«Бэтмен против Супермена»: Атмосфера ужаса

Бэтмен против Супермена

В современной философии в последнее время набирает популярность интересная классификация людей по типу восприятия. В ней выделяются четыре основных типа: аудиал, обрабатывающий информацию на слух, кинестетик, воспринимающий её через ощущения, касания и чувства, дискрет – через цифры, логические доводы и осмысления и последний тип – визуал, воспринимающий мир в большинстве случаев через глаза. И самое интересное, что существует совсем незначительное количество людей в целом мире, у которых прослеживаются два или более типов восприятия на примерно одинаковом уровне развития. И, как правило, аудиалу трудно воспринимать информацию через телесный контакт, а, например, дискрету насладиться прекрасной картинкой, ведь его разум заточен на поиск логики. Это совсем не значит, что некоторые люди не понимают красоты некоторых вещей или событий, они банально не умею обращать на это внимание, кого-то привлекает звук, а на кого-то оказывают влияния излишне эмоциональные моменты. И с этим нельзя ничего поделать, такова человеческая натура. Вот, например, Зак Снайдер, режиссер «Бэтмена против Супермена», является ярким представителем визуального типа восприятия. От этого фильм изобилует красивыми моментами и пейзажами, впрочем, как и явными прорехами в сценарии.

Пока многие критики и некоторые уже посмотревшие фильм зрители напялили на себя маску ноланского Джокера и на каждом углу восклицают «why so serious?», в целом Зак Снайдер избрал правильное направление кинематографической вселенной DC Comics. Хоть мрачные тона и философские нотки безысходности, время от времени появляющиеся в воздухе, до сих пор кажутся слишком непривычными для массового кино со всем известными героями комиксов (в основном из-за других экранизаций, где воспеваются легкость и юмор разных сортов), такой серьезный стиль кажется единственным правильным путем развития жанра кинокомиксов. Снайдер уже однажды обогнал своё время (лет так на 15-20) идеальной во всех отношениях суровой экранизацией сурового комикса, однако «Хранители» не получили широкого признания по одной лишь причине – никто не был готов к кино такого рода. Кто же мог подумать тогда в 2008, что именно Зак Снайдер и станет тем человеком, который будет постепенно прививать зрителю подобное стильное и взрослое кино по комиксам. Безусловно, путь тернистый, однако стоит хотя бы вспомнить, с каким скептицизмом в целом относились к экранизациям комиксов в начале XXI века и с каким оптимизмом относятся сейчас. Особенно неблагоприятно складываются дела у DC, среди достижений которого можно безоговорочно считать лишь трилогию Нолана, но, тем не менее, эти фильмы больше представляют собой уникальный и высококлассный криминальный триллер в рамках данной вселенной с известными персонажами, нежели новаторскую экранизацию комиксов. Снайдер привнес собственное видение и четкую направленность, но видно пока, что база для целой и многоплановой вселенной слегка жидкая и неустойчивая, полная сюжетных пробелов и нестыковок. «Бэтмен против Супермена», к сожалению, не стал значительным шагом вперед, но и не сделал рокировку назад по сравнению с «Человеком из стали». В фильме есть моменты, способные удивить и порадовать, так же как и вскрикнуть во весь голос «как?», «зачем?», «почему?».

Интереснейшей деталью фильма стали персонажи. Их достаточно много, как старых, так и новых. Я же хочу отметить двух самых убедительных героев фильма, которых невозможно забыть и не полюбить. Один из них тайный страж Готэма, а другой верный смотритель Метрополиса, фразы каждого из них звучат ярко, оба способны глубоко мыслить и искрометно подшучивать. Актеры, их воплощающие, прекрасно справились со своими ролями. Настоящие достояния фильма, которых постоянно мало в кадре, встречайте: дворецкий Альфред в исполнении Джереми Айронса и главный редактор «Дэйли Плэнэт» Пэрри Уайт в исполнении Лоуренса Фишбёрна. Оба персонажи глубокого второго плана, каждым своим появлением буквально крадёт все симпатии зрителей.

Теперь о виновниках торжества. Супермен Генри Кавилла прибавил в рассуждениях о своем месте среди людей. Так как Снайдер решил (или забыл) оставить нашего инопланетного друга без способности рентгеновского зрения во втором фильме подряд, развития в физическом плане у Кларка Кента не произошло. Особенно сильным получились наставления Марты Кент о месте его сына в этом мире, которому он ничем не обязан. Бэтмен Бена Аффлека стойко принял все сомнения в свой адрес еще с момента назначения актера на роль, и уже с первых кадров оправдал все возложенные ожидания на его подборо… то есть актерскую игру. Этот Бэтмен совсем другой, отличающийся от любой прежней инкарнации персонажа в кино. Виден немалый опыт за широкими плечами героя, он уже 20 лет в этом деле, в его глазах не осталось ни капли того юношеского максимализма, когда он впервые надел костюм летучей мыши. Теперь для Бэтмена нет запрещенных приемов, он может и кости переломать, и расстрелять целую группу бандитов из бэтмобиля. Возможно, вариант Снайдера самый близкий к комиксам о Тёмном рыцаре, он не только показал его предельно мрачным и суровым, но и придал более возвышенный статус, нежели просто борца с преступностью в маске. В этом фильме Бэтмен олицетворяет страх, ночь, он мифическое существо, которое за годы своей работы достигло некого уподобления Богу (может быть, даже Супермену). Снайдер в некоторых моментах достигает чуть ли не атмосферы ужаса в сценах с Бэтменом, например, саспиенс с полицейским патрулем, или посещение Брюсом заброшенного кладбища с вытекающей кровью из надгробия.

