Слонов мы не замечаем

Рубрики: [Додолев]  [Интервью]  

О своей профессии и ее перспективах крымский журналист побеседовал со столичным медиаидеологом Евгением Ю. ДОДОЛЕВЫМ.

УСТАНОВКИ

- Хочу задать вопрос по поводу демократии в России, что это такое и зачем нам это нужно?

- Демократия была придумана в обществе, где в принятии решений участвовало только компетентное меньшинство, а рабы были вынесены за скобки. Демократия возможна в случае консилиума врачей, совета специалистов и так далее. Когда же в процесс включают некомпетентное большинство, то демократический процесс превращается в манипулятивный. То есть вы можете и в детском саду установить демократию, если внушить детям, что «тихий час» необходим, иначе их съест Серый Волк.

Запад озаботился проблемой контроля за умами еще в конце XIX века, а у нас с этим всегда было плохо – СССР контролировал все СМИ, а население слушало «голоса»…

Сейчас же мы наблюдаем интереснейший процесс – в виду резкого изменения информационных технологий, старые методы воздействия перестают работать и происходит сбой системы. Чем это кончится – мы все скоро увидим. Пока еще западное население контролируется – не так давно мне звонили знакомые из Германии, которые всерьез интересовались, не убьют ли их в Петербурге, ведь там разруха и голод… Дикость просто. Жертвы германского агитпропа.

Однако сомневающихся становится все больше, потому что теперь можно одномоментно устанавливать связь с любой точкой мира и своими глазами смотреть, что там происходит. То есть в современном мире обеспечивать контроль за «демократическим процессом» все сложнее, нужны новые методики, а их пока нет.

Правильная же демократия невозможна в принципе, поскольку некомпетентное большинство не способно принять адекватные решения по вопросам, требующим компетенции, а любые вопросы государственной важности требуют компетенции, люди же могут голосовать лишь верой, сердцем или чужим мнением.

- Ваше мнение, возможен ли сегодня в России между представителями различных точек зрения цивилизованный внутриобщественный диалог (при каких обстоятельствах), а не оголтелая полемика вокруг принципиальных вопросов жизни страны?

- Нет, пока невозможен, потому что мы – культура конфронтации, а не компромисса. У нас менять точку зрения плохо. Вот взяли вы, выслушали оппонента и изменили позицию. Встает вопрос, а чем же вы раньше думали? Ваши поклонники будут разочарованы – они же верили в вас как в носителя истины, а вы передумали… И никто не задумывается о том, что любая позиция вытекает из информации; добавилась информация, позиция может и измениться.

Поскольку полноты информации не бывает никогда – жизнь постоянно меняется и появляются новые факты, люди хотят опираться на что-то неизменное. И у нас это развито в большей степени, чем на Западе, где дискуссии ведутся постоянно. У нас же общение, увы, декларативно – все пришли, высказались, никто никого не слушал, а зритель выбирает, кто ему больше понравился. Исходя из этого и голосует. Надо воспитывать свою культуру, а это не так просто.

- Не сочтите за высокопарный идиотизм, но не могу не спросить: как часто вы размышляете по поводу прошлого, настоящего и будущего России? Если не секрет, к каким выводам вы пришли по базовым узлам, так сказать?

- Размышляю постоянно, но выводов нет – жизнь же не стоит на месте, вот я ее и изучаю! Я же не политик, чтобы приходить к выводам, я журналист, а журналист – это наблюдатель.

В интересное ведь время живем, когда совсем не понятно, что будет с нами завтра… Поделитесь своими взглядами по поводу того, каким путем должна развиваться наша страна?

- Ну, путь один: поступательный. Надо жить так, как считаешь правильным. И адаптироваться к миру, который есть, потому что другого нет. Каждый сейчас адаптируется как умеет: кто-то рожает детей, кто-то едет воевать, кто-то ищет хорошей жизни, короче, каждый выбирает свой путь.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших профессиональных взаимоотношениях с правдой?

- «Правда» это как в истории про больную девушку. Где правда? Где она красивая и еще здоровая или где она с красным носом и больная? Мы никогда не знаем полного контекста того или иного события. Поэтому правда может быть ведома только Господу Богу, мы же будем видеть только ее большую или меньшую часть.

- Кстати, чуть не забыл, а ведь меня всегда мучил этот вопрос, всегда хотел спросить почему вы однажды переключились на шоу-бизнесовую тусовку, оставив большую политику другим? Чем был обусловлен этот выбор?

- Политика – это и есть подлинный шоу-бизнес. Я просто отошел от общего к частному, чтобы лучше разобраться в деталях.

- Вы можете назвать себя счастливым человеком? Что для вас счастье? В личном и в профессиональном плане?

- Если я сейчас задумаюсь на эту тему, то интервью на этом закончится: я буду думать до конца жизни!

- О чем жалеете больше всего?

- О том, что «жизнь короткая такая» и что конца спектакля, в середине которого я родился на свет, мне точно не увидеть…

ПРИНЦПИПЫ

- Каких главных принципов в работе и в жизни придерживается классик российской журналистики Евгений Додолев?

- По законам жанра здесь я должен бы пококетничать: мол, какой такой я «классик». Но… Не так давно вспоминали мы с Ярмольником покойного Листьева и Леонид очень точно подметил: Влад раздавал автографы с естественностью настоящей звезды. Короче, называют тебя «великим», не выеживайся, прими это как данность. А вот здесь место «смайлику».

Ну а по существу вопроса. Мой главный принцип – быть субъективным. Поскольку быть объективным не представляется возможным ввиду отсутствия полноты информации, надо быть полноценно субъективным.

