“МАНЬЯКИ” – ЭТО ВАМ НЕ МЕДВЕДИ С БАЯНОМ

«Дискотека «Авария» приблизилась к нам на максимально близкое расстояние с новым альбомом «Маньяки!».

Что приятно, в отличие от большинства, группу не разъедает «звездная болезнь». Они просто ТРУДЯТСЯ на благо качества собственного творчества и правильного понимания публикой их сочинений.

С хитами «Дискотеки «Аварии» знакома вся страна – в мыслимых пределах масштаба воображения. «Авария» никогда не впадает в крайности. Их песни – интерпретированное восприятие жизни вышеозначенного квартета в звуках, мелодиях и текстах песен.

Нередко в новых «супер-альбомах» «звезд» фигурирует выражение «альбом стопроцентных хитов». В случае с «Аварией» «стопроцентными хитами» альбом может именоваться хотя бы просто потому, что, сотрудничая с известными командами – «Блестящие», «Ляпис Трубецкой», «Жуки» и др., – посредством выражения состояния перечисленных «Авария» представляет себя.

Так было в их альбомах с ремиксами. Теперь они выпустили сольный проект. Не прибегая к чьему-то творчеству. Правда, все же один коллектив, очень серьезный и представительный, принял участие в записи диска. Но об этом – чуть ниже.

В альбоме «Маньяки» «Авария» предлагает свою интерпретацию песен, музыки, аранжировок… Своеобразная, только им присущая музыкальная попсовая эклектика. Собственное сочетание звуков и сэмплов, подача оригинального материала, неповторимый sound и – что главное тут! – неповторимый стиль.

Пусть кому-то он не в милость. Пусть кто-то сходит с ума от восторга и с замиранием сердца смотрит все клипы и слушает хиты «аварийщиков». Отрицать такое явление, как «Дискотека «Авария», невозможно. Оно есть. Альбомы продают, их покупают, слушают, под него, если угодно, «колбасятся»! У ребят свое видение музыки и творчества. Этим всегда и интересны незаурядные личности.

Работа над «Маньяками» велась почти год. Это очередной экзамен коллектива и одновременно вызов тем, кто свыкся с засильем пресных штампов.

– Про то, какое время суток за окном, мы узнавали только по звонкам наших родственников, которые говорили по телефону: «Привет», уже утро!», – говорят музыканты. – В период активной работы над записью песен время суток не играет роли… Мы сами точно не сможем сказать, как родилась идея этого диска. Ведь вся жизнь проходит в поисках идеи – самой лучшей, самой свежей, самой интересной. При этом ни одна из них не может быть всегда в авангарде, поскольку вслед за этой идеей приходят новые, не менее интересные… Какие-то из них отметаются, какие-то объединяются вместе, и происходит рождение чего-то нового.

По словам композитора, автора всех слов в песнях, а также аранжировщика группы Алексея Рыжова, примерно за две недели до начала записи альбома у него было две новых песни и порядка двухсот новых фрагментов, полезных для записи треков, которые впоследствии объединялись и становились одной готовой песней.

– Были одни стихи, были другие, такой-то мелодический ход, или еще какой-то – все это компилировалось, обрабатывалось, перерабатывалось – и получались новые музыкальные формации в виде песни! Хотя кое-что в этом альбоме мы берем из своих запасников, – рассказывает Рыжов. – Не буду говорить, какие конкретно, но идеи многих песен пришли в голову… по дороге домой, или во время похода в магазин, или поутру, или среди ночи, – рассказывает Алексей.

Но в этом-то и весь шарм, обаяние непринужденности, и не «высосанности из пальца», а наимилейшего экспромта!

Некоторые из представленных песен уже имеют свою собственную биографию с предшествующими ей событиями. Например, выделяющаяся своей глобальностью композиция «На заре» «вылупилась» из «душевного mix`а», вышедшего на сингле «Заколебал ты!» («АРС-рекордз»).

Запись над композицией «На заре» велась серьезно и обстоятельно.

