Летящая фея

В искусстве есть “звезды” и есть люди-легенды. Блеск первых будоражит современников, но с годами как бы “рассеивается” в пространстве, оставляя лишь слабую тень на театральном небосклоне. Напротив, люди-легенды, сколько бы времени не прошло со дня их последнего выхода на сцену, продолжают оставаться кумирами тысяч зрителей. Такой была и остается Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ.

Я никогда не видел ее на сцене. Ну разве что мимолетные обрывки кинохроники или пожелтевшие фотографии. Ольга Васильевна Лепешинская – одна из самых грандиозных легенд советского балета. Балерины поколения Лепешинской были знамениты, любимы, но не страдали столь распространенной в наше время “звездной” болезнью. Они были лишены высокомерия, сознания своей исключительности, умели признавать и уважать талант коллег, товарищей по театру. К примеру, Ольга Васильевна убежденно и горячо всегда утверждала недосягаемость гения Галины Улановой“рядом с ней можно поставить только Марину Семенову, мы все шли за ними”. Скромность Лепешинской в данном случае, пожалуй, чрезмерна, про нее никак нельзя сказать – “мы все”. М.Семенова, Г.Уланова, О.Лепешинская, а позднее Майя Плисецкая и Раиса Стручкова имели ошеломляющий успех, потому что все они были разные, не похожие друг на друга, ярчайшие личности. К счастью, путь на сцену первого театра страны для Лепешинской был недолог.

Она родилась 15 сентября 1916 года в Киеве. Вскоре родители переехали в Москву. Семья Лепешинских была типичной для передовой, борющейся и устремленной к будущему интеллигенции России. Отец Василий Васильевич Лепешинский был проектировщиком и строителем мостов. Младшую дочь, разумеется, он видел в “серьезной” профессии. А девочка упорно хотела танцевать. И Мария Сергеевна, идя навстречу желанию дочери, ясным летним утром 1925 года отвела Олю в балетный техникум. Девочку внимательно осмотрели, проверили слух, музыкальность, ритмичность. Приемная комиссия обменялась мнениями, и Лёлю Лепешинскую в балетный техникум… не приняли. Все было у нее в хорошей форме, но другие девочки показались интереснее. Лёлю зачислили кандидаткой в ученицы, но очень скоро она стала “полноценной” воспитанницей. В 1932 году девочка так превосходно станцевала фею Драже в балете “Щелкунчик”, что столичные балетоманы в один голос заговорили о новом чуде на хореографической сцене. И год спустя, когда Лепешинская великолепно оттанцевала дипломные спектакли, ее пригласили в Большой театр в качестве солистки. Редчайший случай в балетной практике.

Уже в первый год работы в театре Лепешинская с успехом танцевала Лизу в премьерном балете “Тщетная предосторожность” и Амура в “Пламени Парижа”. Потом была Сванильда в “Коппелии”, Зина в “Светлом ручье” и Суок в “Трех толстяках”. Она перетанцевала практически все балеты классического репертуара, не было ей равных и в балетах современных авторов. Зрители стали ходить в Большой театр “на Лепешинскую”. Когда она ждала своего выхода на сцену, одевальщице приходилось придерживать ее за пачку – чтобы не выскочила раньше времени. Партнеры, убегая за кулисы после соревнования с ней в па де де, говорили: “От нее можно прикуривать!” Однажды во время спектакля “Дон Кихот”, не рассчитав силу своего прыжка, она оказалась в оркестровой яме, откуда тотчас же выпорхнула обратно на сцену. На репетициях во время летней жары, чтобы хоть немного подуло ветерком, часто слышалось: “Позовите Лепешинскую, пусть сделает шенэ по диагонали”.

***

На девятый день после кончины Ольги Васильевны мы встретились с блистательной балериной Элеонорой Власовой и педагогом и хореографом Лялей Павловой. По православному обычаю помянули усопшую, а потом долго говорили об этом выдающемся художнике. Элеонора Евгеньевна очень ценила Ольгу Васильевну как величайшего профессионала и удивительно чуткого человека. Около десяти лет назад Э.Власова устраивала творческий вечер, но родной театр сцену не предоставил. Чествование лауреата премии имени Анны Павловой Парижской академии танца состоялось в Доме композитора, и на нем присутствовала Лепешинская, которая назвала свою младшую коллегу “изумрудом русского балета”.

– Я всегда с благодарностью вспоминаю эти слова. А еще у Ольги Васильевны был дар вызывать всеобщую любовь, – говорит Элеонора Евгеньевна. – Это самый огромный ее талант. С точки зрения высокого академизма танец Лепешинской был вопиющим нарушением всех канонов. Мускулистые ноги не знали выворотности, жесткий корпус и сухие руки – “лебединой” мягкости пор де бра. Балетоманы старой школы, воспитанные на утонченных императорских балеринах, кривили губы. Но когда Лепешинская вылетала на сцену, о канонах уже никто не вспоминал. Она носилась по сцене, вскидывала свое легкое спортивное тело в воздух, волчком вертелась немыслимое число раз и бросалась из любого положения на руки партнера в самые невероятные поддержки.

