Сразу после просмотра «Капитана Фантастика» Мэтта Росса хочется побежать в Министерство образования с написанным по пути прошением включить данный фильм в программу всех ВУЗов вне зависимости от направления обучения. Потому что эта крайне оригинальная история не просто является образцовым примером важности школы жизни, но и наглядно показывает, к чему нужно стремиться в воспитании и подготовке детей ко взрослой жизни, а что лучше не повторять за главным героем фильма.
Этим главным героем является отец шестерых детей Бен. Бен воспитывает своих детей в одиночку и своими выработанными методами. Его жена и мать детей больна, поэтому ребята живут у отца… в лесу. Там же они получают образование, тренируют навыки выживания, учатся строить, шить, готовить, охотиться, карабкаться по горам и другим жизненно необходимым ремеслам. Фактически всю жизнь пробыв и воспитываясь под чётким и тщательным покровительством отца, дети знают по шесть языков, основы квантовой физики, историю своей страны от индейских племен до последнего президента, разбираются в философии и имеют свою точку зрения на все ключевые события в стране и мире, будь то значимость принятия «Билля о правах» в 1689 или причины 11 сентября, даже шестилетняя Саджа. Но вскоре обстоятельства нарушают идиллию в этой семейной утопии, вынуждая отца со своим семейством покинуть дом и отправиться в мир «Адидаса», Интернета и красивых девушек, которые становятся настоящим испытанием и искушением для самого старшего из братьев – Бодевана.
Режиссер Мэтт Росс, подобно протагонисту Бену, наградившему своих детей уникальными не встречающимися больше нигде именами (Бодеван, Кайлир, Веспир, Реллиан, Саджа, Най), наделяет их уникальными характеристиками, чтобы те лучше запали в душу зрителям. Старший среди всех Бодеван – прирожденный лидер, вечно равняющийся на отца, но и одновременно больше всех понимающий неправильность его методов воспитания. Поэтому он отправил тайком от него письма со вступительными экзаменами во все престижные университеты, от Гарварда до Принстона. Другие дети выделяются, кто-то своим бунтарским духом и чрезмерным любопытством, кто-то поражающей надменностью и натуральной красотой, но каждый из них по-своему очарователен. Жалко, что фильму порой не хватает той дерзости, которой изобилуют его персонажи.
Вигго Мортенсен в роли Бена так же хорош, как его персонаж в руководстве детьми. Он не просто отец семейства, он его духовный лидер. Учитывая, что сама история в целом отдаёт эпохой хиппи, духовная связь здесь играет важную роль. Причем эта связь не ослабевает и между Лесли (мама семейства) и её «капитаном Фантастиком» Беном; не бывает ночи, чтобы он не видел её в своём сне, нежно порхающей прямо над ним. Возможно, именно она ответственна за выбранную им жизненную позицию отшельника, её болезнь, её любовь.
По большему счёту в этой милой дисфункциональной семейной сказке весь юмор построен на эффекте культурного шока, как для детей в процессе их интенсивного курса социализации, так и для зрителя, немного пришибленного не столько такими экстремальными условиями воспитания, а их впечатляющей эффективностью. В фильме есть гениальная сцена, когда семья приезжает в гости к родственникам, у которых два сына – подростки лет 14-16. И вот мать этого семейства, будучи шокирована методикой обучения Бена, эмоционально восклицает, что это неправильно, и без школы дети ничему не научатся. На что Бен просит её двух сыновей спуститься, поставив на паузу видеоигру, и ответить на один вопрос: «Что такое «Билль о правах»?». Но ни ученик средних классов, ни старшеклассник ничего путного выдавить из себя не могут, тогда Бен просит спуститься к ним Саджу, которой только недавно исполнилось 6. На тот же самый вопрос она отвечает не задумываясь, начиная с первой поправки. Но отец не хочет слышать заученного текста (уже к тому времени повергнув родителей подростков в оцепенение от удивления), ему нужен здравый анализ своими словами, тогда ребёнок начинает свободно рассуждать о преимуществах, которые получили свободные предприниматели благодаря первой поправке, вынуждая родителей-скептиков капитулировать перед фактами.
Однако обратный эффект проявляется, когда детей интегрируют в современный мир. Бодеван впадает в ступор не только от появления девушки в двух метрах от себя, но и от упоминания Леди Гаги или Стар Трека. Над Веспир смеются, когда она начинает говорит о Nike, как о греческой богине, а не о марке обуви. А заглянув всей семьёй в ближайшую придорожную забегаловку, Най искренне любопытствует, что же такое Кока-Кола (на что отец отвечает: «Отравленная вода»). Но главное, что Бен ничего не скрывает от своих детей, он постоянно честно отвечает на каждый их вопрос, относясь к ним как ко взрослым. В сцене, когда отец замечает, что старшая дочь Кайлир читает «Лолиту» (что заметно опережает его программу), он её просит проанализировать прочитанное. В процессе анализа так и всплывают фразы вроде «сексуальная связь», «пенис», «изнасилование» (кто читал Набокова, знают), и всё это в присутствии шестилетней Саджи. Бен прямо отвечает на каждый поставленный вопрос девочки, вызывая у неё неподдельную реакцию, за которой наблюдать одно удовольствие.
«Капитан Фантастик» – обаятельное роуд-муви с большим сердцем, наполненное пестрящими, словно их наряды в церкви, персонажами. Утопическое кино, воспевающее жизнь, Ноама Хомского и семейный институт в самом его эксцентричном воплощении.
Капитан Фантастик / Captain Fantastic (2016)
Жанр: драма
Страна: США
Режиссер: Мэтт Росс
Сценарий: Мэтт Росс
Продюсер: Моника Левинсон, Джэми Патрикоф, Шивани Рават
Оператор: Стефан Фонтен
Художник: Расселл Барнс, Эрик Дональдсон, Кортни Хоффман
Монтаж: Джозеф Крингс
В ролях: Вигго Мортенсен, Джордж МакКэй, Саманта Ислер, Анналиса Бассо, Николас Хэмилтон
Мировая премьера: 23 января 2016
Премьера в РФ: 11 августа 2016, «Capella Film»
Продолжительность: 118 мин. / 01:58