– Мы пригласили самых настоящих музыкантов из оркестра (послушайте звучание флейты, валторны). Мы пригласили Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России, – рассказывают «аварийцы». – Никаких проблем с ними не было, они с воодушевлением восприняли наше предложение принять участие в таком выдающемся творческом эксперименте. Мы вдохновляли их на работу, но особенно потрудился наш Леша Серов. Он как-то сразу нашел общий язык с таким внушительным коллективом «военнообязанных»! Если вы вслушаетесь в этот трек, вы наверняка проникнитесь состоянием, которое витало у нас в студии!.

«На заре» ребята называют «новым глумлением» над песней «Пей пиво», которую «Авария» представляла гораздо раньше:

До сих пор мы делали ремиксы на медленные песни, а вот в этом альбоме есть медленный ремикс на быструю песню – «На заре» называется!

Частенько случается так, что хиты «Аварии» пишутся непринужденно, рождаются буквально за пару минут или в совершенно неожиданной обстановке. Рыжов никогда не может предугадать, когда его настигнет вдохновение.

– Окончательную версию каждой песни, думаю, вы никогда не услышите, так как мне все время кажется, что ее можно усовершенствовать. Все время по ходу работы идешь на какие-то компромиссы. Многое идет через ощущения, – говорит Рыжов.

К примеру, нашумевший хит «Яйца» написан в 1993-94 гг.

– Изначально это были стихи, написанные для одного ивановского телеведущего, – комментирует Рыжов. – Этот ведущий представлял свое собственно кулинарное шоу, «приправленное» рэпом, а мы как раз в это время «бомбили» этим самым рэпом свое родное Иваново. Тот ведущий ужасно захотел научиться читать рэп, и мы специально для него сочинили эти стихи. Я учил его читать так, как нужно, у него не получалось, я «нарезал» текст по словам, по слогам, чуть ли не по буквам! Но он очень старался… Позже он сделал видеоряд по строчкам о яйцах и очень гордился этим произведением!

В нашей группе эти пре-«Яйца» были «стишатами» на любой случай жизни. Например, выключилось электричество на концерте, а я тут же вышел и прочел эти самые стихи, развлек зал. А потом мы как-то решили, что было бы неплохо и песню сделать. Тем более что Коля Тимофеев всегда говорил мне, чтобы я обратил внимание на слово «яйца» – очень удобное для исполнения, с таким количеством гласных!

По словам команды, песня «Х.Х.Х.И.Р.Н.Р.», открывающая альбом – по праву находится в авангарде альбома.

– Она гипер-ознакомительная на этом диске, – полагают музыканты. – С ее помощью мы стремились сразу «убить» штук 15 зайцев! Она представляет концепцию пластинки. Хочется обратить внимание слушателей, что альбом этот – не набор песен, хаотично расположенных, а целая история. Первая песня, если угодно, представляет четырех «разнузданных самцов», которые «колбасят» по полной программе, персонажи этой песни очень карикатурно изображают персонажи группы! Послушайте. В какой-то степени эта песня автобиографична, приблизительно так же, как и «Disco Superstar». Почему нет? Неслучайно «Х.Х.Х.И.Р.Н.Р.» и «Disco Superstar» – замыкающие. «Суперстар», кстати, очень жизнеутверждающая и не менее автобиографичная.

Если кто-то удивится, что в двух разных песнях группы встречаются одинаковые слова, «Авария» на этот счет даст достойный ответ:

Не от бедности лексики. Это профессиональные «фишки». Этот прием с успехом используют не только музыканты в нашей стране (один из примеров – группа «Мальчишник»), но и зарубежные коллеги. Исполнитель частенько в песнях называет свое имя («Давай, «Авария», «Авария пьет пиво» и др.), или же Dr. Alban, у которого буквально через каждое слово рефреном то, что он – Доктор Албан!».

Про запас наших стишков можно говорит долго: если вернуться на 10 лет назад, и вспомнить, что мы писали тогда, – говорит «Дискотека». – Ведь дело не в какой-то конкретной песне или в старых альбомах. Наша группа не образовалась вчера «ни с того ни с сего». Частенько мы просто делали зарисовки – рэповые, или какие-то «примочечные». Даже в песне «На острие атаки» – в финале – «Один, два, – веселись, братва!» – это также наша старая «примочка». Или в «Пей пиво»: «Когда ты ешь, спишь, куришь…», – куплет был давным-давно сочинен, и относился он ранее совершенно к другой теме». Вот такие причудливые мозаики…

Реакция иностранной публики на творчество «Аварии» не такая, как у отечественных меломанов. «Иностранцы, к сожалению, редко реагируют правильно, – поясняют артисты. – Меньшая их часть вдумчиво и внимательно относится к нашим текстам, изучает творения своих соотечественников. Мы для них – более или менее ритмичная группа, вот и все.