Что касается Лекса Лютора, то в комиксах его персонаж обычно имеет два воплощения: гениальный рассудительный стратег с манией величия, всё время демонстрирующий своё интеллектуальное превосходство над всеми и даже однажды ставший президентом США, и иррациональный психопат опять же с манией величия, готовый пойти на любую подлость, лишь бы насолить Супермену. Зак Снайдер предпочел второй типаж персонажа для своего фильма. И, возможно, повторюсь, возможно, прогадал, так как первый образ Лекса смотрелся бы чуть оригинальнее, ведь еще теплится в памяти многих более яркий иррациональный психопат-анархист в исполнении Хита Леджера. Здесь же крайне странно выглядит мотивация Лекса. Нам не сказано как собственно он стал миллиардером, в чем его заслуги, единственное, что мы знаем, так это то, что в детстве его избивал отец. Получается, от этого он стал эмоционально неустойчивым и хочет навредить Супермену лишь из-за банального страха перед ним. Это выглядит крайне нелепо, и ставит под вопрос саму суть фильма: зачем Лютор хочет стравить Бэтмена (с которым у него нет никаких связей) и Супермена? Но Айзенберг, сыгравший обезумевшую версию Цукерберга, все же производит приятное впечатление своей игрой, явно маршируя в первых рядах актерского коллектива этого фильма.

Чудо-женщина – замечательна, причем насколько замечательная Чудо-женщина, настолько невзрачная Диана Принц. Хоть появление Галь Гадот в доспехах впечатляет, но абсолютно не понятно её причастие ко всему этому. Кто она и что делает на званых ужинах Лютора, что ищет и почему улетает на самолете, но мысленно наводишь себя на мысли, что в этом фильме этих ответов явно не будет, их нужно будет искать в другом, будущем фильме. Также представлены другие члены Лиги Справедливости (которая обязательно соберется в будущем, но непонятно с какой целью, судя по финальной речи Брюса): тут и вполне неплохой по превью Флэш, и пока невнятные Киборг и Аквамен. Приятным моментом фильма стало появлении Кевина Костнера в роли Джонатана Кента, персонажа, который стал чуть ли не самым положительном моментом в «Человеке из стали».

С технической точки зрения фильм выглядит великолепно и слоу-мо применено в нужных местах. Вступительные титры со сценой смерти родителей Брюса ностальгически отсылают к «Хранителям», а пролог, в котором показан конец «Человека из стали» глазами Брюса Уэйна буквально брызжет адреналином, чем-то напоминая старт недавнего «Спектра» с Джеймсом Бондом на празднование дня мёртвых (к слову, в БпС этот праздник также упоминается). Что бы хотелось похвалить, так это сцены битв и хореографию, которая по трейлерам смотрелась весьма эффектной, но, к сожалению, после просмотра это сделать невозможно. Виной тому скомканный монтаж из многочисленных мелькающих кадров конечностей, не позволяющий понять, где собственно рука Бэтмена, а где лицо преступника, и дико дрожащая камера в сценах без экшена. К примеру, если вспомнить начальную сцену, где маленькая девочка стоит под нависающим обломком, а отважный Брюс Уэйн в последний момент её спасает (эта сцена настолько штампованная, что аж больно при просмотре), камера медленно показывает здание, на которое смотрела девочка. Начиная с полностью целого основания и поднимаясь к горящей и разрушенной крыше. И пока камера медленно поднимается, она все сильнее трясётся и буквально бросается в лихорадочный пляс при показе вершины здания, создавая впечатление, будто оператор на своих плечах в одиночку таскал огромную тяжелейшую IMAX-камеру, и поднимать ей ему пришлось также своими руками, дрожащими от напряжения и тяжести.

В фильме великолепное музыкальное сопровождение, Ханс Циммер и Джанки Экс-Эл создали невероятный по звучанию тандем. Космическо-супергеройские мотивы с убойными барабанами из «Безумного Макса» ничего кроме приятной дрожи на коже не вызывают. Отдельно хочется отметить тему Лекса Лютора (The Red Capes Are Coming), мотив для которой Циммер взял из своей же заглавной темы для «Шерлока Холмса» Гая Ричи и тему Чудо-женщины (Is She With You?), по которой отчетливо слышна мощь Джанки (Junkie XL).

