СТАРЫЕ ПЕСНИ НА НОВЫЙ ЛАД

День Победы – удивительный праздник. Он, конечно, немного грустный, как и все, что связано с Великой Отечественной, но в то же время очень светлый, потому что память о защитниках Отечества, о всех тех людях, что сложили свои головы в той войне, каким-то непостижимым образом очищает душу, вселяет некоторое умиротворение и желание радоваться жизни, какой бы сложной она не была…

Накануне и 9 мая музыки и песен о войне звучало с экрана много – это и неповторимый Гарик Сукачев со своими “Неприкасаемыми” в тандеме с умудренным Петром Тодоровским, и Киноконцерт с любимыми всеми поколениями песнями из кинофильмов “про войну”, и новый документальный фильм “Песни войны”. Первый канал показал праздничный концерт “Песни Победы”. Что, как не песня, коротко и ярко характеризует время, общество, людей, в нем живущих. Четыре года войны, спрессовавшие жизнь так, что каждый год, как эпоха, позволил почти любой песне, написанной в это страшное время, стать ярким свидетельством времени. Песни войны и победы. Современные песни о войне. Многие из них помнишь, знаешь наизусть, любишь.

Открыла концерт Анжелика Варум песней “До свидания, мальчики!”, аккомпанировал ей один гитарист. Вторым был Иосиф Кобзон, исполнивший “Случайный вальс” и “Темную ночь”. Ему, одному, по-моему, из всех выступавших доверили две песни (и какие!).

Валерия в легкомысленном сарафанчике и всклокоченными волосами промяукала “С чего начинается Родина”. Другой глагол к ее исполнению и не подберешь, к сожалению, хотя есть произведения в ее репертуаре, в которых вся красота голоса певицы проявляется в полной мере. Точно так же, слабенько и с какими-то неуверенными интонациями, исполнила Юля Началова песню “Ты же выжил, солдат!”

Zdob Si Zdub, как и положено молдавской команде, исполнили “Смуглянку”. В цветастых юбках, с танцами, бубнами, шумные и крикливые – цыганщина, одним словом. Эмир Кустурица, наверное, порадовался бы такому непосредственному проявлению первозданных чувств и сохранению народных традиций, а нам почему-то такое зрелище показалось не слишком уместным.

“Дюна” и “Отпетые мошенники” оказались юмористами. Виктор Рыбин и его друзья, как всегда, кто в дурацких шортах, кто в еще более дурацких штанах, но все в танкистских шлемах исполнили песню “Три танкиста”, а “Мошенники” – в тельняшках, пританцовывая под аккордеон и неприлично ломаясь, пели “Брестскую улицу”, которая “на Запад нас ведет”.

“Високосный год” изменил музыку френкелевских “Журавлей” до неузнаваемости (неужели в этом и состоит новшество?), и солист пел ее низким, неинтересным, невыразительным голосом. В то время, как по другому телеканалу, случайно переключив кнопку, я увидела Александра Малинина, исполнявшего этот маленький шедевр на стихи Расула Гамзатова. И делал он это совершенно замечательно, хотя, может быть, и достаточно традиционно.

“Чиж и Ко”, наверное, специально стилизовали “Танкистов” под застольную песню – исполняли ее в манере слегка поддавшей компании, с женскими разухабистыми подпевками.

Песня “Давай закурим” в исполнении Лолиты, надо сказать, не произвела впечатления, хоть и стояла певица на сцене с пачкой “Беломора” в руках и в таком платье, которое продуманно обнажало некоторые интересные места женского тела, расположенные выше талии. Днем раньше в Торжественном концерте, посвященном празднованию Дня Победы, эту песню исполнила подружка Лолы Алена Апина – на мой взгляд, гораздо лучше. Может быть, потому, что слушал ее сам Президент…

А вот Александр Маршал песню “Враги сожгли родную хату” спел здорово. Песня эта написана в 1945-м году, уже в самом конце войны, но долгие годы была запрещена (как мы теперь понимаем, из-за воспетых в ней упаднических настроений), и впервые исполнил ее Марк Бернес на свой страх и риск только в 65-м, к двадцатилетию Победы. И вот теперь Александр вдохнул новую жизнь в этот скорбный лирический рассказ. Аплодировали Александру долго – понравилось.