Мне посчастливилось видеть все спектакли Ольги Васильевны, начиная с первого класса Московского хореографического училища (тогда оно располагалось на Пушечной улице рядом с Большим театром). О многих шедеврах Лепешинской я вспоминаю с ностальгией. Даже выходя в чуждых ей партиях ОдеттыОдиллии в “Лебедином озере” и принцессы Авроры в “Спящей красавице”, Лепешинская оставалась балериной, выражавшей свое время. Так же, как Семенова стала символом величия, а Уланова – символом молчаливой непокорности, Лепешинская превратилась в символ оптимизма. Ее по праву называли “Летящей феей”.

– Почему же, закончив танцевать, Ольга Васильевна уехала преподавать за границу?

– Тридцать лет Лепешинская протанцевала в Большом, но потом, к величайшему сожалению, оказалась не нужна – ни в театре, ни в Московском хореографическом училище. Мне это знакомо. Я ведь тоже не стала нужна своему Музыкальному театру имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. За рубежом мы оказались более востребованы, чем в родном Отечестве. Там ценят настоящий талант. Это при ее непосредственном участии мировую известность снискали балеты Германии, Венгрии, Швеции, Японии, Канады, Египта… Ее помнят и ценят везде, где она работала.

– Прошу прощения за нескромный вопрос. Ольга Васильевна была замужем несколько раз. Это не мешало профессии?

– Деликатная тема. У каждого из нас по-своему складывается жизнь. Как-то Анна Павлова сказала: “Артист должен знать о любви все и научиться жить без нее”. Очевидно, чтобы посвятить себя целиком искусству. Но мы с Ольгой Васильевной нарушили завет великой балерины. Я пять раз была замужем, она – три. В свое оправдание мы могли бы сказать, что на нашем пути встречались замечательные люди. Первый брак Ольги Васильевны – юношеская влюбленность. Второй муж – Леонид Ройхман был мужественным, интересным, талантливым человеком, генералом “в штатском”. Только после смерти мужа она узнала, что он был автором легенды разведчика Николая Кузнецова, который работал у немцев, выполняя задание советской разведки. Третьим мужем Лепешинской стал генерал армии Алексей Антонов. Прославленный начальник Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны. Они были счастливой парой. Когда в 1962 году он умер, Лепешинская больше не смогла танцевать и вскоре ушла из театра.

– Лепешинская была виртуознейшей балериной. Но и она не избежала “производственных” травм…

– Лепешинская всегда возвращалась на сцену. Как-то во время гастролей в Черновцах во время спектакля “Лебединое озеро” по вине партнера они оказались в оркестровой яме. Ольге Васильевне понадобилась хирургическая помощь. И такой человек в зале нашелся. Осмотрев ногу, огромный мужчина ухватился за нее сильными руками и резко дернул. От боли и неожиданности Лепешинская закричала и попыталась вскочить. И тут раздалось громкое, раскатистое “Тпрруу!..” Костоправ привык иметь дело по преимуществу с лошадьми, но пяточную кость поставил на место мастерски…

– Это правда, что ее обожал Сталин?

– Правда. Она для него была по-настоящему советской балериной. В двадцать лет она получила свой первый орден – “Знак почета”. Потом было множество наград, четыре Сталинских премии, звание народной артистки СССР в тридцать пять лет. Активная комсомолка, днем она помогала строить метро, а вечером танцевала “Коппелию”. Ездила на уборку картофеля в подмосковные колхозы, как многие советские люди в то время.

– В своей книге Майя Плисецкая дала не слишком лестную характеристику Лепешинской. Как Ольга Васильевна отнеслась к этому?

– Многие страницы книги Майи Михайловны, особенно в отношении Лепешинской, меня покоробили. Но Ольге Васильевне книга понравилась. А до мести и злобы она не опускалась никогда.

– Как вы думаете, что осталось от балерины Лепешинской?

– Прежде всего благодарная зрительская и человеческая память. Она осталась в многочисленных учениках во всем мире. Уверена, ее уроки профессионализма и человечности они передадут своим ученикам, а те своим… И так будет бесконечно.

***

Прошло сорок дней после кончины Ольги Васильевны. Ее душа покинула нашу грешную землю. Сегодня она там, на небесах, великая и неповторимая “Летящая фея”.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Опиум для народа в трактовке Дмитрия Мишенина (DOPINGPONG)
Кризисный алфавит


««« »»»