Группа компаний “Кинотавр” во главе с ее лидером Марком Григорьевичем Рудинштейном, как известно, имеет самое непосредственное отношение к вручению Национальной премии киноведов и кинокритиков России «Золотой Овен». Именно она вызвала ее к жизни и создала условия для ее полнокровного существования.
На сей раз к конкурсу были допущены 44 полнометражных игровых российских картин и 80 зарубежных, выпущенных на экраны в этом году. Сначала были определены номинанты Национальной премии из допущенных к конкурсу, а теперь оргкомитет проводит голосование среди членов Экспертного совета премии: они еще раз выражают свое предпочтение – теперь уже среди номинантов.
В этом году церемония вручения статуэток “Золотой Овен” случится в ночь с 24 на 25 декабря в кинотеатре «Мир Кинотавра».
Фильм Глеба Панфилова “Романовы – венценосная семья” представлен к соревнованию вторично – в так называемой новой редакции. В прошлом году режиссер активно протестовал против рассмотрения его картины, однако Гильдия критиков и киноведов посчитала, что факт презентации картины на Московском фестивале уже ввел ее в кинематографический обиход. В результате фильм получил награду в категории “Лучшая работа художника”-2000. И то, что в нынешнем году он опять среди номинантов на ту же категорию, можно рассматривать как определенный курьез.
Необходимо отметить, что в двух первых номинациях – “Лучший фильм” и “Лучшая режиссура” – по четыре названия или фамилии, так как две картины получили одинаковое число голосов.
НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ “ЗОЛОТОЙ ОВЕН”-2001
«Лучший фильм» – «Второстепенные люди» (реж. Кира Муратова), «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), «Телец» (режиссер – Александр Сокуров).
«Лучшая режиссура» – Кира Муратова («Второстепенные люди»), Глеб Панфилов («Романовы – венценосная семья»), Сергей Соловьев («Нежный возраст»), Александр Сокуров («Телец»).
«Лучший сценарий» – Юрий Арабов – фильм «Телец» (реж. Александр Сокуров), Геннадий Островский – фильм «Механическая сюита» (реж. Дмитрий Месхиев), Дмитрий Соловьев, Сергей Соловьев – фильм «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев).
«Лучшая операторская работа» – Михаил Агранович – «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), Павел Лебешев – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Александр Сокуров – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая работа художника» – Александр Бойм, Владимир Гудилин, Анатолий Панфилов – «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), Сергей Иванов – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Наталья Кочергина – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая музыка» – Вадим Биберган – «Романовы – венценосная семья» (реж. Глеб Панфилов), Энри Лолашвили – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Олег Каравайчук – «Темная ночь» (реж. Олег Ковалов).
«Лучшая женская роль» – Наталья Бузько – «Второстепенные люди» (реж. Кира Муратова), Екатерина Васильева – «Приходи на меня посмотреть…» (реж. Михаил Агранович, Олег Янковский), Мария Кузнецова – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая мужская роль» – Алексей Гуськов – «Таежный роман» (реж. Александр Митта), Евгений Миронов – «В августе 44-го…» (реж. Михаил Пташук), Леонид Мозговой – «Телец» (реж. Александр Сокуров).
«Лучшая женская роль второго плана» – Рената Литвинова – «Таежный роман» (реж. Александр Митта), Евгения Добровольская – “Механическая сюита” (реж. Дмитрий Месхиев), Людмила Савельева – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев).
«Лучшая мужская роль второго плана» – Сергей Гармаш – «Нежный возраст» (реж. Сергей Соловьев), Михаил Ефремов – «Таежный роман» (реж. Александр Митта), Андрей Панин – «Яды, или Всемирная история отравлений» (реж. Карен Шахназаров).
«Лучший дебют» – «Ехали два шофера» (реж. Александр Котт), «Приходи на меня посмотреть…» (реж. Михаил Агранович, Олег Янковский), «Сестры» (реж. Сергей Бодров).
«Лучший зарубежный фильм российского проката» – «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене), «Пианистка» (реж. Михаэль Ханеке), «Любовное настроение» (реж. Вонг Кар-Вай).
«Лучшая женская роль в зарубежном фильме российского проката» – Эллен Берстин – «Реквием по мечте» (реж. Даррен Аранофски), Одри Тату – «Амели» (реж. Жан-Пьер Жене), Изабель Юппер – «Пианистка» (реж. Михаэль Ханеке).
«Лучшая мужская роль в зарубежном фильме российского проката» – Хавьер Бардем – «Пока не наступит ночь» (реж. Джулиан Шнабель), Райан Гослинг – «Фанатик» (реж. Генри Бин), Бенуа Мажимель – «Пианистка» (реж. Михаэль Ханеке).
Н.М.