Телевизионный продюсер

Телевизионный продюсер – это, пожалуй, самое точное определение моей профессии. Несмотря на то, что в нашей стране к этому слову очень своеобразное отношение, и каждый пользуется им в меру своего понимания

Иван Демидов

На ТВ я впервые попал в четвертом классе и к пятому уже понял, что это будет мой мир. Я жил в Самаре. Услышал, что местное ТВ набирает школьников и попросил старшего брата отвести меня туда. Был принят. Там была достаточно уникальная ситуация – до сих пор я не встречал такого сильного коллектива по производству программ, как на телестудии “Товарищ” на Самарском, тогда еще Куйбышевском, ТВ. В прямом эфире мы делали информационные программы, конкурсы с элементами игры и шоу, спектакли. Я вел выпуски новостей, репортажи из школ, играл в спектаклях… Мы сами были и редакторами, и корреспондентами, и режиссерами. Тогда я окончательно влюбился в телевидение. Потом папу перевели в Москву. Мои родители были производственниками, и к моему выбору не имели никакого отношения. Я ушел в армию – в десант, в Литву, потом вернулся. И, уже обладая своей единственной любовью, пришел в Останкино через дверь, на которой висело объявление “Требуются осветители”, – осветителем. Я знал, что главное – войти, все равно кем. Я же знал, что не долго буду оставаться осветителем. Дальше начинается банальная история “Москва слезам не верит”: осветитель, потом администратор молодежной редакции, ассистент режиссера вновь созданной программы “Взгляд”, режиссер, потом ведущий “МузОБОЗа”, продюсер музыкальных, и не только, передач телекомпании “ВИД” – первой частной телекомпании в этой стране, директор канала “ТВ-6 Москва”. Вот такая история длиной в десять лет.

Иван Демидов.

Всегда есть человек, который держит передачу…

Иван Демидов.

Я связываю свою историю с историей ТВ. То поколение, которое пришло за эти годы на экраны, и которое держит основную массу аудитории, – обречено быть универсалами. Я могу сделать передачу “от и до” – поставить свет, камеру, меня не обманет ни один администратор – я знаю, как выписать пропуск, чтобы вывезти из Останкино рояль и внести его обратно. Оператор никогда не докажет мне, что “это сделать невозможно, потому что камера так не работает”. Нам все приходилось осваивать самим. Но племя универсалов будет постепенно отходить, оставляя дело узко-направленным специалистам. На ТВ интересен поиск. Уходят плохие съемки, плохой свет, плохие декорации, плохая одежда… Каждая программа начинает жить самостоятельно: как ребенок, она взрослеет и меняется по ходу. Кто-то обязательно вырывается вперед, и другие не могут с этим не считаться.

Иван Демидов.

Я люблю ТВ, и мне многие симпатичны. Когда я вижу настоящую работу – производство программы “Времечко” или “Тихий Дом” Сергея Шолохова, я радуюсь. Понимаете, когда появляются провинциальные десятиминутные новости, а потом превращаются в громкое название “600 секунд” – это тоже работа. Я не говорю о коллегах из телекомпании “ВИД”. Меня многое радует из того, что я делаю на 6-м канале. Я стараюсь не замусоривать эфир, а делать полноценные творческие программы. Выбирает зритель – и всегда правильно.

Иван Демидов.

Я проповедую одно: ТВ-продюсер должен идти на поводу у зрителя, но чуть-чуть позволяя себе делать и то, что хочется ему самому. При этом наиболее успешными становятся те передачи, где твое собственное желание со зрительским совпадает. Страна у нас большая, и люди очень разные. На ТВ работают амбициозные люди – иначе они просто ничего никогда не сделают. Другое дело, если ты в своих амбициях угадал (а это доказывает твоя популярность, слагаемая из разных вещей), значит, ты молодец и Пол Маккартни. А если нет, ходи по тусовкам и изображай из себя крупного режиссера или ведущего, делай так, чтобы тебе после эфира звонили два – три приятеля и говорили: “Старик, это круто”. И оставайся, где стоишь.

Иван Демидов.