Хотя признание в эмигрантских клубах – это тоже составная часть уважения!.. Они в изоляции, там нет «Русского радио», например, поэтому они в основном живут еще песнями периода конкретной давности. Они воспринимают русскую музыку через призму своего десятилетнего отбытия. У них же нет пропаганды роста нашей музыки, в представлении наших заграничных друзей в России по-прежнему ходят медведи с баяном...

В подарок всем фэнам хита «Новогодняя»: он есть в альбоме «Маньяки», как и некоторые другие известные композиции! «Новогодняя» появилась в канун 2000 года: «Наверняка в преддверии 2001 г. слушателям будет приятно встретить «старого друга», попеть вместе с нами!» – улыбаются ребята.

Мы можем долго-долго говорить об альбоме, о его спорных моментах, но судить-то – только зрителям, – подытоживают «дискотечные» «аварийцы».

Остается лишь уловить прорывающиеся импульсы. Это довольно просто – погрузиться в мир «Дискотеки «Аварии». Искренность и улыбки каждого из четверки сквозят в каждой ноте. У «Аварии» ловко получается быть «своими парнями» для миллионов. У «Аварии» не меняется аудитория, она просто расширяется. «Маньяки» уже с нами. Они и прежде были рядом, только это замечали не все…

Истоки творческого вдохновения группы «Дискотека «Авария» нужно искать в Иваново. Именно там состоялась историческая встреча динамичной четверки.

Алексей Рыжов и Николай Тимофеев были дружны еще с седьмого класса, и было это в середине 80-х. Повзрослев, друзья развернули бурную деятельность.

Мы играли в разных командах, – рассказывает Коля, – школьных, институтских, в КВН-ах, студенческих театрах… Нас никогда не покидало желание посвятить себя музыке, петь песни. Некоторое время наш коллектив назывался «Интервью». На областном уровне мы принимали участие в конкурсах, и даже на одном из таких конкурсов я получил приз как лучший вокалист, а Рыжов – как лучший клавишник! В какой-то момент мы поняли, что пора зарабатывать деньги в первую очередь для того, чтобы купить качественную аппаратуру – электронные ударники, барабаны… И попробовать себя в стиле «электро-поп».

На рубеже 90-х талантливую молодежь пригласили на ивановское радио, где в тот момент вообще не было музыкально-молодежных передач.

– Нас уже довольно-таки хорошо знали в городе, и помимо проведения вечеров и КВН мы начали выпуск радио-газет, – говорит Рыжов.

Частенько в качестве «приколов» читался рэп:

– Мы брали какой-нибудь известный хит, к примеру, в исполнении MC Hammer, и в том месте, где у исполнителя нет слов, а лишь музыкальный промежуток, «выдергивали» это свободное место и вставляли свои слова!

Плюс ко всему ребята успешно работали в жанре СТЭМов (Студенческие Театры Эстрадных Миниатюр). Их СТЭМ был признан в Иваново одним из лучших!

Кроме того, дуэт проводил школьные дискотеки, вечеринки «для взрослых». Рыжов исполнял роль dj, а Тимофеев танцевал, скакал по сцене и выкрикивал всевозможные словечки. Нередко выступали танцоры – два мальчика или две девочки.

Благодаря своим успехам на радио, молодые дарования полюбили не только народные массы, но и администрация города. Посыпались приглашения на всяческие массовые празднества, на день города, на самые красочные площадки. Однажды даже исполнялась «Заколебал ты!», которая так популярна теперь, а было это в 1991-92 гг.

