«Отряд самоубийц»: Классические социопаты

Отряд самоубийц

«Отряд самоубийц». Кодовое имя: главная надежда киновселенной DC. Отличительные характеристики: зашкаливающий градус безумия, разношерстный набор персонажей, способность привести фанатов в экстаз, проблемы с увлекательной историей и абсолютно блеклый антагонист. Побочные эффекты после близкого знакомства: рябь в глазах с кислотным оттенком, Марго Робби головного мозга, склонность к неоправданному насилию под громкую и драйвовую музыку.

Среди основных (супер)способностей режиссера Дэвида Эйра умение снимать моральное кино о совсем не благоприятной уличной жизни, под влиянием которой главные герои проходят через острый и болезненный процесс десоциализации. Так было с только что вернувшимся из армии персонажем Кристиана Бэйла из «Крутых времён», поддавшегося соблазнам улицы, и с героем Киану Ривза из «Королей улиц», полицейскому, которому уличные законы постепенно затуманили рассудок. Поэтому «Отряд самоубийц» кажется идеальным проектом для Эйра – снять кино про команду антигероев, которым законы не писаны и методы выполнения задач не ограничены моралью, свести их вместе, а затем отправить в бой, как это было у него в «Ярости». Однако в этом фильме режиссеру предстояло пойти обратным для себя путём – начать с полных негодяев и довести их до звания чуть ли не «хороших ребят» к концу фильма, причём работать пришлось не с двумя центральными персонажами, как Дэвид привык, а с целой охапкой героев.

«Отряд» начинается с бодрого знакомства зрителей с почти каждым персонажем под персональную музыкальную композицию. На экране моментально появляются фразы из личных дел (причем меняются они с такой скоростью, что прочитать их целиком задача почти невыполнимая), направленные в основном на то, чтобы показать, насколько эти ребята плохие. Но миссия режиссера обречена на провал – во всех историях из серии «как я попал в эту тюрьму», в героев, может, пока и не окончательно влюбляешься, но уже начинаешь им активно симпатизировать. Наёмный убийца, вынужденный преступать закон из-за дочки, безумно влюбленная особа, один не контролирует свои непрошенные способности, другой рожден с дефектами кожи  – разве это настоящие злодеи? Скорее просто жертвы, жертвы улиц, психических расстройств, природы, социума, в конце концов. Вся первая часть фильма, направленная на убеждение зрителя в том, что герои на самом деле антигерои, не работает, а вторая часть, когда от слов переходят к действию, остаётся наблюдать лишь за тем, как «плохиши» уже даже не пытаются прикидываться ими. В какой-то момент просто ждёшь, пока кто-нибудь из них полезет на дерево за котёнком (или розовым единорогом). Кто-то скажет, что это побочный эффект непродуманного сюжета, для меня же лишняя причина насладиться потрясающими персонажами.

Их, как уже сказано, довольно много в фильме, и, очевидно, что далеко не всем уделено достаточно внимания, чтобы хотя бы зацепиться на день в зрительской памяти. Моральным ядром и централизирующим персонажем стал Дэдшот (Уилл Смит), чья искренняя и самоотверженная любовь к дочке является для него главной мотивацией. Этот Дэдшот далёк от комиксного циничного Дэдшота, версия Уилла Смита больше напоминает харизматичного, отпускающего шутки налево и направо, беспредельщика, чьё поведение стимулирует остальных членов отряда. Харли Квинн (Марго Робби), с которой Дэдшот спелся больше остальных, можно назвать по праву главной звездой фильма. Безумная, абсолютно сумасшедшая, говорит и творит, что взбредёт в голову, сексуальная, боевая, а главное, безумно влюбленная в своего Пудинга. Хоть у неё и не так много запоминающихся фразочек, как у Дэдшота, сцен с её участием предостаточно. Третьим членом отряда, кто получает достойное развитие и интересное воплощение на экране, неожиданно стал Диабло (Джей Эрнандес). Кроме крутых татуировок у него в наличии имеется серьезная личностная драма, послужившая ролью предохранителя его сил. Нельзя сказать, что история прямо уже очень глубокая и трогательная, но в супергеройском блокбастере и этого достаточно. Джай Кортни в роли Бумеранга хоть и кажется предельно на своём месте, но складывается впечатление, что он постоянно балансирует на грани – вот-вот будет смешно, вот-вот будет запоминающийся момент, вот-вот мы полюбим Джая Кортни, но, похоже, не в этом фильме. Убийца Крок (Адевале Акинойе-Агбаже) хоть и частенько появляется в кадре и даже играет серьезную сюжетную роль в финальной битве, абсолютно ничем не запоминается, а его шутки буквально кричат, что в теле огромного зеленого монстра таится ранимая душа чернокожего гангстера. А вот Кара Делевинь откровенно разочаровывает, что в роли исследовательницы Джун Мун, что в роли её мистического альтер-эго Чаровницы. Да, превращение показано очень здорово, но персонажи пусты, как список хороших актёрских работ Делевинь, а контраст между человеком и ведьмой слишком большой.