Я всегда говорю молодым: вам придется свыкнуться с мыслью, что все ваши мучения и бессонные ночи зрителю неизвестны. Если ты знаешь, что в твоей программе мог быть классный момент, а его не было, ты будешь мучиться по этому поводу. А зритель посмотрит, и ему либо понравится, либо нет. Самые эмоциональные авторы могут себя на этом спалить.

Иван Демидов.

Что может чувствовать человек, который за полгода успел из канала-кинобудки сделать полноценный весомый канал, который расценивается как конкурент крупными, давно существующими каналами? 25 программ за полгода – и ни одна не была выстрелом вхолостую.

Иван Демидов.

Я знаю, что необходимо менять свой эфирный имидж – уходить в другую плоскость и, может быть, даже менять жанр программы. Зрители увидят это в конце года. Для меня очень важно обгонять конкурентов на одну голову, не дальше – иначе можно потерять зрителя. Быть вровень – бесполезно для будущего. Только к тебе приблизились – должен уйти вперед. У каждого продюсера должна быть своя тактика. Какие-то находки могут оказаться преждевременны. Зритель очень любит привыкать к чему-нибудь, и его нельзя нервировать резкими поворотами, но при этом нужно четко чувствовать момент, когда ему становится неинтересно.

Иван Демидов.

Есть телевизионная поговорка: “Рейтинги существуют только тогда, когда они хорошие”. С другой стороны, можно сидеть и изучать признанный в ТВ-кругах рейтинг “КОМКОНа” – на шикарной бумаге, со всеми выкладками, а потом обнаружить, что было опрошено всего триста человек – и как тогда судить о мнении многомиллионной аудитории? Я ориентируюсь на свои ощущения, помноженные на постоянно поступающую ко мне информацию.

Один из немногих бесплатных советов, которые я могу дать коллегам: “Нельзя нашей публике давать слепок с современного западного ТВ”. MTV, например. Нужна поправка на три года в прошлое. Если взять MTV трехгодичной давности и показать его, это сразу станет модным в России. Какой был взлет Богдана Титомира – он нес в себе тот стиль, который был моден, стал его выразителем. Потом уехал на два месяца в Нью-Йорк, нахватался там всего, вернулся в широченных штанах и с выбритой головой. Его популярность быстро сошла на нет. Потому что челябинские девочки не поняли ничего: был красивый мальчик в кожаной куртке, было столько секса и чуб – их парни могли купить такую куртку, турецкую, конечно, а не итальянскую, как у Богдана, и сделать такой чуб. Это они могли воспринимать. А тут… Какие-то выбритые затылки… Они не могли примерить нового Богдана к своему миру. Диагноз: он опередил время. Сделайте так, как было на Западе три года назад – попадете в точку.

Там сейчас популярны компилированные жанры. Как “Взгляд” – всего понемножку. Шоу, девочки танцуют, немножко новостей, самоубийца пришел рассказать о своей нелегкой судьбе, немного музыки, выходят клоуны… А нам нужно еще три года оттачивать жанры. Через три года можно вернуться к “Взгляду”.

Иван Демидов.

Я – производственник. Критик должен говорить мне, какие существуют тенденции. Хотя мне все это безумно интересно самому. Когда делали “Взгляд”, нам казалось, что мы первопроходцы, Беринги. Когда я склеил первую рекламу программы, где бежали Влад и Дима Захаров, а в конце Любимов поворачивался и говорил: “Вы смотрите программу “Взгляд”, и туда были нарезаны клипы MTV, какие-то динозавры, то это поразило всех. В аппаратную пришли Листьев, Захаров и Любимов, а я, ассистент режиссера, краснея и смущаясь, стал им все это показывать, они смотрели эти несчастные 20 секунд несколько раз. Пауза. “Америка!” Мы так балдели от этого! В хорошем смысле слова мы развратили страну и с ней – ТВ. Мы сажали ведущих в майках, заставляли операторов снимать по-новому, призывали зрителей: “Оставайтесь с нами” – и в этом был посыл, на котором выросло новое поколение. Лед был взломан. Мы делали это на чистом энтузиазме и желании передать наше ощущение познаваемого мира огромной аудитории.

Иван Демидов.

