ГОВОРУХИН СОБИРАЕТСЯ РАЗОГНАТЬ ДУМУ

С известным кинорежиссером, депутатом Государственной Думы Станиславом ГОВОРУХИНЫМ беседует Виктор КАРПЕНКО (“Социалистическая Россия”)

Люди старшего и среднего возраста, конечно, помнят любимую и популярную в свое время тему «Если бы директором был я…». Почему-то вспомнил я об этом во время продолжительной беседы со Станиславом ГОВОРУХИНЫМ, который даже не директором быть собирается, а президентом России! Дипломатично и витиевато я начал формулировать свой первый вопрос ему, взвешивая шансы различных кандидатов. Но Станислав Сергеевич витиеватости не любит…

– Спросите уж прямо: почему вы идете, если знаете наверняка, что победит Путин? Меня ведь и на прошлых выборах подговаривали идти в президенты: ДПР, другие организации, разные инициативные группы. Но я не видел в этом никакого смысла, потому что уже тогда было понятно, что в финале останутся два «зла» – Ельцин и Зюганов. И избежать этого невозможно.

В этот раз ситуация еще более ясная: предстоит выбор между Зюгановым и Путиным. Тем не менее я на этот раз пошел. Думаю, что и тогда надо было пойти, потому что у людей должна быть альтернатива. Если я проиграю, то проиграю как человек честный. Я свою задачу выполню. Расскажу людям, что они будут иметь в результате выигрыша хоть Зюганова, хоть Путина, и моя совесть будет чиста.

Еще Макиавелли говорил, что о людях, особенно о политиках, надо судить по результатам. И вот сегодняшний результат – Россия, раздираемая междоусобицами, погрязшая в казнокрадстве… И голодный, несчастный, не видящий никакого просвета народ. Какое тут государственное строительство, кого можно похвалить? Никого… И вот Зюганова, например, можно спросить: что ты лично сделал для своей страны, для своего народа? Ничего. Бесконечное соглашательство и трусость. Ведь его фракция сегодня – это фракция секретарей обкомов и коммерсантов. Она не будет защищать интересы трудящихся.

Спросить можно и Путина: а ты что сделал для России? Ну, например, Чечня. Трагедия на века. Нам к концу марта перед выборами объявят о полной и безоговорочной победе над боевиками, и это будет началом трагедии России. Потому что партизанскую войну выиграть нельзя, потому что нельзя вернуть погибших в Грозном русских стариков и старух, потому что тысячи выброшенных на мороз беженцев, у которых заболеют, умрут дети, всегда будут ненавидеть Россию, каждого русского.

Что еще сделал он хорошего для России? Совершенно не подкрепленные ничем обещания. На 20% повысим пенсию… Обман! Потому что в результате инфляции пенсия фактически будет понижена. В полтора раза увеличим затраты на ВПК… Опять обман. В результате инфляции ВПК получит меньше денег, чем теперь. А настоящие ресурсы, откуда можно было бы черпать деньги, не используются. Какие, скажем, шаги предпринимает и собирается предпринять правительство, чтобы вернуть в страну 300 миллиардов долларов, которые переправлены за рубеж? Никакие! Почему деньги от продажи нефти, газа, каменного угля, золота, алмазов, медных руд оседают в карманах олигархов и посредников, а не идут в казну? Что-нибудь в этом плане предпринимается? Ничего!

Может быть, правительство решилось на кардинальное сокращение чиновничьего аппарата, безмерно разросшегося? Или резко улучшился нравственный климат в стране? Вот какие вопросы можно было бы им задать.

Что касается меня… Я прожил честную трудовую жизнь. Я никогда не ставил свои интересы выше интересов Родины. Я сделал для своего государства и для своего народа все, что мог. Калашников сделал автомат, Сахаров – водородную бомбу, Владимир Богомолов написал книги, которыми зачитываются миллионы людей. А я сделал фильмы. Фильмы, которые, я надеюсь, доставили людям радость, которые по сей день доставляют им удовольствие, дают им духовную силу.

В политике я почти двенадцать лет. Только в Думе уже седьмой год, можете себе представить! Так кому же идти, как не мне! Я иду с чистой совестью, с открытым забралом.

– Станислав Сергеевич, кстати, вопрос о народе и духовности. Недавно я беседовал с известным вам дьяконом Андреем Кураевым, и он сказал так: «Народ наш, Россия напоминают мне собаку с перебитым хребтом. Она еще воет, скулит, но дом охранять уже не может!» Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

– Не согласен! Ошибается отец Андрей. Дело в том, что хребет нашего народа – духовный. Солженицын говорил: когда иссякнут у нации духовные силы, никакое наилучшее государственное устройство, никакое экономическое устройство не спасут ее от смерти. Потому что с гнилым дуплом дерево не стоит. Так вот у нас пока дупло не гнилое! Еще крепок хребет духовности.