Напомню суфийскую притчу XII века, авторство которой приписывают Хакиму Санаи Газневи. Это рассказ про трех слепцов и слона. Под стенами города слепых встал лагерем владыка с армией, в арсенале которой было это животное. Горожане послали экспертов. Вернувшись, разведчики доложили. Первый, который нащупал ухо, сказал, что слон есть нечто наподобие ковра. Ощупавший хобот возражал: это гибкая мускулистая труба, страшная и разрушительная. То, что слон есть твердая колонна, решил разведчик №3, исследовавший ногу. «Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта» – резюмировал Хаким Санаи Газневи.

Очевидно все трое экспертов были искренны. И не пытались манипулировать своими товарищами по несчастью. Что, впрочем, на результате не сказалось.

Так и три репортера, рассказывающие об одном и том же, сочиняют разные сюжеты. И при этом еще и зритель видит лишь то, что считает нужным. Удивительно, но порой даже объекты публикаций умудряются замечать только хобот. Или хвост. Или бивень. Игнорируя картину в целом.

То есть, если ты видишь ногу слона (как в этой знаменитой притче), то опиши то, что наблюдаешь не претендуя на то, что видишь всего слона.

К сожалению, люди творческие слабы умом (иначе не могли бы, по всей видимости, создавать шедевры) и они становятся жертвой пропаганды, не видя слонов и потребляя информацию из таких забавнейших источников как «Эхо Москвы».

Я всегда вспоминаю страстный манифест Димы Быкова под названием «Рассольники», который он опубликовал в нашей с ним газете «Московская комсомолкА» еще в 2001 году, когда Альфред Кох «по заказу Кремля громил» НТВ Гусинского, чтобы сделать этот ресурс лояльным. Тогда из руководства пресловутого «уникального журналистского коллектива» на канале остались лишь Татьяна Миткова и Леонид Парфенов; сейчас мои коллеги об этом забыли, как, собственно, и о роли чубайсовского подельника Коха, да и о пламенном быковском пассаже, который позволю себе сегодня процитировать:

«Любому профессионалу известно: на «Эхе Москвы» царит полный тоталитаризм, жесточайшая система прессинга, расправы с несогласными и все прочие прелести той самой тоталитарной секты, в которую давно превратились и НТВ, и «Эхо», и «Новая газета» с ее истерически-комсомольским стилем и точками после каждого слова… Видал я такую свободу. Трагизм ситуации в том, что у русской интеллигенции поддерживать власть считается очень дурным тоном… Чтобы легче было пинать власть, русская интеллигенция выдумала, что президент – не более чем топ-менеджер, которого мы наняли. И теперь мы очень даже запросто можем его и попереть. Нет, господа, он не топ-менеджер. Он какой-никакой, а символ российской государственности… Лояльность в России – дело опасное: стоит Пушкину или Пастернаку захотеть, «в отличье от хлыща в его существованье кратком, труда со всеми сообща и заодно с правопорядком», – как тут же торжествует правота хлыщей, потому что очередной символ русской государственности оказывается сатрапом и душителем».

ПЛАНЫ

- Поделитесь секретом, чем в ближайшее время порадуете своих поклонников.

- Осенью на канале «Москва 24» стартует новый проект под условным названием «Важные персоны». К пилотному выпуску планировалось записать в середине июля беседу с Евгением Примаковым, но, увы, его не стало. Следующую кандидатуру не хочу озвучивать по понятным, надеюсь, соображениям.

Естественно, нынешний проект «Правда-24» накануне старта новой программы будет остановлен: невозможно в рамках одного канала совмещать серьезные беседы на геополитическую тематику с нынешними тяжеловесами и беспечные ночные беседы с разнокалиберными представителями богемы, не говоря уже о такой нашей «фиче» как «пристраивание» во время эфира зрителям приютских кошек.

В издательстве «Рипол-классик» к московской выставке non-fiction выйдет моя очередная книжка – «Музыка будет вечной» (там все: от Кобзона до Сургановой). Будет переиздана к новому сезону «Голоса» книга об Александре Градском «The Голос». Мои воспоминания об Эдуарде Лимонове «Лимониана» переводят сейчас на французский. Мемуары «Березовский умер. Да здравствует Березовский!» о совместной работе с Димой Быковым над еженедельником «Московская комсомолкА», которые «Эксмо» выпустило в прошлом году – готовятся к очередному релизу, уже с иллюстрациями. Вдогонку к прошлогодней работе «Времени машины» собираюсь издать сборник бесед «12 друзей Андрея Макаревича». По книге «Галина Брежнева. Жизнь советской принцессы» снимается одна из серий большого ТВ-проекта для одного из столичных каналов.

Надеюсь на повторный запуск политического глянца «Moulin Rouge» с той же славной командой (прежде всего с талантливым питерским художником Димой Мишениным).

Вместе с замечательной Ларисой Кривцовой работаем уже почти год над масштабным документальным фильмом о Владе Листьеве, к его 60-летней годовщине (10 мая 2016 – Ред.) планируем успеть.

- Благодарю вас за откровенную и очень интересную беседу. Спасибо, что уделили внимание. Удачи вам и успехов.

Александр ДРЕМЛЮГИН, «Зеркало Крыма».

Москва–Симферополь.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ФБ-взгляд
«Агенты А. Н. К. Л.»: США и Россия – напарники
Про «Московскую Комсомолку»
Не слишком фантастическая четвёрка
«Дилетант»
Что сегодня на десерт?
Победа над монтажом


««« »»»