С 13 по 23 января 2002 года в Москве пройдет Международный кинофестиваль “Лики Любви”. Его уже в седьмой раз всей кинематографической общественности, знатокам и любителям кино, москвичам и гостям столицы дарит могущественная компания “Кинотавр”, возглавляемая Марком Рудинштейном.
Основная задача фестиваля – представление российскому зрителю наиболее художественно совершенных и оригинальных произведений современного кино о любви. Фильмов о любви снимается много, но каждую новую любовную историю зрители смотрят с воодушевлением, потому что нет в искусстве ничего более важного, чем старые как мир и вечно новые отношения между влюбленными.
Наша жизнь становится стремительной и временами опасной. Все меняется – политическое устройство государств и взаимоотношения народов, эстетика, мода. В этой ситуации “Лики Любви” призваны напомнить людям о самом главном: человеческий род будет продолжен только тогда, когда мужчины и женщины вспомнят – важнее Любви и Семьи на земле нет ничего.
В программу кинофестиваля “ЛЛ” включаются фильмы, выпущенные не раньше, чем за два года до начала фестиваля. В этот раз предполагается ввести также две новые программы: «Любовь в костюмах» (знаменитые кинороманы) и «Любовь без костюмов» (догадываетесь, какие это будут фильмы).
На пост председателя жюри этого захватывающего соревнования приглашена обворожительная француженка Милен Демонжо, хорошо известная отечественному зрителю по ролям в классической версии “Трех мушкетеров” и в “Фантомасе”, а в роли Почетного гостя московского фестиваля, посвященного любви, выступит Кьяра Мастроянни, известная дочь суперизвестных родителей (Катрин Денев и Марчелло Мастроянни), снявшаяся в таких фильмах, как “Прет-а-порте”, “Очи черные”, “Мое любимое время года”…
В день открытия фестиваля “Лики Любви” 13 января состоится и Торжественная церемония вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы “Золотой Овен” за 2001 год, к которой, как вы догадываетесь, тоже приложила руку компания “Кинотавр”.
Эта премия учреждена Гильдией киноведов и кинокритиков России. Для присуждения премии проводится опрос членов Гильдии и киножурналистов, в результате которого определяются номинанты по всем категориям.
“Золотой Овен” в области отечественного кино присуждается по одиннадцати номинациям (номинанты названы ниже). Лауреаты премии определяются прямым тайным голосованием Экспертного совета – в него входят активно действующие кинокритики и кинообозреватели ведущих изданий.
На сей раз к конкурсу на приз “Золотой Овен” были допущены 44 полнометражных игровых российских картин и 80 зарубежных, выпущенных на экраны в этом году.
Фильм Глеба Панфилова “Романовы – венценосная семья” представлен к соревнованию вторично – в так называемой новой редакции. В прошлом году режиссер активно протестовал против рассмотрения его картины, однако Гильдия критиков и киноведов посчитала, что факт презентации картины на Московском фестивале уже ввел ее в кинематографический обиход. В результате фильм получил награду в категории “Лучшая работа художника”-2000. И то, что в нынешнем году он опять среди номинантов на ту же категорию, можно рассматривать как определенный курьез.
Необходимо отметить, что в двух первых номинациях – “Лучший фильм” и “Лучшая режиссура” – по четыре названия или фамилии, так как две картины получили одинаковое число голосов.
Номинанты премии “Золотой Овен”-2001:
«Лучший фильм» – «Второстепенные люди» (реж. Кира Муратова), «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), «Телец» (режиссер – Александр Сокуров).
«Лучшая режиссура» – Кира Муратова («Второстепенные люди»), Глеб Панфилов («Романовы – венценосная семья»), Сергей Соловьев («Нежный возраст»), Александр Сокуров («Телец»).
«Лучший сценарий» – Юрий Арабов – фильм «Телец» (реж. Александр Сокуров), Геннадий Островский – фильм «Механическая сюита» (реж. Дмитрий Месхиев), Дмитрий Соловьев, Сергей Соловьев – фильм «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев).
«Лучшая операторская работа» – Михаил Агранович – «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), Павел Лебешев – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Александр Сокуров – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая работа художника» – Александр Бойм, Владимир Гудилин, Анатолий Панфилов – «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), Сергей Иванов – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Наталья Кочергина – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая музыка» – Вадим Биберган – «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), Энри Лолашвили – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Олег Каравайчук – «Темная ночь» (реж. Олег Ковалов).
«Лучшая женская роль» – Наталья Бузько – «Второстепенные люди» (реж. Кира Муратова), Екатерина Васильева – «Приходи на меня посмотреть…» (реж. Михаил Агранович, Олег Янковский), Мария Кузнецова – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая мужская роль» – Алексей Гуськов – «Таежный роман» (реж. Александр Митта), Евгений Миронов – «В августе 44-го…» (реж. Михаил Пташук), Леонид Мозговой – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая женская роль второго плана» – Рената Литвинова – «Таежный роман» (реж. Александр Митта), Евгения Добровольская – “Механическая сюита” (реж. Дмитрий Месхиев), Людмила Савельева – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев).
«Лучшая мужская роль второго плана» – Сергей Гармаш – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Михаил Ефремов – «Таежный роман» (реж. Александр Митта), Андрей Панин – «Яды, или Всемирная история отравлений» (реж. Карен Шахназаров).
«Лучший дебют» – «Ехали два шофера» (реж. Александр Котт), «Приходи на меня посмотреть…» (реж. Михаил Агранович, Олег Янковский), «Сестры» (реж. Сергей Бодров).
«Лучший зарубежный фильм российского проката» – «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене), «Пианистка» (реж. Михаэль Ханеке), «Любовное настроение» (реж. Вонг Кар-Вай).
«Лучшая женская роль в зарубежном фильме российского проката» – Эллен Берстин – «Реквием по мечте» (реж. Даррен Аранофски), Одри Тату – «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене), Изабель Юппер – «Пианистка» (реж. Михаэль Ханеке).
«Лучшая мужская роль в зарубежном фильме российского проката» – Хавьер Бардем – «Пока не наступит ночь» (реж. Джулиан Шнабель), Райан Гослинг – «Фанатик» (реж. Генри Бин), Бенуа Мажимель – «Пианистка» (реж. Михаэль Ханеке).
Наталья МАКСИМОВА.