“Любэ” пели современную “Песню о звездах”, и Коля Расторгуев был, как и полагается на таком серьезном мероприятии, окрашенном воспоминаниями о войне, в галифе и сапогах, в кавалерийской портупее времен гражданской.

“Синий платочек” исполняла Жанна Агузарова. Представляете? Телеоператор показал исполнительницу с ног, обутых в жутко высокие платформы, так любимые артисткой, до самого кончика головы, где у Жанны возвышалась какая-то немыслимая прическа на негритянский манер в виде шапки-ушанки. Посередине Ж. была в прозрачном сарафанчике на подкладке, так что все было прилично. Может быть, Жанне и не удалось найти какие-то новые краски в исполнении (Клавдия Ивановна Шульженко уже все сказала), но с поставленной задачей певица все-таки справилась. Голос ее звучал так же прекрасно, как и раньше.

А вот у Гурченко с голосовыми связками явно что-то не в порядке. Уже не первый раз это замечаю. Людмила Марковна вышла на сцену из зала, исполняя “В городском саду” (сразу вспомнился ее непревзойденный фильм-концерт, снятый на ТВ много лет назад, где она пела песни военных лет – тогда это была своего рода революция. Не профессиональная певица – и поет! Несерьезная актриса – и песни о войне!). Она была в брючном костюме с платочком в руках, танцевала с ветераном, целовала его…

“Блестящие” девушки исполняли “Огонек”. Все трое были в брюках разного цвета и блузках, на которых красовались большого размера, как у Эдиты Пьехи, цветы. В конце они поклонились низко-низко. Принимали их тепло.

Лев Лещенко, конечно же, пел “День Победы”. И пусть этой песне скоро 40 лет, но лучше ее пока еще ничего не сочинили. Она, как и александровская “Вставай, страна огромная”, не просто песня. Когда начинает звучать мелодия, хочется встать. Так, впрочем, и произошло. Это вторая песня после газмановских “Офицеров”, которую слушают стоя, но у Олега (он ведь не поэт все-таки) текст не всегда выверен с тщательностью и встречаются огрехи, а тут придраться не к чему.

Кстати, Олег Михайлович исполнил “Эх, дороги!”. Слов было не разобрать – понимаешь, о чем поет исполнитель только потому, что знаешь песню наизусть. Трудно все-таки современным певцам исполнять не свои песни. Потому как сочиняет каждый поэт-певец-композитор песню под себя, под свои способности и возможности (в основном похожие, как близнецы, мелодии). А чуть другая музыка, высокопрофессионально написанная и богатая по фактуре, – и артист уже не тянет, как говорится…

Вот и напрашивается вывод: старые песни о главном надо петь – спору нет, но среди современных исполнителей, эстрадной молодежи, за редким исключением, мало кто добивается успеха. Не хватает исполнительского мастерства, диапазона голоса, вживания в образ. Единственный положительный момент, как мне кажется, в этой затее – знакомство современной поющей поросли с золотым запасом нашей эстрады, с песенной летописью страны, а стало быть, с историей Отечества.

Наталья КРАСНОГОРСКАЯ,

постоянная читательница “МузПравды”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ САМОУБИЙЦ В МОСКВЕ
ПОЧЕМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?
РОББИ УИЛЬЯМСУ УГРОЖАЛ МАНЬЯК
ОДА ПРИВАТНОЙ ЖИЗНИ
НОЭЛ ЗАПРЕТИЛ ЛАЙЭМУ СПАТЬ С ЖЕНЩИНАМИ
ЭКС-ПЕРЧИНКА ЗАБОТИТСЯ О ЗДОРОВЬЕ
ГОЛУБОЙ ДВОЙНИК ЭМИНЕМА
ДЖ. ДЖЕКСОН ДУМАЕТ ТОЛЬКО О СЕКСЕ
РУДИНШТЕЙН ИГРАЕТ В “КИНОТАВР”. Уже второй десяток лет
БЕЗВКУСНО ОДЕВАЮЩИЕСЯ ЗВЕЗДЫ
Уикэнд


««« »»»