Как известно в основу фильма лёг культовый комикс Фрэнка Миллера «Возвращение Темного рыцаря», в котором Бэтмен уже на закате своей супергеройской карьеры и вынужден вступить в ожесточенный бой со своим другом и партнером – Суперменом. Но не стоит забывать, что не меньшую роль в сюжете играет другой классический комикс – мини-серия 1996 года, «Второе пришествие» Марка Уэйда. В нем как раз проводится параллель людей с суперспособностями и богами. Каково их место среди нас и каково их предназначение. Более того, художником этого комикса является легендарный Алекс Росс, стиля которого и придерживается Снайдер. Например, сцена, в которой Супермен приходит на помощь жертвам потопа на крыше – самая прямая отсылка к комиксу. Но и немалую роль играет другая историческая история о Супермене, выходящая в 1992-1993 годах под авторством Дэна Джурдженса. Название намеренно не пишу, ибо в нем содержится спойлер, однако вся серия является самым ярчайшим доказательством канона концовки фильма, в адрес которой последовало столько критики. Причем он настолько снят бережно к первоисточнику, что даже шрифт кое-какой надписи и эмблема взяты со стопроцентной точностью. И из этого следует только один вывод: это кино снято для настоящих фанатов DC, не для перебежчиков от других изданий/студий и не для только что взявших в руки комиксы о Супермене, Бэтмене и других.

Несмотря на то, что среди сценаристов числится оскараносный Крис Террио, рука горе-сценариста Гойера видна четко как никогда. Нет, Дэвид Гойер умеет хорошо работать над сценариями, но только находясь в ежовых рукавицах кого-то наподобие Кристофера Нолана, которому Снайдер в плане изобретательности и в подмётки не годится. Дыр сценарных много. Мотивация Лютора, о намерениях Дианы Принц даже и говорить не приходится, за такое время она совсем не раскрыта. В жизни не поверю, что Супермен, находясь в горах на другом конце света, слышит, как падает Лоис Лейн с небоскреба и спасает её, но не может предотвратить похищение почти родной матери, находящейся в соседнем городе, чей голос и даже манеру дышать он знает с детства. Почему Лексу Лютору всё сходит с рук, и как он создавал Думсдэя? Ведь этот момент один из ключевых, который раньше не освещался в комиксах, вместо этого Снайдер устроил купания Майкла Шеннона в крови Айзенберга, предложив зрителю принять всё как должное и ничего не объяснять. Как вообще Лютор узнал о криптоните на дне моря? Неужели местные жители острова ныряли под воду и, о боже, нашли черный камень, ведь черных камней так мало под водой! И они тут же пришли к выводу, что он инопланетный и пошли звонить одному из известнейших людей Метрополиса по банану? Да и сам криптонит – странная вещь. То Супермен в нескольких метрах от него теряет сознание, то летает чуть ли не километры, держа фактически в руках огромный зеленый кусок. Плохой русский по имени Анатолий с гербом РФ на кадыке не вызывает ничего кроме смеха. Куча сцен просто для красивой картинки. Хотя бы вспомнить трейлер: Брюс бежит навстречу падающему зданию. Чего он хотел добиться? Поймать здание руками? Но согласитесь, красиво же вбежал в сбивающую с ног пыль.

Так же злую шутку сыграла с фильмом дальновидность развития вселенной и её суматошное создание. Экстренными методами пришлось вводить героев в фильм, жертвуя хоть малейшими объяснениями, почему тот или иной персонаж является именно тем, кем он есть. Да, мы вроде знаем, кто такой Бэтмен и Брюс Уэйн, но мы не знаем какой Бэтмен в этой вселенной. Мы видим костюм погибшего Робина, слышим упоминание о Джокере, посещаем заброшенное поместье Уэйнов, но абсолютно ничего не знаем о прошлом герое. В другом фильме, говорит Снайдер. Так же он говорит и о Чудо-женщине. О Супермене он уже рассказал, оставив лишь Лютора. Но и здесь не то чтобы гладко вышло.

В конечном итоге, «Бэтмен против Супермена» кажется фильмом, снятым в обратном порядке. Он должен был выйти лет на 10 позднее. Но в этом и прелесть фильма. Снайдер не даёт четкие отсылки к продолжению, как например, было в «Бэтмене: Начало», когда в конце была показала карточка с джокером. В БпС отсылки, ведущие на несколько фильмов вперед. Зрителям пока остается лишь гадать про весь замысел целиком. Но я уже предвижу потенциальное переосмысление фильма. Хоть он и длится два с половиной часа, многих моментов не хватает, они будто бы вырезаны. И тут появляется надежда на анонсированную режиссерскую версию. Затем, спустя несколько лет мы увидим сольный фильм о Чудо-женщине, Бэтмене, Флэше, мы поймем хотя бы половину отсылок и снов Брюса Уэйна в грядущей «Лиге Справедливости». И тогда с этим багажом знаний, фильм «Бэтмен против Супермена» может быть воспринят совсем по-другому. Именно так, как его изначально видел Зак Снайдер.


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»