Хоть в фильме главный антагонист связан исключительно со сверхъестественными способностями (формально их двое, но лучше бы их вообще не было, настолько они ужасны и скучны), для самого отряда злодей совсем другой – это офицер американской разведки Аманда Уоллер (Виола Дэвис), инициировавшая саму идею отряда самоубийц. Жестокий и властный персонаж, внушающий одновременно трепет и уважение. В какой-то момент кажется, что она ничем не лучше подконтрольных ей «злодеев», а её моральный компас давно сломан. Дэвис – настоящая находка для такого фильма. Её доверительным лицом, контролирующим отряд при исполнении, стал полковник Рик Флаг (Юэль Киннаман). Он больше похож на смесь «положительной» версии Дэдшота и «вменяемой» Харли Квинн, другими словами, у него отменная боевая подготовка, но его сердце в плену у Джун Мун. В целом, персонаж Киннамана оставляет приятное впечатление. Также в фильме есть Скотт Иствуд в самой своей невзрачной роли в карьере (теперь понятно, почему его роль скрывали поначалу, все думали, что он невероятно классный Дефстроук, а на деле до безобразия пустой командир какого-то подразделения котиков), и где-то отметились в истории персонажи Катана и Слипнот, о которых никто и не вспомнит после просмотра.

Еще одним безумно любопытным и, возможно, центральным персонажем всей рекламной кампании фильма стал обновленный вариант Джокера, представленный Джаредом Лето. Его Джокер, кроме того, что он отъявленный гангстер и полный безумец, имеет особую характеристику, не акцентированную в других воплощениях персонажа на экране. Он невероятно сильно привязан к Харли, Пудинг, как она его называет, ради неё готов пойти на безумие таких масштабов, что даже для таких сумасшедших, как они, кажется слишком. Как бы не хотелось побольше увидеть Джареда на экране, Джокера в фильме преступно мало. Он появляется всего в несколько сценах, когда основная сюжетная линия Эйра особенно страдает от серости и потери увлекательности, в качестве приглашенной звезды, придавая своими зелеными волосами, металлическими зубами и ядовитой ухмылкой необходимый градус безумия фильму. Бессмысленно пока Лето сравнивать с Николсоном или Леджером, экранного времени для этого недостаточно, а вот для демонстрации потенциала – вполне. Похоже на то, что Эйр показал нам демо-версию Джокера, но чтобы получить полную версию нужно либо дождаться фильм про Бэтмена, либо сольник, который, уверен, будет не менее интересным, чем про Харли Квинн.

Хоть «Отряд самоубийц» — кино, откровенно ориентированное на широкую аудиторию, приятные сюрпризы для фанатов комиксов здесь также есть. Два камео Бэтмена (Бен Аффлек), появление Флэша (Эзра Миллер), которое даже лучше вышеупомянутых двух, упоминание Супермена, а также сцена в середине титров, подводящая к следующему фильму  DC – всё это работает на благо цельности киновселенной. Чуть менее заметные отсылки, вроде запястных магнумов Дэдшота или золотой револьвер Харли с бейсбольной битой, порадуют любителей историй про этих персонажей. Однако в целом Эйр демонстрирует крайне скудное знание своих персонажей, оставляя впечатление, что он читал (если читал) только про Харли и Джокера. Хотя для обычного зрителя все эти герои и так неизвестны, наверное, он подумал, что перенагружать их будет лишним. Главное – представить зрителю. Отсюда и противоречие: о некоторых героях не хочется вспоминать, а про других хочется увидеть целые фильмы.

