Без барьеров

В Москве прошел Третий международный фестиваль фильмов по проблемам инвалидности «Кино без барьеров». На церемонии открытия фестиваля журналисты спрашивали меня, каким образом я оказался на этом небольшом по масштабам мероприятии в кинотеатре «Салют», когда все мало-мальски известные кинематографисты предпочитают «великосветские рауты» в «Пушкинском» или в «Октябре».

Дело тут, конечно, не только в том, что именно «Салют» предоставил возможность продолжить свою работу Науму Клейману и его Музею кино, изгнанным из хором так называемого киноцентра. Правда, именно это соседство позволило фестивалю включить в программу и архивные фильмы: «Огни большого города» Чарли Чаплина, «Дэвид и Лиза» Френка Перри, «Двое» Михаила Богина и «Внутренним взором» Сатьяджита Рея. Я вспомнил и картину «Слепые» Петера Тимара, которую показывали в конкурсе Московского международного кинофестиваля.

Важнее другое. Пришлось объяснять журналистам, что Российский институт культурологии, где я работаю, уже многие годы участвует в проектах, связанных с инвалидами, и с переменным успехом пытается убедить чиновников из Министерства культуры (а теперь и массовых коммуникаций), что забота об инвалидах не сводится к социальным программам, а включает важнейшие культурные компоненты, имеющие принципиальное значение для общества в целом. Действительно, люди с ограниченными возможностями развивают в себе другие способности, компенсирующие ту или иную форму инвалидности. В истории мировой культуры юродивые не случайно считались святыми, «нищие духом» – блаженными, слепцы – ясновидящими или мудрецами, глухие – сверхчувствительными, и т.д.

В этом аспекте инвалиды – герои своего времени, показывающие пример преодоления естественных и искусственных барьеров. В одном из фильмов, показанных в рамках фестиваля, – «Горы не преграда» – в роли альпинистов оказываются люди с протезами вместо ног. Но они не кажутся ущербными – им удается то, что не под силу среднестатистическому большинству. Ведь «это – наши горы, они помогут нам», как пел Высоцкий.

А рядом с кумиром «шестидесятников» вполне может найти свое место игрок в регби на инвалидной коляске, приехавший на фестиваль в качестве почетного гостя. Он поразил всех своим мужеством и мастерством в картине «Убийственный мяч».

Из фильма «Мы – глухие» я впервые узнал, что существует несколько языков жестов для глухонемых и что на их основе формируются различные культурные сообщества. Вообще сообщества людей по видам инвалидности – один из самых показательных примеров культурной диверсификации, характеризующей современный этап развития мировой культуры в целом – разнообразие форм преодоления того или иного недуга открывает столь же плодотворные перспективы развития homo sapiens, сколь и пресловутое культурное многообразие, которое ныне пытаются противопоставить глобализации.

На самом деле глобализация и диверсификация (нарастание многообразия) не противостоят, а взаимно дополняют друг друга. Чем причудливее оказываются пересечения конкретных судеб, тем богаче наша общая судьба. В этом смысле фестиваль «Кино без барьеров» – еще один камень, но не в наш огород, а в строительство общего дома, где милосердие сочетается с уважением к другому человеку, отличному от нас по языку, цвету кожи или физическим возможностям. Ведь не случайно считается, что один из важнейших показателей уровня развития общества – отношение властей и граждан к инвалидам.

Жаль только, что территория взаимопонимания нередко оказывается до обидного ограниченной. Тем важнее оазисы взаимодействия культур, подобные московскому детскому кинотеатру «Салют», где действительно нет барьеров.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №44 (440) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Кто у нас «Миротворец»
DVD-обзор
Голый Дон
Привет, Адель!
Шакира и ее corazon
Россияне предпочитают сигареты без запаха дыма


««« »»»