционным.

Считавшаяся в России сектой община баптистов, несмотря ни на что, спокойно существовала в Санкт-Петербурге, где отправляла службы в Доме молитвы на Поклонной горе. Наступали 80-е, и приближавшийся к сорокалетию Валерий Баринов и его двадцатилетний друг Андрей Тимохин сели и вместе придумали проект «Трубный зов», решив объединить паству на почве любви к религии и рок-музыке. Запись религиозной проповеди для молодежи была сделана в домашних условиях и растиражирована на кассетах по всей стране. Она получила распространение, возможно, большее, чем легендарная рок-опера Эндрю Ллойда Уэбера и Тима Райса «Иисус Христос – Суперзвезда». Поэтому на популярность рок-проповедников обратили внимание как местное КГБ, так и антисоветские организации вроде Кестон-колледжа из Соединенного Королевства. Началась борьба за умы в духе «холодной войны». С одной стороны, милиция и комитетчики пытались упрятать в психушку и лишить Баринова и Тимохина возможности работать, а с другой – их имена стали символом и знаменем верующей русской молодежи и постоянно звучали по «Голосу Америки» и Би-би-си. Альбом «Трубного зова», разрекламированный антикоммунистом Севой Новгородцевым в легендарной программе «Рок-посевы» на коротких волнах, вышел на английском языке, но главный успех, конечно, был на родине, где за Бариновым и Тимохиным закрепилось звание проповедников, и каждый их нелегальный концерт превращался в религиозную мессу. В результате их записи были приравнены к антисоветской литературе и официально запрещены на территории СССР.

Хотя организованное фанатами рока сообщество было достаточно безобидным, КГБ спланировал провокацию, в результате которой Валерия Баринова и Андрея Тимохина задержали якобы при попытке нелегального перехода государственной границы из СССР в Финляндию. Так Баринов и Тимохин из рок-идолов превратились в святых и мучеников, о них стали писать книги как в России, так и на Западе, снимать сюжеты для телепередач и кино. И то их обвиняли во всех смертных грехах, называя предателями Родины, то превозносили как мессий из-за «железного занавеса». Они смело выступили на суде, посмеялись над советской властью и обвинили коммунистов в сатанизме. На том пути священников-маргиналов разошлись: Тимохин сел в обычную тюрьму, а Баринова как фронтмена и лидера попытались сгнобить в самом гиблом месте страны.

Но, отбывая срок на зоне «Кровавый спец», Валерий не погиб, а обратил в христианство множество уголовников, чем заслужил уважение самых отпетых преступников. В течение нескольких лет два выдающихся политических деятеля, Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган, в рамках переговоров пытались вызволить Баринова и Тимохина из мест заключения. Но удалось это, лишь когда к власти в СССР пришел Михаил Горбачев. Андрей Тимохин, отбыв заключение, принял сан, а Валерий Баринов покинул Россию в самом начале перестройки. В лондонском аэропорту Хитроу местные полицейские встречали его, как настоящего святого, – встав на колени и целуя руки, а легенда рока Литл Ричард подарил ему свою гитару. После чего радио и ТВ-шоу превратили этого русского диссидента в самого желанного гостя. С той поры и по сей день Валерий Баринов путешествует по святым местам, растит детей, внуков и занят написанием «Нового евангелия», публикация которого намечена на самое ближайшее время.

«Народный Храм»

Одной из самых ярких фигур среди лидеров неорелигиозных организаций по праву может считаться Джим Джонс, родоначальник движения «Народный храм». Свою славу он приобрел в 1978 году, когда покинул этот мир вместе с девятью сотнями своих верных последователей.

Этот успешный проповедник и прагматичный коммерсант основал церковь, сыскавшую огромную популярность у населения Сан-Франциско, а также у местных чиновников. Джонс твердо усвоил золотое правило – «Хочешь стать богатым – работай для бедных». И потому его проповеди были обращены к наименее обеспеченным горожанам и к чернокожим, для которых вход в другие церкви был закрыт из-за дискриминации по расовому признаку. Всем им Джим Джонс внушал чувство общности, давал моральную поддержку, обещал рай на земле и блаженство на небесах. Взамен он постепенно получал в собственность все, чем владели его последователи. Пока просветленные прихожане передавали «Народному храму» свое жилье и имущество, городские власти Сан-Франциско, тронутые заботой проповедника о маргиналах американского общества, оказывали ему поддержку и предлагали различные социальные посты. Но в целом его деятельность, основанная на христианско-коммунистической идеологии, вызывала пристальное внимание спецслужб.