Примерно в это время на горизонте будущей группы появился Олег Жуков. Он всегда приходил на вечеринки, проводимые музыкальным дуэтом. Вскоре ребята познакомились:

– Очень удачно, что он стал нам хорошим другом, – говорят ребята. – У нас был свой, довольно-таки узкий круг общения. То, что он «наш», мы однозначно поняли на одном из «торжественных вечеров»: нас пригласили провести культурное мероприятие на заводе кранов, которому исполнялось 60 лет со дня основания. Попросили исполнить на стадионе несколько наших «фирменных» вещей. И в одной композиции Жуков ТАК НЕПЕРЕДАВАЕМО повторял название этого предприятия – «Кранэкс», одно-единственное слово! – что не только зрители, но и мы поддались его обаянию, и с той поры он всегда с нами. У него оказался чудесный бас, уникальное чувство ритма!

Вскоре стали задействовать его голос в записи джинглов, также он читал рэп. Ведь в первых песнях Тимофеев и Рыжов не пели, работали лишь в «перекличных» местах: основную работу выполнял Жуков и две солистки. А основной «работой» Рыжова оставалось сочинение и запись композиций.

В 1996 году в команде появился Алексей Серов.

– Я познакомился с участниками группы… на футбольном поле, – рассказывает Леша. – Оказалось, что мы были заочно знакомы друг с другом – знали друг о друге по рассказам общих друзей. В очередной игре – а наши футбольные матчи проходили около одной из центральных школ (а именно – возле школы № 4) – мы и подружились с Коляном и Лехой. Олег Жуков никогда не был поклонником футбола, но это не мешало ему частенько приходить к нам на игру – просто поболеть за друзей.

В тот период я вел вечеринки в школе № 1, мое «мероприятие» называлось «Дискотека «Алекс», и там всегда было много народу – и школьников, и молодежи постарше. Когда Коля и Леша побывали на моей дискотеке, они предложили перейти работать к ним. Мы долго общались, они рассказали о своих планах. Мне все это показалось очень интересным.

Мы все обсудили, пришли к взаимному согласию и начали работать вместе. Это была середина 90-х гг., в то время мы все были студентами (ребята – Ивановского Государственного энергетического Университета, я – юридического факультета ивановского Университета).

Мы поняли, что Серов интересно смотрится на сцене, – рассказывают музыканты. – До появления Леши «картинка» «Дискотеки «Аварии» была несколько незаконченной, каждый из нас был как-то сам по себе. А с приходом Леши все сложилось очень удачно: у него оказался звонкий голос, он подвижный и у него есть желание работать! Каждый оказался на своем месте, в своей роли, получалась прямо-таки гениальная расстановка сил!»

– Так и повелось: Серов и Тимофеев – две фронтмена, Жуков чуть поодаль оттеняет их своей неординарностью, он вратарь, тылы обеспечены, а я колдую над клавишами-инструментами, временами подпевая, – добавляет Рыжов.

Кроме записи песен и разных музыкальных проектов, ребят не оставляла мысль о том, что было бы неплохо ознакомить со своим творчеством столицу.

– Мы ездили по России, приезжали в Москву – выступали на фестивале «Звуковая дорожка» («МК»), на различных молодежных мероприятиях и фестивалях, – рассказывают артисты. – В 1998 году, когда по всем ударил кризис, мы быстро вышли из состояния всеобщей паники, не растерялись и нашли выход из положения. Чтобы не стоять на месте и творчески развиваться, мы занялись «изготовлением» ремиксов. Первый наш «блин» оказался отнюдь не «комом» и стал довольно успешным – мы сделали ремиксы группе «На-На»!.. Впоследствии, как известно, заказов на ремиксы у нас появилось предостаточно! Следующими стали «Ляписы», сборник «Ляписдэнс» разлетелся мгновенно. И тут мы поняли, что нам можно и нужно продолжать свою творческую деятельность – как в отношении «изготовления» ремиксов, так и в плане творчества в стиле непосредственно «Дискотеки «Аварии». Потому что, увидев реакцию столичной публики, мы поняли, что на нас обращают внимание, и что из этого наверняка будет толк!

Конечно, не все в нашей истории все гладко и мажорно. Был у нас первый – и, кажется, единственный продюсер – Петр Волков, который в некотором роде помогал нам, но наши отношения нельзя назвать гладкими. Он пытался помочь нам сделать первые шаги в столичном шоу-бизнесе, вернее, в вопросе «раскрутки». Но в итоге ничем продуктивным это общение не закончилось. Тем не менее, мы ему благодарны за то, что он открыл нам глаза на многие вещи в отечественном шоу-бизнесе. Ведь нередко бывает так, что, вчитываясь в условия договора, понимаешь, в какую кабалу рискуешь попасть… Теперь мы сами себе продюсеры, сами координируем все очень важные и не очень важные вопросы. И продолжаем работать и работать, придумывать, выступать и не унывать ни по какому поводу!

