“ЮКОС” и “Сибнефть” объединились
19 января с.г. произошло событие, существенно изменившее конфигурацию нефтяной отрасли России и расстановку сил в ней. Две компании, входящие в первую нефтяную пятерку страны, – “ЮКОС” и “Сибнефть” заявили о слиянии и образовании единого холдинга. Он получил название “ЮКСИ”. Президентом компании стал нынешний президент “Роспром-ЮКОС” Михаил Ходорковский, первым вице-президентом – Евгений Швидлер, занимавший до сей поры пост вице-президента “Сибнефти”. 60 проц. акций новой компании закреплено за акционерами “ЮКОСа”, 40 – за акционерами “Сибнефти”.
Михаил Ходорковский и Евгений Швидлер от имени своих компаний подписали протокол о намерениях, согласно которому две компании заявили о своем объединении и наметили план практических шагов, необходимых для этого. Все документы должны быть подготовлены в течение месяца. А к концу года компании будут сведены в единый холдинг.
О том, что состоявшееся объединение было событием неординарным, говорит и особая торжественность, которая сопутствовала публичной акции подписания документов. И прежде всего – присутствие на церемонии премьер-министра Виктора Черномырдина. Конечно, вернув себе оперативный контроль над ТЭКом от первого вице-премьера Бориса Немцова, Черномырдин теперь станет более частым гостем на тэковских мероприятиях.
Объединение крупнейших компаний – событие далеко не рядовое. В результате его в России появляется новый нефтяной гигант. В составе его, кроме “ЮКОСа” и “Сибнефти”, Восточная нефтяная компания, недавно купленная группой “Менатеп-Роспром”, и принадлежащая “Сибнефти” Восточно-сибирская нефтегазовая компания.
Потенциальная добыча нового холдинга может составить (по данным минувшего года) до 65 млн. тонн нефти в год (а это 22 проц. всей нефтяной добычи России), переработка – более 43 млн. тонн. Холдинг обладает сбытовой сетью в целом ряде регионов с хорошими рыночными перспективами. Иными словами, у “ЮКСИ” есть хорошее будущее. В том числе и перспективы расширения ее состава.
На пресс-конференции в день подписания журналисты настойчиво повторяли вопросы – не связано ли объединение компаний с планами их участия в борьбе за “Роснефть”. Ответы представителей новой компании позволяли понять – предстоящие аукционы по “Роснефти” не были решающим обстоятельством, побудившим “ЮКОС” и “Сибнефть” к объединению. В конечном счете, для этого хватило бы и того альянса, который предполагалось создать первоначально и о котором не раз заявлял ранее глава группы “Роспром-ЮКОС” Михаил Ходорковский. К объединению “ЮКОС” и “Сибнефть” побудили более серьезные стратегические мотивы. И прежде всего – значительный рост масштабов и возможностей новой компании по сравнению с масштабами и возможностями ее учредителей.
“Задачей нынешнего объединения, – подчеркнул г-н Ходорковский, – является максимизация возможностей как для внутреннего, так и для внешнего роста”. Действительно, образовавшаяся компания займет первое место в мире по размерам аудированных разведанных сырьевых запасов и третье место в мире по добыче сырой нефти. А при таком потенциале реальной становится решение главной задачи, которую стороны ставили перед собой, вступая в объединение, – создание интегрированной компании мирового класса и уровня, чьи производственные мощности стратегически и распределены в разных регионах Российской Федерации.
Что же касается “Роснефти”, г-н Ходорковский заявил о планах “ЮКСИ” участвовать в торгах по ней. Однако только в том случае, если цена окажется соразмерной тем ресурсам, которые новый холдинг приобретет вместе с последней государственной компанией.
Позволяет объединение решить и еще одну проблему. Как известно, Счетная палата Российской Федерации недавно поставила под сомнение законность продажи 51 проц. акций “Сибнефти”. Правда, правовые основания, на которые ссылается Счетная палата, вызвали сомнение у специалистов. Да и разночтения в корпусе правовых актов административными решениями, как предлагала Счетная палата, снять невозможно. По Гражданскому кодексу, такое решение – прерогатива суда. Причем уже сегодня можно утверждать, что “Сибнефть” однозначно выиграла бы процесс. Однако он занял бы немало времени. Да и связал бы “Сибнефти” руки, сделав для нее практически невозможным участие в торгах по “Роснефти”.
Теперь же, после слияния “Сибнефти” и “ЮКОСа” пакет акаций, который Счетная палата пытается оспорить, ушел в общий уставный капитал нового холдинга. Причем ушел, не обремененным судебными исками или обязательствами. Задним же числам начинать процесс по этому поводу против “ЮКСИ” бесперспективно – за новый холдинг выступает принцип обратной силы. Поэтому думские слушания, на которые противниками “Сибнефти” возлагались такие надежды ранее, вряд ли к чему-нибудь приведут. А решения их, какими бы они ни были, окажутся юридически ничтожными.
Но это все, так сказать, размышления по поводу. А пока расстановка сил в головке нефтяной отрасли России изменилось необратимо. И с последствиями объединения “ЮКОСа” и “Сибнефти” придется в будущем считаться всем – и сторонникам, и противникам нового нефтяного гиганта. Тем более что на стороне нового холдинга – Правительство. Не случайно Виктор Черномырдин на церемонии подписания присущим ему образным языком так сказал о значении состоявшегося объединения: “Российские компании не должны конкурировать внутри, они должны конкурировать снаружи”. Власть увидела в новом холдинге потенциального защитника интересов государства в нефтяной отрасли. А это обещает “молодому гиганту” хорошие стартовые позиции для своих масштабных и многообещающих проектов.
Евгений СЫРОМЯТНИКОВ.