Возможно, благодаря им пошли слухи о суровых порядках в «Народном храме». До прессы доходила информация, что якобы преподобный Джонс в стенах своей церкви практикует жестокие публичные наказания провинившихся прихожан, сексуальные извращения и различные формы насилия. Говорили, что он объявил самого себя Богом Всемогущим. Все это было на руку противникам «Народного храма», которым неприятно было наблюдать успешно функционирующую социалистическую организацию в стране победившего капитализма.

Волна негодования со стороны властей могла бы накрыть Джима Джонса, если бы он вовремя не переселился в Гайану вместе со своими верными прихожанами, чтобы основать «идеальный город» среди тропических джунглей – Джонстаун. Этот «рай на земле» был обнесен колючей проволокой и окружен вооруженными охранниками – для защиты от возможного вторжения. Одни говорили, что жители Джонстауна с раннего утра до позднего вечера работают на Джонса под прицелами автоматов. Другие рассказывали об идиллической жизни на природе, о добровольном занятии успокаивающим душу сельским хозяйством и о гармоничном коммунальном бытии, возрожденном впервые со времен Эдема. Такие противоречивые рассказы продолжались до тех пор, пока в ноябре 1978 года городок не посетил конгрессмен Лео Райн вместе с группой журналистов. Для высоких гостей Джонс организовал показательное выступление: конгрессмена встречали приветливые и довольные «горожане», уверявшие, что они абсолютно счастливы в Джонстауне. Однако ночью Райн получил несколько записок с мольбами о помощи. На следующий день он собрал всех жителей Джонстауна и спросил, не хочет ли кто-нибудь уехать вместе с ним. Желающих было немного, но они все же нашлись. Джонс заявил, что это провокация, но удерживать никого не стал и вежливо проводил конгрессмена с группой «предателей».

Но после этого произошли события, которым до сих пор нет объяснения. По одной версии Джим Джонс отправил за уехавшими вооруженных телохранителей, которые расстреляли большинство из уехавших, включая самого Лео Райна, в заброшенном аэропорту. По другой – конгрессмен, журналисты и беглецы были расстреляны неизвестными киллерами, ибо цель была – спровоцировать трагедию. В любом случае, понимая, что контроль над ситуацией потерян и назад пути нет, Джонс решил осуществить давно задуманное – коллективное самоубийство всех членов «Народного храма». Он объявил своей пастве, что «умереть в революционном самоубийстве – значит жить вечно», и предложил всем выпить заранее заготовленный яд. Его последователи должны были сначала «позаботиться» о детях (в коммуне их было 276, самым младшим – всего несколько месяцев), потом помочь «сомневающимся» братьям и сестрам и затем самим покончить с собой. Таков был план, однако, на следующий день после этого «массового самоубийства» прибывшие на место спасатели нашли 912 трупов, разлагающихся в тропическом зное, и более половины тел – со следами уколов яда между лопаток, то есть жертвы явно были «отправлены в рай» насильно. Некоторые были застрелены, что уж совсем не вписывалось в теорию массового суицида. Нюанс: и сам Джим Джонс был найден с пулей в голове.

События в Гайане потрясли мир и породили массу трактовок произошедшего. Некоторые считают, что Джима Джонса контролировало ЦРУ и что Джонстаун был государственной площадкой для психологических экспериментов над людьми. Возможно, Лео Райн и все члены «Народного храма» тоже были убиты спецслужбами, чтобы скрыть правду об этом проекте. Но то, что напоминавший поп-звезду в алой рубашке и солнцезащитных очках Джим Джонс не покончил жизнь самоубийством и не попытался скрыться с места преступления, а был убит выстрелом в затылок, совершенно очевидно. Таким образом, все обвинения, выдвинутые против этого талантливого проповедника, спустя 30 лет кажутся все более надуманными и сфальсифицированными. Вероятнее всего, он просто «под заказ» создал «продукт», который в результате никого не устроил.

