Оттянутая пружина

После сокрушительной победы Александра Лукашенко на президентских выборах в Беларуси его российские противники оказались в меньшинстве. Большинство местных комментаторов – как левого, так и правого толка – сходится на том, что Белоруссия заслуживает своего микродиктатора; что победа оппозиции ввергла бы страну в хаос, а впоследствии привела бы к приватизации по-чубайсовски; что Лукашенко, хорош он или плох, остается главным европейским противовесом всесильному Госдепу США, а потому победу бацьки следует приветствовать даже с учетом того грустного факта, что его подданные имеют странную привычку исчезать бесследно. В любом случае обвал всей белорусской экономики и социалки чреват исчезновением большего числа людей – пусть даже они сгинут вполне гласно и без участия КГБ.

В такой позиции есть резон – хотя бы тот, что всякая страна действительно заслуживает своей власти, а власть искусственная, «поставленная», стремительно теряет очки и компрометирует саму идею демократии. Наш враг – всегда наше зеркало, у дурака не бывает умных противников. Поэтому и настоящих врагов у Александра Лукашенко нет: все его соперники – его уровня, хоть и противоположного вектора. Именно в силу этой причины поражение Александра Милинкевича никакой трагедией не является (если, конечно, Милинкевича не схватят бацькины опричники). Однако есть тонкости, о которых сторонники исторической справедливости то и дело забывают: да, смещение Лукашенко вызвало бы в стране хаос. Но исторически это смещение неизбежно – просто потому, что все мы смертны, и ни одна государственная пирамида в наше время не имеет шанса надолго пережить своего фараона. Проблема в том, что отсроченный хаос окажется страшней и ударит по населению больней. Если сместить Лукашенко сегодня – страна поболеет, но выправится. Еще пять, десять или сколько там осталось лет его правления, будут годами неуклонной деградации, сплошного тихого гниения – и потому, когда придет черед созидать новую Белоруссию, по причине полной недееспособности старой, делать это будет уже некому.

Штука в том, что огонь может пощадить твердую вещь, металлу он ничего не сделает, – а вот в гнилом болоте рассыплется все. И потому смещение Александра Лукашенко сегодня было бы благом: мы уже видим на собственном примере, что творится со страной, где все погружены в гипнотический сон. Если б она просто ничего не производила, занимая место на карте и качая нефть, – полбеды; но отсутствие прогресса приводит к необратимой, стремительной деградации. Наш стабфонд огромен, как никогда, но наши крыши падают, сваи проваливаются в метро, а здания рушатся сами собой под тяжестью снега. Не надо думать, будто при Сталине у нас было великое искусство: великие характеры – были, это да, они и в Белоруссии сейчас наверняка есть. Но интеллект – особенно на уровне массовом, пролетарском и обывательском – оставлял желать. Набоков из-за границы удивлялся, отчего все стало такое серое. Так вот, в Белоруссии сейчас все уже не серое, а бурое.

Мы привыкли поносить революции. Мы стараемся стереть даже память о них – и вместо привычного 7 ноября празднуем какое-то сомнительное четвертое… Мы забываем, что революции – это не только кровь, слезы, огонь и голод. Это еще и огромная вертикальная мобильность, когда способным людям открывается дорога во власть (и далеко не всегда этой возможностью пользуются только мерзавцы – они как раз лучше чувствуют себя при застоях). Революции – это великий духовный подъем, пьянящая свобода, серьезная культура. Революции – это всегда рост. Застой – это отсроченная смерть; и чем дольше продлится отсрочка, тем больнее ударит оттянутая пружина.

Дмитрий БЫКОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №11 (407) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Парадный вход
Билан едет в Афины
DVD-обзор
Паркер-07-2006
Встреча была прекрасной
Задним умом


««« »»»