Октябрь: «Холод в июле»

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Cold in JulyРежиссёр Джим Микл, успешно освоив жанр хоррора и хрестоматийные сюжеты о вампирах, зомби-вирусе и каннибализме в трёх своих предыдущих фильмах, взялся за экранизацию одноимённого романа Джо Р.Лейнсдела, вступая на территорию нео-нуарного триллера.

В новом жанровом пространстве Микл, может, и не смог превзойти свой последний наиболее отточенный и выверенные фильм «Мы такие, какие есть», с его степенно разворачивающейся густой атмосферой ужаса и саспенса, но, несомненно, шагнул на следующую ступень в своей кинокарьере. Хоть его новая лента «Холод в июле» и страдает от шероховатостей нарратива и некоторой схематичности, но фильм получился весьма качественным.

Место действия – Техас 1989-го года. Однажды ночью жена тихого рамочника Ричарда Дейна (Майкл С. Холл, широко известный по главной роли в сериале «Декстер») будит своего мужа, чтобы сообщить ему о том, что кто-то пробрался в дом. Тот дрожащими руками заряжает револьвер и опасливо направляется к взломщику. Нервы его подводят, и он по неосторожности убивает бандита. Полиция реагирует на инцидент снисходительно, объясняя это тем, что преступник всё равно был в розыске, а Ричард и вовсе чуть ли не герой, защищавший свою семью. Но добропорядочного гражданина мучает совесть, что приводит его на похороны, где он сталкивается со зловещим Беном Расселом (Сэм Шепард), отцом убитого, который недавно вышел из тюрьмы и обещает непременно отомстить за смерть сына.

В опасности оказывается вся семья главного героя, и даже полиция не может гарантировать им безопасность. Однако это только первая завязка. Впоследствии сюжет совершит несколько крутых кульбитов, радикально переворачивающих нарратив. Например, появление харизматичного детектива (Дон Джонсон), ворвавшегося в картину словно из другого фильма, заметно меняет общую тональность повествования, добавляя юмора и разбавляя мрачную и тревожную атмосферу происходящего. В чём «Холоду в июле» не откажешь, так это в непредсказуемости – пытаться предугадать перипетии истории дело бессмысленное.

Критики говорят о схожести новой работы Микла с «Драйвом» в нео-нуарной стилистике (что представляется неочевидным), «Оправданной жестокостью» и даже с «Соломенными псами», которые тематически также затрагивают трансформацию обычного безобидного семьянина в сурового и брутального воителя. Ричард, совершив убийство (пусть даже во многом из-за своей трусости), невольно разбудил в себе подавленный инстинктивный интерес к запретному, будоражащему кровь ощущению опасности и чувству силы и власти, что начисто отсутствовало в его размеренном быту, где он размяк до состоянии бесхребетного мямли, не имеющего авторитета даже в глазах семьи. Постепенно он перешагивает за созданные им самим рамки привычного существования и вступает в теневой мир под руководством двух патернальных проводников, первый из которых помогает ему преодолеть подсознательный страх собственной слабости и беззащитности, а второй символически отменяет закон, выпроваживая шерифа из лавки главного героя, и, надо сказать, что Майкл С. Холл прекрасно отобразил все метаморфозы, которые переживает его персонаж, Сэм Шепард и Дон Джонсон также на высоте, хотя их герои чуть более архетипичны.

Другой важной смысловой составляющей являются взаимоотношения отцов и детей. Из пары незначительных реплик в начале фильма можно сделать вывод, что отец Ричарда был куда более храбрым и выдающимся человеком, чем тихоня сын. Это выливается в одновременно невероятно заботливое, но при этом жёсткое отношение к своему собственному ребёнку, на которого проецируются какие-то невоплощенные амбиции отца и его, судя по всему, тяжелые отношения со своим родителем. В определённом смысле Бен Рассел замещает Ричарду отцовскую фигуру, позволяя разрешить ему внутренние закостенелые противоречия и выработать альтернативные поведенческие модели. В конечном счёте внутренняя коллизия «отец-сын» главного героя, в которой он не может удовлетворительно самоидентифироваться ни с одной из ролей, радикально разрешается у него на глазах в самой концовке.

Из минусов картины моно отметить некоторую разорванность в тоне и стиле повествования, из-за этого она немного разваливается и воспринимается отдельными частями. Есл бы структурно фильм был выдержан строже, то, вероятно, мы получили бы не хороший, а отличный образчик жанрового кино. Также может показаться спорным решение оставить некоторые сюжетные линии тупиковыми и безответными, но тут вопросы скорее к автору оригинальной книги.

В основном электронный саундтрек Джеффа Грейса справляется с поддержанием нужной атмосферы, как и операторская работа Райана Самула, особенно удачная в ночных сценах. Словом, «Холод в июле» смотрится выигрышно и позволяет в будущем надеяться на дальнейший прогресс безусловно талантливого кинематографиста Джима Микла.

 


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Случилась Story с Градским
Призрак бродит по Европе
Дмитрий Колдун, ящериц любитель
Коротко
Я и ТВ
Настоящие питерские панки
О счастье и печали
Моя позиция
Братья из Британии
Аллары за хорошие оценки
Алкоголь чуть не убил


««« »»»