«Ветвь Давидова»

Когда весной 1993 года по всем радиостанциям и телепрограммам Америки передали информацию о противостоянии ФБР и малоизвестной христианской секты «Ветвь Давидова» из Техаса, о проповеднике Дэвиде Кореше узнали многие. Никакой особой информации поведано не было – лишь сказали, что это закрытая коммуна с сексуальными и бытовыми ритуалами апокалиптического толка. По сведениям местных властей, коммуна практиковала многоженство и активно вооружалась в преддверии скорого конца света. Проверить и обыскать место их дислокации – ранчо Вако – неохристиане властям не позволили. В результате завязалась перестрелка и погибли люди.

Здание с адептами секты «Ветвь Давидова» было окружено. Агенты ФБР подтянули военизированные части, блокировали связь и начали двухмесячную блокаду сотни верующих, вооруженных до зубов. Трагедия привлекла внимание СМИ уровня Си-эн-эн. Начались прямые трансляции, интервью как с осаждающими, так и с осажденными, считавшими, что они защищают свое право на уединение и веру. Лидер «Ветви Давидовой», проповедник Дэвид Кореш, которого прихожане наделили полномочиями, отправляясь на встречу с ФБР, сообщил через допущенных журналистов о своем намерении сдаться. Единственным его условием стала просьба дать ему возможность закончить книгу-рукопись «За семью печатями», которая будет символизировать снятие последней печати, выход Зверя и начало Апокалипсиса. Заявление было сделано незадолго до трагического штурма. На тот момент проповедником уже была написана шестая часть книги, и пресса была уверена в том, что власти пойдут навстречу Корешу и что это поможет мирно разрешить конфликт.

До сих пор неясна мотивация штурмовиков, решивших применить силу. Но штурм все-таки начался, а здание было наполнено женщинами и детьми. После серии взрывов начался пожар, и 80 членов секты «Ветвь Давидова» погибли в страшных мучениях. Самого Дэвида Кореша застрелили спецназовцы, а его книгу, послужившую катализатором уничтожения множества невинных и добропорядочных прихожан, так и не нашли, считается, что она сгорела вместе с жертвами. В ходе долгого расследования было установлено, что агенты ФБР многократно превысили полномочия: вскрывали почту, пытались незаконно проникнуть на территорию христианской общины, в результате чего и началась блокада, а затем спланированно и методично, с помощью газа, танков и огнеметов, уничтожили больше семи десятков христиан, четверть из которых – дети и подростки до 14 лет. Оправдать такое поведение было невозможно, и около 50% американцев обвинили в трагедии власти. Как только вина штурмовиков была официально доказана, уголовные дела против оставшихся в живых сектантов прекратили, а дело о пожаре в Вако замяли.

«Аум Синрикё»

Основатель культа «Аум Синрикё», полуслепой японец Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото), сменил несколько профессий, прежде чем «нашел себя» в качестве духовного лидера. Сначала он был обыкновенным финансовым махинатором и продавцом фальсифицированных лекарств. Как и все удачливые мошенники, баллотировался в парламент, но выборы проиграл. Имея уже несколько судимостей, вдруг увлекся йогой и в 1986 году создал свое псевдонаучное учение с элементами буддизма. Оно, среди прочего, толковало паранормальные явления и было насыщено апокалиптическими пророчествами. Этот «интеллектуальный товар» оказался востребованным, и вскоре организация «Аум Синрикё» насчитывала уже 40 тысяч адептов по всему миру. А в 1992 году была развернута грандиозная рекламная кампания этого персонажа и в России.

«Как достичь сверхъестественных энергий и обрести спасение», рассказывали ежедневно в часовой программе на радиостанции «Маяк», а также в еженедельном шоу на канале «2 х 2». Конечно, такой промоушн стоил огромных денег, но средств у Асахары водилось предостаточно, поскольку сопровождение адептов секты на пути к просветлению было далеко не бесплатным. Хитроумный японский гуру создал многоступенчатую организацию с жесткой иерархией и системой контроля, где каждый переход на следующий этап «духовного совершенствования» сопровождался крупным денежным взносом. Особенно укорачивало путь к спасению «высшее пожертвование» – уход из дома и передача всего своего имущества во владение «Аум Синрикё».

