ПЯТЬ ВОПРОСОВ ПОБЕДИТЕЛЯМ

Размышления после аукциона

Скандал, разгоревшийся вокруг аукциона по продаже блокирующего пакета акций фирмы “Связьинвест” (25 процентов+одна акция) не только не утихает, но, кажется, лишь день ото дня набирает силу. Читатель или телезритель, не следивший внимательно за всеми перипетиями развернувшейся схватки гигантов, наверное, недоумевает: из-за чего такие страсти-мордасти? Казалось бы, все просто – по Закону о приватизации государство обязано через 3 года выставить на продажу пакет акций госпредприятия, что оно и сделало, а по условиям конкурса, в нем имели право принять участие зарубежные фирмы, и получит пакет тот, кто предложит более высокую цену. Вроде бы так и произошло – из всех изъявивших желание стать совладельцем российских телефонных сетей, почты, телеграфа, телекоммуникаций один – консорциум банка “Альфа-групп” с испанской телекоммуникационной корпорацией “Испания телефоника” предложил меньшую цену и проиграл, другой же участник – кипрская компания “Mustcom“, созданная специально для этих торгов консорциумом в составе ОНЭКСИМбанка, “Дойче банка”, а также недавно слившейся воедино банковской структурой Международная финансовая компания – МФК Ренессанс, предложил более высокую цену, свыше 1,8 миллиарда долларов, и конкурс выиграл.

Однако подковерная борьба, развернувшаяся еще задолго до аукциона, затронула чересчур широкий круг лиц – председателя Центробанка С.Дубинина, замминистра финансов А.Вавилова, председателя Госкомимущества А.Коха, президента ОНЭКСИМбанка В.Потанина. Генпрокуратура начала расследование по факту утечки из бюджета с участием последнего не то 200, не то 400 миллионов долларов. В прессе немало сказано о том, что, пользуясь своими связями в правительстве, Потанин провел в жизнь такие условия конкурса, какие были наиболее благоприятны для его банка. Теперь же, что ни день, то первые вице-премьеры правительства А.Чубайс, Б.Немцов дают интервью и свои оценки проведенному аукциону, а В.Черномырдин распорядился расследовать обстоятельства его проведения… С резкой критикой Потанина и политики ОНЭКСИМа обрушился ведущий телепрограммы ОРТ С.Доренко, и теперь, на новом витке скандала, уже обсуждаются возможные отставки на ТВ, да и судьба первого канала в целом.

Если же взглянуть на ситуацию беспристрастно и без эмоций, свойственных тем “тараканам”, которые забегали после инъекции дезинсекталя, по выражению Доренко, то она предстанет не в таком радужном свете, как это рисуется кабинету министров, донельзя довольному тем обстоятельством, что 85 процентов средств, полученных от сделки, пойдут в федеральный бюджет, а значит, можно будет, наконец, расплатиться с собственной армией и погасить часть задолженности по зарплате. При объективном анализе возникает несколько сакраментальных вопросов к победителям, в число которых, вероятно, следует включить и наше родное правительство.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. А вы уверены, что не продешевили?

Оказывается, чтобы контролировать всю телефонную сеть России, не говоря уж о других инфраструктурах телекоммуникаций, почты, связи, достаточно выложить менее двух миллиардов долларов. Для сравнения скажем, что за такую же цену были проданы акции Чешской телефонной компании. Масштабы, прямо сказать, несопоставимы – в фирме “Связьинвест” ни много ни мало – 89 региональных предприятий, по существу – это целая отрасль, имевшая последние 80 лет стратегическое значение в вопросах национальной безопасности.

ВОПРОС ВТОРОЙ. Вы уверены, что средства действительно поступят?

Прецедент уже был в 1995 году, когда после такого же аукциона той же фирмы “Связьинвест” итальянская фирма-победитель повела себя, мягко говоря, как Киса Воробьянинов, признавшийся О.Бендеру, что денег у него… попросту нет. И результаты торгов были отменены.

Оснований для подобного вопроса более чем достаточно, если пристальнее взглянуть на деятельность в России американца русского происхождения Бориса Йордана. Два года назад этот молодой бизнесмен, консультировавший А.Чубайса и правительство РФ по вопросам приватизации и залоговых аукционов, организовал с помощью ОНЭКСИМбанка и МФК свой банк “Ренессанс капитал”. Главную свою задачу Йордан видел в том, чтобы скупать госпакеты акций российских предприятий, близкие к контрольным, и переправлять их для перепродажи на Нью-Йоркскую биржу. Разумеется, по более высокой цене. Так что фактически его банк был, а МФК-Ренессанс остается лишь посредником между западным капиталом и российской экономикой. Всякий раз на каждом аукционе Йордан лишь представляет чьи-то деньги, не имея реальных своих. То есть это типичный финансовый спекулянт (причем ничего обидного в этом термине нет), который делает свои деньги на чужих “живых” деньгах. При этом выясняется, что “Дойче банк”, поддержавший, что было объявлено на пресс-конференциях, консорциум Потанина – Йордана, находится не в Германии, как все было подумали, а в Англии – речь идет лишь о его лондонском представительстве, руководит которым брат Бориса – Ник Йордан. Но “Дойче Морган Гринфил” – вовсе не “Дойче банк”. Так что весьма сомнительно, что у этого Йордана найдется свободный миллиардишко…

Вряд ли найдут заявленную сумму и сиамские близнецы ОНЭКСИМ и МФК. Подождем – увидим, не блефовали ли они в этой игре? Анализ последних крупных приобретений, сделанных ими, отчаянное положение на большинстве предприятий, попавших в их совладение, от “Норильского никеля” до Новолипецкого металлургического комбината, показывает, что реальных инвестиций в модернизацию производства там нет и не предвидится.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Получат ли что-то сами российские связисты?