Кроме трудностей с продвижением музыкального материала, артисты пытались добиться разрешения, чтобы получить помещение под собственный клуб. Когда клуб наконец был открыт, многое встало на свои места. Вечера «Аварии» стали самыми популярными в городе.

– Кстати, о нашем названии, – говорят артисты. – Это было еще не в нашем клубе с одноименным группе названием, а в институте. К нам пришел председатель профкома, такой типичный комсомольский работник, жесткий человек и сказал: хотите продолжать свою творческую деятельность, – дерзайте, проведите дискотечное мероприятие для студентов! И мы взялись за дело. Сами таскали колонки, паяли лампы, на стройках фонари воровали, у «скорой помощи» покупали фары и проблесковые фонари. Постепенно все приготовили для этого самого мероприятия. Раньше как проводились дискотеки? Заканчивается одна песня – и я объявляю следующую. Так и шла программа. И тут вдруг посередине наших приколов, грохота и выкрутасов – бумц! – и тишина. Все вырубилось! Полная темнота! Плохо дело у начинающих энергетов…

Вступает Коля:

Тут я решил все взять в свои руки. Говорю (без микрофона, кстати, всегда выступал, меня из-за моей голосистости прозвали Джельсомино – помните фильм с таким персонажем?): «Не переживайте! Мы называемся «Дискотека «Авария»! Все будет нормально!». И не успел я сказать последнюю фразу, как бух! – и все включилось!

Да, нам было интересно раскрутить и свою передачу на радио с таким же названием. Кстати, нам присылали очень много музыкального материала, самого настоящего, из-за рубежа. А когда в Иваново приезжали иностранцы, – англичане, например, – они были очень удивлены, насколько «продвинутые» у нас люди, как танцуют, как себя ведут. Некоторые «закордонные» песни наши гости даже не знали, и мы обменивались музыкальной информацией. Хотя, как говорят философы, все в мире относительно. Например, в Англии «Prodigy», «Сhemical Brothers» – это супер-мега-звезды, а в Америке все по-другому. И наоборот…

Мы можем смело заявить, что мы были одними из первых, кто стал «миксовать» пластинки. Хотя со временем мы поняли, что опыт уменьшения медленных танцевальных композиций на дискотеках отрицателен, даже, несмотря на то, что полюбили «хаус».

«Пей пиво», «Рэп для моей девчонки», «Давай, «Авария!» и еще несколько композиций были очень популярны в области, мы их крутили и на радио, и на наших дискотеках. Многое из того, что мы сейчас представляем публике, существует еще с тех времен. И, кстати, когда мы уже сейчас приезжаем на гастроли в самые разные города – Владивосток, Кострома, Нижний Новгород и так далее – люди нас радостно встречают и говорят, что помнят наши песни еще с 1996 года, когда некоторые из наших песен выпускались в самых несусветных сборниках.

ДИСКОГРАФИЯ:

«Песня про тебя и меня» (1999, Корпорация «Авария»);

«Марафон» (1999, Корпорация «Авария»);

«Авария против» (2000, «АРС-Рекордз»);

«Дискотека «Авария» Все Хиты» (2000, «АРС-Рекордз»);

сингл «Заколебал ты!» (2001, «АРС-Рекордз»);

сингл «Яйца»(2001, «АРС-Рекордз»).

Дарья БЕЛОЗЕРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Уикэнд
ПОЖЕЛАНИЯ
ВЕСЬ ВЕЧЕР НА АРЕНЕ…
Коротко
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ДО ЛЮБВИ
ТАТУ ЕЁ, ТАТУ!
ДЖУЛИЯ РОБЕРТС – САМАЯ ЛЮБИМАЯ
ПОЛ ВЫСМЕИВАЕТ КЛАУДИУ
ДЖИМ КЭРРИ НАДЕЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ «ОСКАР»


««« »»»