ИГОРЬ ОТКРЫЛ ДЛЯ СЕБЯ ПРОКЛАДКИ “ОЛВЭЙЗ КЛАССИК”. А РЕКЛАМУ АЛКОГОЛЯ ТУТ-ТО И ЗАПРЕТИЛИ

О РЕКЛАМЕ, О ТАБАКЕ, ОБ АЛКОГОЛЕ, О ТЕБЕ И ОБО МНЕ

… Сама я закурила только потому, что встретила Валерку К. Это было в восемьдесят первом году, застойном – суровом и прекрасном.

Была весна, солнечная слякоть. Москва еще не отошла от Олимпиады (в Олимпийскую деревню тогда ездили на экскурсию). Никаких тебе бомжей, Спида (еще! – презервативов мы тогда еще не знали, но все сходило с “рук”), рэкетиров не было (если не считать грязноволосой шпаны в кирзачах и телогрейках – мода у них такая была), никакой коррупции, никакой рекламы. Кроме, может быть: “Летайте самолетами Аэрофлота!” Хотя это скорее не реклама, а аккуратное, но веское предупреждение: не надо “Люфтганзой” летать или, допустим, “Бритиш эауэйз”.

Никаких господ, все – товарищи (хотя и граждане попадались). Все счастливы, в особенности Ильич Второй. Все со страшной силой пьют и дымят табаком.

И все “глубоко удовлетворены”, не считая меня, правда. И вот, значит, – Валерка!

Парень он видный был, общительный. Нам только-только стукнуло тогда… чтобы не соврать – лет эдак по четырнадцать. Я была прекрасна, а все вокруг пили и курили. Причем курили – лет с десяти, если не дольше. В основном – “Яву” и “Пегас”, а те что с интеллектом – предпочитали “Космос”. И при этом, заметьте, все были атлеты: “Мы дадим всем рекордам наши гордые, б…, имена”.

То есть, курили без видимого ущерба для здоровья. Здоровье отнимали в основном так называемые “комсомольские собрания”, где тебя (уж я-то отвечаю!) могли так, выражаясь фигурально, в…ть, что ни “бе”, ни “ме” потом, а только – сигарету в зубы и… Да что там… (Где-то я Валерку потеряла? Ау!).

Ещу я вспоминаю эту мерзкую “игру” “Зарница”, когда под предлогом срывания так называемых “шевронов” толпа прыщавых, вонючих подростков (которые всегда “за наших”), изнуренных самостоятельным изучением полового вопроса, рвали на тебе в клочья колготки. А тогда, заметьте еще раз, у девочек были другие колготки, порвать которые мог… ну, не знаю,.. только истинный атлет. Это вам не “Леванте” и даже не “Омса”. Те колготки в рекламе не нуждались. Те были НАШИ. Других не было. И ребята их рвали! (Потом, правда, и их ужасно рвало).

И все, повторюсь, – без всякой рекламы, больше того – при постоянной и назойливой антирекламе: пить – плохо (а все вокруг были, мягко говоря, “навеселе”) курить – плохо (об этом ниже), сексом заниматься – просто отвратительно! А откуда, собственно, дети брались в советских семьях? Помните, у Солженицына:

“У нас считается, что дети, как звери, должны все узнавать сами. Вот они и узнают… как звери”.

Правда, классики учили: “Пора наконец немецким рабочим привыкнуть говорить о том, чем они занимаются и днем и ночью, о естественных, необходимых и чрезвычайно приятных вещах, также непринужденно, как романские народы…”

Но наш-то народ в основном водку пьет да перекуривает. Вот и давайте говорить об этом свободно и непринужденно! Как романские народы.

Валерка курил “Ротманс”, смачно затягиваясь. От него шли волнующие флюиды. Шевронов он не срывал и колготок не рвал (сегодняшняя реклама “Ротманса”, в принципе, сравнима с тем эффектом, который производил в “обществе” Валерка). Он не был вонюч. Хотя тошнило и его.

Во время Олимпиады мы узнали, что существуют на свете еще какие-то табачные изделия кроме тошнотворных, но необходимых для самоутверждения и оттенения собственного взросления, родных “Явы” и “Космоса”. Существовали еще, как мы узнали, “Мальборо” и “Бонд”. Были, конечно, и болгарские – “Стюардесса” или “ТУ-154″, какие-то (забыла уже) югославские, и совсем невозможные, которые курили уж настоящие эстеты, кубинские. (“Гавану Клаб” при этом приходилось пить нам с Валеркой).

Но при этом – никакой рекламы, никакой полемики, только вот это: “Народ и партия – едины!” или: “Идеи Ленина – в жизнь!” Спивались и болели какими-то легочными болезнями, страдали инфарктами все, но без права выбора.

А вообще – зачем советскому человеку реклама, тем более – реклама табака и алкоголя? Тем более – на телевидении? Мы-то ведь – советские люди, не так ли? Так зачем, спрашивается, а?

- Да ни к чему она, мы и без нее дорогу к палатке найдем, – говорят советские люди. И еще, как писал один советский писатель: “Не пьют только на небеси, а здесь – кому ни поднеси! – и лихо опрокинула водку в рот…”

Общество у нас сложное, противоречивое. Объединяют нас две вещи – пьянство и перекуры. Когда в светлые (увы, таково свойство памяти) советские времена, где-то пили (при этом, не жалея себя, куря) об этом знал весь квартал или микрорайон. И все радовались. Потому что все знали, что пьют все. Ведь все пили одно и то же. Как в одной рекламе: “Что пьют эти красивые люди? – Да то же, что и все!” То есть – водку.