Помимо религиозной и просветительской деятельности, тоталитарная секта проводила различные бизнес-махинации через подконтрольные компании, рассеянные по всему миру, совокупный капитал которых превышал миллиард долларов. Члены секты занимались также рэкетом, похищениями и убийствами «врагов» Сёко Асахары. Все адепты «Аум Синрикё» ожидали скорого и неминуемого прихода конца света, который, согласно предсказаниям гуру, должен был произойти 1 августа 1999 года. Верхушка секты знала, что «апокалипсис» будет рукотворным, и активно к нему готовилась – производила нервно-паралитический газ зарин, разработанный еще в нацистской Германии. Газ нужно было распылить над Токио, тем самым уничтожив сердце Японии и позволив Сёко Асахаре прийти к власти.

Однако после пробного теракта в Токийском метро в 1995 году деятельностью «миролюбивой буддистской организации» заинтересовалась полиция. Ведь тогда от газа погибли 12 человек и около 5 тысяч пострадали. В результате Асахара был отправлен в тюрьму, а «апокалипсис» предотвращен (или как минимум отложен). После ареста гуру секта «Аум Синрикё» была объявлена вне закона, а ее адепты удалились в подполье, но не отказались от своих планов.

В 2001 году во Владивостоке отловили группу сектантов, планировавших серию терактов на территории Японии с целью освободить «Великого Учителя». Кстати, на данный момент на территории России находится больше филиалов «Аум Синрикё», чем в самой Японии, а в 90-е годы эта секта была по непонятным причинам буквально обласкана российскими властями. Сейчас верхушка секты находится за решеткой, но адвокаты Сёко Асахары уже в течение 10 лет пытаются обжаловать вынесенный ему смертный приговор, а он пока ожидает его исполнения в камере-одиночке.

Мирза и Абай

Этот интереснейший дуэт абсолютно разных по социальному и интеллектуальному уровню людей, под влияние которых в 80-е годы попало множество представителей советской богемы и интеллигенции, оставил кровавый след в истории СССР и новейших религиозных течений конца ХХ века.

Пятидесятилетний Мирзабай, потомственный суфий, нищий дервиш, был найден в Каракалпакии Абаем, сыном высокопоставленных партийных чиновников, буквально одержимым духовными поисками. Тридцатилетний молодой человек, повсюду имевший связи и знакомства, только и ждал – с чем или кем двинуть на поиски славы в столицу СССР. Чудо-старец Мирза, говорящий притчами и обладающий экстрасенсорными способностями, стал главным шансом номенклатурного отпрыска получить общесоюзную известность. Устраивая аттракционы с показом экзотического чудотворца, одетого в традиционный азиатский халат, Абай попытался организовать в Москве не больше не меньше, как «Институт изучения человека», который он собирался возглавить в качестве директора и первого ученика. Учитель Мирза и его способности должны были стать главными объектами изучения.

Двум азиатским самозваным божкам довольно быстро удалось подчинить своему влиянию большое число людей, среди которых оказались главный редактор знаменитого тогда журнала «Огонек» и семья космонавта Севастьянова! Основными же адептами пары стали неуравновешенные женщины различного возраста и охотники за трансцендентальными удовольствиями. Вскоре по стране поползли слухи о советском Ошо, который у себя в ауле устраивает групповые оргии и купания голышом. Мирза называл гремевшего тогда на Западе Раджниша своим «младшим братом» и вместе с Абаем наслаждался секс-лечением новоприбывших девушек. Лечил он их от дурного воздействия греховной цивилизации и избытка образования: «Трусы снимай, к стенка лицом ложись, сейчас тебя лечить буду». Эти фразы слышали многие ученицы.

Все закончилось резко и трагично – в Вильнюсе, в квартире одной министерской дочки, приютившей двух «пророков» и их свиту. В региональной религиозной организации Абая и Мирзы произошел раскол – литовское отделение решило действовать самостоятельно, перестать платить взносы и выйти из-под контроля Абая. Обиженный гуру, взяв Мирзу и телохранителей-каратистов, отправился в Вильнюс подавлять бунт. Одним из боевиков в группе был Талгат Нигматулин – суперзвезда советского экрана, прославившийся ролью в фильме «Пираты ХХ века». В результате неудачной разборки и возникшей ссоры между адептами гнев Абая и Мирзы неожиданно обратился на ближайшего ученика – Талгата. В результате Нигматулин был жестоко убит. Его убийцы-сенсеи попали за решетку, несмотря на высокопоставленное покровительство. Абай ушел из жизни в тюрьме. Мирза, отсидев весь срок, вышел на свободу и еще долгое время проповедовал, окруженный поклонниками, пока не умер от старости, заслужив у своих последователей статус Пира и Пророка.