Вторая часть фильма отличается от быстрой и безбашенной первой повышенном уровнем сентиментальности. Все хотят друзей, жену, дочь, семью, убить Бэтмена. С одной стороны, это плюс для очеловечения персонажей, чтобы зрителям было проще им сопереживать. С другой стороны, вся концепция мрачности и серьезности вселенной DC попадает под сомнение. Да, тут намного больше шуток, чем в «Бэтмен против Супермена» и сам фильм куда проще и легче. Однако в «Отряде» нет ни глубокой драмы, ни фундаментальности, ни глубочайших знаний комиксов и их историй как в «БПС» (речь идёт о расширенной режиссерской версии, где была проделана впечатляющая работа по сглаживанию нелепых сюжетных углов). От этого Эйр уделяет неоправданное количество времени тёмным сценам, мол, не можем по сюжету, хотя бы сделаем тёмную картинку. Вроде кино старается выглядеть безумным и молниеносным, но и одновременно мрачным и неспешным, смешным и серьезным, отсюда рывковое повествование, которое скорее укачивает зрителя, чем увлекает. Под конец, Эйр, явно непривыкший к фильмам с таким бюджетом и жанром, превращает кино в фейерверковое шоу, полностью позабыв про детали. Как одному из героев удалось обезвредить бомбу в шее, почему потом про это благополучно забыли? Почему вокруг Диабло горят люди, но не горит его собственная футболка, как можно выжить от взрыва бомбы у лица, почему о погибших никто не вспоминает, зачем было стрелять в одного из пассажиров вертолёта, если всё равно собираешься сбить его целиком? Но согласен, это всего лишь придирки, которых никто не заметит.

Отдельного упоминания достойно музыкальное сопровождение. Оскароносный композитор Стивен Прайс органично вписал свои композиции между огромным количеством популярных и не очень песен. Стоит отметить, что в фильме звучат не только полюбившиеся фанатам Heathens, Sucker for Pain, You Don’t Own Me или Bohemian Rhapsody из официального саундтрека, но огромное количество другой очень качественной и известной музыки, среди исполнителей такие имена и группы: The Rolling Stones, The Animals, AC/DC, Black Sabbath, The White Stripes и Kanye West. Иногда, правда, приходится напоминать себе, что это всё-таки кинофильм, а не музыкальный клип.

Фильм настолько увлечен демонстрацией своей крутости и акцентом на некоторых персонажах, что совсем забывает про увлекательный сюжет. Однако хитовая музыка, увесистая горсть безумия и талантливый актёрский состав не позволяют выйти из зала разочарованным. Поздравляем Уилла Смита с возвращением в большую лигу, Марго Робби с началом первой удачной франшизы, а Джареда Лето с достойным результатом возложенной на него ответственности.

Отряд самоубийц

Suicide Squad

2016 год

Отряд самоубийц Постер

Жанр: фантастика, фэнтези, боевик

Страна: США

Режиссер: Дэвид Эйр

Сценарий: Дэвид Эйр, Джон Острандер

Оператор: Роман Васьянов

Композитор: Стивен Прайс

Художник: Оливер Шолль, Рави Бансал, Грег Берри

В ролях: Марго Робби, Уилл Смит, Джаред Лето, Джай Кортни, Кара Делевинь

Мировая премьера: 1 августа 2016

Премьера в РФ: 4 августа 2016, «Каро-Премьер» 3D

Продолжительность: 123 мин. / 02:03



Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Отряд самоубийц»: У суперзлодеев тоже есть сердце
«Отряд самоубийц»: Зло с кулаками
Павел Гусев: «Я не люблю слово медиамагнат»
Вадим Демчог. Впечатления от интервью (проект «МимоНот»)


««« »»»