«Бегемот»: Библейские аллюзии

Рубрики: [Кино]  [ММКФ]  [Рецензия]  
Метки: ,

БЕГЕМОТ

Традиционно известный сильными документальными программами, ММКФ не разочаровал в данном аспекте и в этом году. Одной из жемчужин программы «Свободная мысль» стала картина Чжао Ляна «Бегемот», чья премьера состоялась в конкурсе Венецианского кинофестиваля. В прошлом ленты китайского режиссера также оказывались в центре внимания международных фестивалей, рассказывая о конфликтных и проблемных ситуациях в отношениях граждан и государственного аппарата, но в «Бегемоте» Чжао Лян отказывается от стандартных приемов документального кино, и результат этого авторского решения, безусловно, оправдывает его выбор сполна.  «Бегемот» объединяет в себе несколько взаимосвязанных тем интересных режиссера. Во-первых, это угольные карьеры в районе Внутренний Монголии, их влияние на окружающую среду и жизнь простых шахтеров на этих разработках. Из нее вытекает следующая тема – пневмокониоз, неизлечимое заболевания легких, провоцируемое длительным вдыханием угольной пыли. Ежегодная смерть тысяч рабочих не вызывает никакой реакции у китайского правительства, несмотря на жалобы и протесты родственников больных, требующих улучшить трудовые условия шахтеров и компенсировать нанесённый их здоровью ущерб. Завершает фильм виды китайских городов-призраков: гигантских комплексов новостроек, в которых никто не живет, кроме рабочих обслуживающих инфраструктуру и строителей. Их роль, на самом деле, банальна проста – утилизация переизбытка свободных финансов из экономики.

По манере повествования «Бегемот» напоминает трилогию Реджио «Кацы», а по мощности воздействия запечатленных образ на зрителя – фотографии Сальгадо. Вместо пояснительного закадрового текста и «говорящих голов» экспертов Чжао Лян предпочитает цитаты из «Божественной комедии» и библейские аллюзии из Книги Иова. То есть фильм по большой части представляет собой череду гипнотических планов последовательно раскрывающих метафоричное сравнение человеческой цивилизации с мифическим зверем Бегемотом: «ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; горы приносят ему пищу». Кадры растерзанных лугов сменяются съемками бедственного быта рабочих; камера ныряет в темные бездны шахт, чтобы вынырнуть на ослепительный инфернальный свет сталелитейных заводов; после сверхкрупных планов, медленно изучающих измученные лица людей, следуют «райские» урбанистические пейзажи пустующих улиц и домов, как отражение триумфа цивилизации над человеком. Адская изнанка китайской индустрии давно известна и понятно, но Чжао Ляну удается показать ее с небывалой поэтичностью. Масштаб трагедии осознается не из сухих фактов и цифр, но из непосредственного вчувствования автором ее и его способности пронзительно и точно передать образы этой природной и гуманитарной катастрофы.

Чжао Лян не предлагает никаких решений, не выдвигает лозунгов, и маловероятно, что он рассчитывает на то, что посмотревшие фильм зрители как-то на данную ситуацию могут повлиять, но может разбудить чувство коллективной ответственности за процессы, которые происходят по всему миру и, в частности, в Китае, и есть ли шанс остановить этого монстра человеческой цивилизации, пожирающего самого себя.

Бегемот / BEI XI MO SHOU (2015)

Жанр: документальный

Страна: Франция, Китай

Режиссер: Чжао Лян

Оператор: Чжао Лян

 


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Правда о Правдине
Куда идти на Лабутенах?
Blink-182 издали «Калифорнию» с новым гитаристом
Андрей Державин. Перезагрузка. Почти семейная
Леди Гага получила водительские права
Ферджи сняла клип про матерей-героинь
«Капитан Фантастик»: Папа может
Кэти Перри отпраздновала рекорд в твиттере
«Монах и бес»: Верую, ибо абсурдно
«КЕ-ДЫ»: Фальшивая обувь
Судный день, или Максидром


««« »»»