Его пытаются сейчас переломить. С помощью телевидения, всех этих фильмов, воспитывая новую молодежь, которая смотрит только на Запад и на доллары. Но не вымерло еще старшее поколение, которое, не будем скрывать, более нравственно. Наши отцы и матери гораздо чище и выше нас. И молодежь не вся еще спилась, не все колются, не все плюнули на образование.

Пока у нас еще сильно и искусство, кроме кинематографа, пожалуй. У нас хороший театр, у нас живы писатели-гиганты – Солженицын, Распутин, Белов, мой любимый Владимир Богомолов, Виктор Розов и так далее. Так что есть еще силы духовные! Надо сказать, что в эти тяжелые годы все-таки не погибли музеи, даже новые появились. Музейное дело, надо признать, окрепло. В чем-то здесь и моя заслуга как председателя Комитета по культуре.

– Вернемся к теме президентства. Какие шаги, с вашей точки зрения, должен предпринять новый президент России?

– Прежде всего разогнать Думу. Но этого он не сможет сделать, потому что по закону ее нельзя разогнать. Но готовиться к этому он должен. Потому что Дума обязана защищать интересы народа. А Дума, избранная при таких нечестных условиях, не может быть Думой, отстаивающей интересы трудящихся. Вы же сами видели, что творилось! Никому не известная фракция, никому не известные люди пришли в Думу. И образовался такой нравственный климат, объединились все партаппаратчики, и новые, и старые. Захапали все портфели… И если бы я был президентом, то сказал бы: готовьтесь к разгону. А пока примите такой закон о выборах, по которому в Думу пришли бы только честные люди. Если же вы этот закон не примете, то я единственный раз нарушу закон и Дума будет избираться по указу президента.

Все время говорят: нужны профессионалы в Думе. Какие профессионалы! Весь набор кандидатов в президенты, включая меня, он ведь смешон! Самая, можно сказать, бездарная часть общества лезет в президенты. Вот если бы случилось чудо и Господь Бог назначил нам в президенты, скажем, Александра Николаевича Коновалова, директора Института имени Бурденко, великого нашего нейрохирурга… Я уверяю вас, это был бы идеальный президент! И таких людей много, людей дела. Именно такие люди должны быть в Думе.

– Но может быть, парламентаризм вообще не свойствен нашему народу. Вспомним печальные истории новгородской и псковской республик, Думы при последнем русском императоре…

– С парламентаризмом, может быть, и плоховато, но если глубоко в историю заглянуть, то с народовластием все в порядке! Вспомните земство, например… Но вообще к монархии мы привыкли. С ней живем уже много-много столетий! И Ленин, и Сталин, и Хрущев, и Брежнев, и Ельцин, и Путин – все монархи!

– Ну хорошо, разогнали вы Думу. А дальше что?

– А дальше президент должен позаботиться о том, чтобы граждане его страны перестали лазить по помойкам, чтобы дети получали нормальное образование, хорошо питались, чтобы страну уважали, а не вытирали об нее ноги. Говорят: давайте сделаем пенсию 1000 рублей! Но ведь это бред. Бред, и все тут! Инфляция все сожрет. А решение простое. Пенсия и зарплата должны быть больше прожиточного минимума. Это, с моей точки зрения, основной социальный закон. Люди, не исполняющие этот закон, должны нести строгое наказание, вплоть до уголовного!

Нужно пересмотреть результаты «прихватизации», как точно это назвал народ. Разве закон не должен в этом направлении действовать? Если приватизация совершена незаконно, если приватизированное предприятие работает неэффективно, если рабочие там голодают, обязательно должен вмешаться закон. Разве это не ресурс?

Нужно ввести мораторий не на смертную казнь (в наших условиях это требование Совета Европы просто преступно, немилосердно по отношению к законопослушным гражданам), а, например, на банкеты. Ведь мы в них просто задыхаемся! Каждый день по всей стране то губернатор, то олигарх, то какая-то фирма, то кремлевская Администрация, то Дума дают какие-то роскошные банкеты. И не подумайте, что это малюсенькая сумма. Ее вполне хватило бы, чтобы прокормить всех голодных детей в стране! Как говорит Солженицын, нам сегодня необходимы самоограничение и раскаяние.

– Станислав Сергеевич, президентство и творчество, как говорится, две вещи несовместные…

– Дело в том, что творчество я все равно должен буду оставить. Просто по причинам биологическим. Уже мои мозги в художественном направлении не так действуют… Режиссеры после шестидесяти, как правило, впадают в маразм. А для государственного мужа это не возраст. Вот, скажите, кто сейчас руководит миром? Старики 70 – 80 лет.

– Так что ваши творческие планы…

– …Президентская кампания. А о кино поговорим потом!..


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВКУСНЫЕ БЛЮДА
АПОФЕОЗ СВОЕВОЛИЯ
ДРАМА ОТЦА И ГОСУДАРЯ
СТАРООБРЯДЦЫ И ЦЫГАНСКОЕ ИСКУССТВО


««« »»»