«Белое братство»

Одна из самых скандальных постсоветских отечественных сект – «Белое братство» – была создана профессиональным психиатром и, как считают сектоведы, при непосредственной поддержке бывших сотрудников КГБ СССР, и стала популярной благодаря использованию спецсредств, воздействующих на психику и разработанных в секретных военных лабораториях. Установлено, что лидер секты Юрий Кривоногов – советский ученый, специалист по психическому воздействию на личность – сотрудничал с секретным отделом советских спецслужб, занимавшихся изучением манипуляций массовым сознанием. В перестроечном хаосе подающий надежды исследователь внезапно оставил научную карьеру и стал… кришнаитом! Изучив на практике кришнаитскую технологию «промывания мозгов», Кривоногов покинул «Общество сознания Кришны» и основал собственное учение, названное им «Белым братством».

В качестве «живого бога» новоиспеченный проповедник выдвинул собственную жену, бывшую комсомольскую активистку Марину Цвигун, названную им Марией Дэви Христос. Эта пара разъезжала по стране и рассказывала пастве о скором наступлении эры Водолея, которая сменит эру Рыб (имелись в виду восход «Белого братства» и закат христианства). Лидеры секты обещали скорое пришествие Страшного суда, после которого для «Братства» наступит рай на земле, а все остальные люди погибнут в языках пламени. Все это пройдет 24 ноября 1993 года. Оба лидера «Братства» в роковой день должны быть распяты, потом воскреснут и вознесутся в рай вместе с остальными «верными».

Супружеская пара выступала с проповедями в лучших залах бывшего Союза и не жалела денег на агитационную литературу. Листовки с «ликом» Марии Дэви Христос были расклеены на автобусных остановках, на стенах и заборах буквально по всей стране. Агитбригады молодежи в белых одеяниях стали частым явлением на питерских и московских улицах. Откуда «Белое братство» получало столь мощную финансовую поддержку, до сих пор остается загадкой. Тем временем массовый психоз нарастал, «Братство» быстро росло, а «конец света» приближался. Несмотря на невозможность предсказаний подобного рода, основанных на текстах Библии, новых пророков это явно не смущало. Обман глупой паствы был наглым и бессовестным.

Кончилось все тем, что в назначенный день в Киеве собрались тысячи «белобратчиков», но дело ограничилось лишь массовыми беспорядками – Страшный суд не состоялся. Вскоре супружеская чета Кривоноговых была арестована. Следствие не стало выяснять, каким образом лидерам секты, находящимся в розыске, удавалось беспрепятственно путешествовать по всей России и за границу и откуда организация получала свои миллионы. Обвиняемых просто осудили на небольшие сроки за организацию уличного хулиганства, а вскоре дело вовсе закрыли.

В ходе судебного процесса Мария Дэви Христос поссорилась со своим супругом, объявила Кривоногова Иудой и причиной всех несчастий «Белого братства». Как это ни парадоксально, «белобратчики» дружно возненавидели автора учения, обратив на него гнев по приказу «живого бога» Марины Цвигун. Саму же Марию Дэви Христос они любят до сих пор. Она уже отсидела свой срок, развелась с Кривоноговым и вышла замуж за «апостола Иоанна-Петра Второго» (юного члена секты Виталия Ковальчука). И с момента освобождения из-под стражи «живой бог» предается семейному счастью, вызывая умиление своих последователей. О новой дате Судного дня пока ничего не слышно. Возможно, дело в том, что, отбывая свои сроки, лже-Христос удосужился почитать Новый Завет и понять, что День конца света непредсказуем, как и сказано в Писании.

Дмитрий МИШЕНИН и Мария РАЗЛОГОВА.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Крестьянка” (www.krestyanka.ru) №11-2008.


Дмитрий Мишенин

Cоздатель арт-проекта Doping-Pong, один из пионеров российского digital art., а по совместительству – публицист, автор российских и зарубежных молодежных журналов от «Птюч» и «ОМ» до PiG и «Хулигана». Несмотря на занятость, всегда находит время на занятия журналистикой.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Летящая фея
Кризисный алфавит


««« »»»