А если мы бросим пить и курить… Что станется с государством российским?

Еще в какой-то советской книге:

“Прокурор: Почему вы подали в суд на своего мужа? Ответ: Я ведь советская женщина…”

Что такое рынок в первую очередь? Это – свободная конкуренция! И нравственно-безнравственно к экономике не имеет никакого отношения.

Сегодня мы, наверное, не готовы еще к тому, чтобы противопоставить нашу нравственность интересам государства: государства-то, в общем, пока нет. А нравственность – есть! И это – единственное, что мы сохранили, несмотря на “я ведь советская женщина”.

Когда мы с тобой, Валерка, любили друг друга, мы не очень-то и курили, и пили не много, даже когда реклама появилась: ты смотрел футбол и пил отечественное пиво, я шла за ватой – и на фига мне “карефри”, когда ты – каждый день со мной.

Теперь – сложнее!

Теперь в это все опять вмешивается оно, любимое государство, любимое донельзя. И ты куда-то пропал! Позвонил бы хоть, Валер.

ДРУГИЕ БЕРЕГА…

Вот в Бельгии, например, безобидное пойло “Перье” (типа нашего нарзана, если кто не знает), производимое во Франции, теперь не пьют. Или пьют, но меньше. А почему? Да потому, что, несмотря на отсутствие каких-то очевидных противопоказаний, минеральная вода “Перье” пробуждает в бельгийскиох своих потребителях (в мужчинах) САМЫЕ ЧТО НИ НА ЕСТЬ НИЗМЕННЫЕ СТРАСТИ – благодаря рекламе или в результате ее. А все из-за того, что на рекламе минеральной воды “Перье” изображены обнаженные девушки, у которых вместо сосков – пробочки от “Перье”.

Вообще, с медицинской точки зрения, любая реклама вредна. А первыми ее жертвами становятся дети. Но дети наши видят не только рекламу – они видят нас с вами, фильмы, которые мы смотрим, информационные выпуски. Но запрещают почему-то только рекламу.

Запрещают, несмотря на то, что только реклама приносит нашим СМИ какой-то доход, благодаря которому и существуют газеты и телекомпании. Все же остальное приносит совершенно очевидные убытки – одна Чечня чего стоит! Или “сериалы” (от слова “серый”).

Тем не менее расходы на рекламу постоянно повышаются – и в России и за рубежом. В Америке в 1997 году сумма, затраченная на рекламу, достигнет почти двухсот миллиардов долларов, причем на телевидение уйдет миллиардов пятнадцать, если не больше.

Это – не считая “табачных” и “алкогольных” денег, – реклама сигарет и крепких спиртных напитков, официально, в Америке запрещена. Но пить при этом меньше не стали, как и в тридцатых, невзирая ни на какие запреты. А пива стали пить больше – в прошлом американцы выпили пива, как они сами же и подсчитали, на шестьдесят два миллиарда долларов. А крепких напитков – на тридцать. В общем, грамотно сделали себе ерша.

Когда же в Америке запретили рекламу алкоголя на телевидении, ведущий одной из популярных передач заметил, выйдя в эфир: “Если во время передачи вы выпьете стаканчик виски, наши сюжеты покажутся вам более забавными!”

В 1936 году американские производители крепких спиртных напитков ДОБРОВОЛЬНО отказались рекламировать водку, виски, джин и так далее. В результате этого Америка шестьдесят лет надиралась пивом и шампанским, и теперь американцы страдают избыточным весом и болезнями печени: все хорошее (а пиво и шампанское ведь неплохо, правда?) приводит к ожирению, как было совершенно справедливо написано в одной нашей “экспресс-газете”.

Но это – их проблемы. Их телекомпании САМИ поддержали Билла Клинтона, когда он вбивал этот клин: руководители крупнейших телекорпораций Америки САМИ объявили, что не будут предоставлять эфирное время для рекламы крепких спиртных напитков. Они думали о детях, как выразился Клинтон, “не знающих, как относиться к алкоголю”. Они у них что – кино не смотрят?

Наши дети, насмотревшиеся “Санта-Барбары” и криминальных новостей, знают, что жизнь настолько отвратительна, что ни табак, ни алкоголь ее не испортят. Они знают, что на свете есть не только пиво и Пепси, а в рот берут не только Стиморол. И ни телевидение, ни реклама здесь совершенно ни при чем.

И если государственные мужи действительно “думают о детях”, то почему бы им не начать с абортов? Или с зарплаты учителям?

По Соборному Уложению 1649-го, кажется, года, употребление табака каралось смертной казнью. Сегодня за это голов не рубят (правда, если вы не Дункан Маклауд из клана Маклаудов), сегодня убивают целую отрасль экономики – телевидение, которое смертельно больно “косухой”. И если бы какой-нибудь депутат или член правительства, давая интервью, подумал бы и вынул изо рта сигарету, наши дети смогли бы оценить этот ПОСТУПОК.

Начните с себя, господа. Я же ведь бросила курить.

Татиана КИРИКОВА, некурящая.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ГОВОРИТЬ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДАТЬ ИХ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ
РОЗЕТКИ ИЗ БЕРГАМО
ЧТОБЫ НЕ ТЯНУЛО ВЫПИТЬ
БРИТАНСКОЕ КИНО ВОСКРЕСЛО!
РЫБКА МОЯ! Я ТВОЙ ГЛАЗИК!
ТОЛЬКО ОБРАЗОВАННЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДНЫМ


««« »»»