Да, в заявлениях правительственных чиновников звучало обещание, что отрасль получит 15 процентов от цены пакета акций и вроде бы пойдут они на развитие сельских телефонных сетей. Но чего только уже не обещали отечественные финансово-промышленные группы, вступая во владение приватизированными предприятиями! К тому же нельзя не согласиться с мнением опального Доренко о том, что никто в ОНЭКСИМе “ни полсекунды не работал в области связи” – в отличие от профессиональных связистов, скажем, испанской фирмы, участвовавшей в аукционе, которые всерьез намеревались заняться модернизацией и реконструкцией российских линий связи, как успешно сделали они это в ряде стран, например, в Аргентине. Любопытно, что в среду на встрече в правительстве РФ глава ОНЭКСИМа заявил, что у него нет оператора по работе со “Связьинвестом”. Поэтому Потанин хотел бы предложить часть акций той самой испанской компании, бывшей в составе проигравшего консорциума. Так еще до подписания договора он начинает нарушаться – по предварительным условиям существовало вето на переуступку пакета или его части сроком на несколько лет.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. А кто же хозяин?

И вопрос непраздный. То, что ОНЭКСИМ – МФК Ренессанс лишь перекупщики, уже ясно. Созданная ими кипрская фирма – только способ скрыть реальные доходы и избежать всей полноты налогов, чем славятся многие офшорные фирмы. Зная почерк Йордана в течение всех лет его пребывания в России, можно сделать абсолютно точный прогноз дальнейшей судьбы акций “Связьинвеста” – они уйдут в США на фондовую биржу сразу, как только удастся набить им цену – убедить, в том числе устами российского правительства, западных банкиров в том, что отрасль перспективна, что можно немало заработать на одних лишь сотовых телефонах, монопольным правом на которые станет обладать владелец блокирующего пакета, ну и добавить, скажем, что в руках владельцев фирмы будет даже ретрансляция телепередач, а значит, реальное управление всей информационной политикой электронных российских СМИ… А это уже немало в преддверии новой президентской гонки, которая скоро начнется.

Правда, убедить магнатов Уолл-стрита не так просто – они ведь и читать умеют. И прочтут, что в условиях аукциона было записано: зарубежный владелец блокирующего пакета НЕ МОЖЕТ участвовать в управлении отраслью, как НЕ МОЖЕТ и передавать акции третьей стороне. Ну да мало ли что написано – Йордан найдет способ обойти букву…

Впрочем, ответ на поставленный вопрос тоже легко прогнозируется. Достаточно вспомнить сенсационный успех акций фирмы “Би лайн” в США, куда они попали с легкой руки все того же Йордана. Однако вскоре в российской прессе мелькнуло сообщение, что все они скуплены через посредников одним и тем же Джорджем Соросом. Так что судьбу как фирмы “Вымпелком”, так и ее дочерней “Би лайн” по производству сотовых мобильных телефонов определяет теперь не их создатель академик В.Зимин, а большой покровитель российской научной и творческой интеллигенции Сорос. Этот прогноз остался бы на уровне догадки, но вот совпадение! Когда данный материал готовился к печати, лондонская газета “Файненшл таймс” сообщила, что Д.Сорос готов вложить в акции “Связьинвеста” половину их цены – 1 миллиард. Не странно ли, что одно и то же лицо стремится овладеть немалой частью общероссийских телекоммуникаций? Но это уже вопрос риторический, поскольку обращен к компетентным органам.

ВОПРОС ПЯТЫЙ. Кто следующий?

Говорят, премьер-министр, выслушав информацию А.Коха об итогах аукциона, обронил такую реплику: мол, что это у вас, что ни конкурс, то скандал? Виктор Степанович вскоре сможет ее повторить, потому как на гребне нынешнего зарождается уже новый скандал – предстоит аукцион по продаже 38 процентов акций уникального комбината “Норильский никель”. Этот комбинат производит 90 процентов отечественного никеля, или треть общемирового производства, а также медь, золото, металлы платиновой группы. С 1995 года госпакет его акций находится в залоговом хранении у все того же ОНЭКСИМбанка, а когда долго хранишь чужое, как-то привыкаешь к нему, будто к своему собственному. Потанин уже заявил, что его консорциум будет бороться за право приобретения контрольного пакета. Однако борьба обещает быть нелегкой, учитывая в том числе и множество желающих, и исчерпанность ресурсов ОНЭКСИМ – МФК. Так что будущий совладелец “Норильского никеля” тоже живет не в России.

История российских ФПГ насчитывает лишь несколько лет, молодой российский капитал еще не выработал цивилизованных правил игры, а временные шаткие альянсы и договоренности то и дело пересматриваются то одним, то другим действующим лицом в острой конкурентной борьбе. К тому же первичный передел бывшей государственной собственности едва произошел – впереди неизбежны и второй, и третий переделы. Значит, закулисных и подковерных, незапрещенных и запрещенных методов, примитивного лоббирования групповых и узкокорыстных интересов, коррумпированности госчиновников, фактов сращения полукриминальной элиты с полукриминальным же капиталом все мы увидим в ближайшем будущем немало. Эх, эту бы энергию да в мирных целях!

Сергей КУРАКИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СМИ БУДУЩЕГО – ПОД КОНТРОЛЕМ ПОТАНИНА?
“САХАЛИНЫ” ОБЪЕДИНЯЮТСЯ?
ЧЕРНАЯ ДЫРА
КТО ТРУДОУСТРОИТ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗАПАСА?
МАЛЕНЬКАЯ ЧЕЧНЯ, ИЛИ ИГРЫ, В КОТОРЫЕ МЫ ИГРАЕМ


««« »»»