Ничего сильнее ТВ нет. Я убежден в этом. Хотя говорю сейчас как патриот дела – сам-то я книги люблю читать. Если опять вернуться к временам, когда начинался “Взгляд”, – людям, которые управляли тогда страной, казалось, что нужно запрещать крамольные фразы о пленумах ЦК. А надо было запрещать майки на ТВ, острые стилевые моменты, новые разговоры – в этом и была бомба замедленного действия, в раскрепощении сознания. ТВ может многое изменить, а сохранить должно лучшее – добро. Более сильной программы о добре, чем “Поле Чудес”, я на нашем телевидении не знаю. Почему? Потому что она рейтинговая – раз. Можно сколько угодно делать передач, рассказывая о добре словами. Если они будут скучными, никто их смотреть не станет. Скучная передача – плохая, потому что плохо сделана. И не надо прикрываться важной темой. “Поле Чудес” смотрят миллионы. Якубович в середине эфира, среди криков о призах и буквах может, замерев, сказать: “А вы ведь учитель, педагог. Давайте поклонимся учителю – это одна из самых важных профессий на земле”. И эти 15 секунд, помноженные на огромное количество зрителей перед экранами, приносят больше уважения к личности, чем все сложнопостановочные или репортерские изыскания на тему “добро в нашем мире”.

Иван Демидов.

У меня есть одно хобби – делать популярные передачи. При всей моей самоуверенности, я – человек дела и не могу ориентироваться только на себя, свой вкус. Именно поэтому мое лицо начало проявляться в эфире лишь через год после начала передачи. Став продюсером, я могу сказать другому человеку, где ему лучше улыбаться, где нет, что волосы лучше перекрасить, а нос вообще изменить. Но я не был уверен, хорош ли я сам для экрана. Потом был придуман человек в черных очках и прозвучали слова: “рулевой Иван Демидов”. Мою передачу обвиняют в том, что она попсовая. Я завел себе жесткое правило. Если 80 процентов населения любят попсу – программа должна на 80 процентов состоять из попсы. Если есть 10 процентов тех, кто любит рок, – 10 процентов времени я буду говорить о роке, и все остальные жанры и направления я буду поддерживать в тех пропорциях, в которых они интересны аудитории. И не надо мне говорить, что хорошо, а что плохо. Есть старая американская поговорка: “Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?” Я занимаюсь средством именно массовой информации – работаю на потребу публике. Вот когда я выйду на пенсию, то сделаю десятиминутку для близких друзей и позволю себе запускать ее по утрам, скажем, во вторник.

Иван Демидов.

Я бы провел вот такую параллель – сейчас часто подшучивают над людьми, которые ради показухи таскают с собой радиотелефоны. Но для меня важнее, что сами телефоны появились. Можно сколько угодно говорить о тусовщиках как о бесполезных людях, но шоу-бизнес должен состоять из производителей, потребителей и некоей ауры – тусовки вокруг этого бизнеса. Свиты, которая поднимает кумира в глазах зрителя – она во многом создает звезд, это благодатная среда. Есть некоторые странности в том, как это происходит в России, но в главном все правильно.

Иван Демидов.

Я прост в музыкальных вкусах. Могу, так же, как и все мое поколение, поставить штамп в паспорте: “вырос на “Beatles”. Так вот из них мне больше всех нравится Маккартни. Я люблю хиты, красивые мелодии. Готов бесконечно крутить “Звон” Сапунова, люблю Преснякова, хиты “Кар-мен”, старый “Наутилус”.

Иван Демидов.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЛЕГЕНДА ВЫСТУПИТ В МОСКВЕ
Предисловие телевизионного гаера
Антенна
АНДРЕЙ САПУНОВ: НАША СВЯЗЬ НИКОГДА НЕ ПРЕКРАЩАЛАСЬ
… НАУЧИЛ НАС РОДИНУ ЛЮБИТЬ!
ПИСЬМО МАЛОГРАМОТНОМУ ГРУЗИНУ, КОТОРЫЙ ТАК ЛЮБИТ ПИСАТЬ ПРО РЕЗИНУ
ПИСУЛЬКИ ЮНОЙ ДИЛЕТАНТКИ
“ПРОВЕТРИМ МОЗГИ, ПЕЧАЛИ УТОПИМ И СПЛАВИМ”


««« »»»