Дорожно-транспортный расстрел: за что убили шахматного вундеркинда

Рубрики: [Мнение]  [Скандалы]  

«Я все-равно этого щенка уничтожу! - в ярости кричал сотрудник полиции. – Отобью ему печень, переломаю ребра и вообще ему не жить!». Дело происходило в конце ноября 2009 года в далеком Армавире. «Щенок» – это 18-летний Андраник Карабахцян, первокурсник местного педагогического университета, шахматный самородок. В свои юные годы он уже выполнил норматив мастера FIDE и уверенно вошел в элиту юных шахматистов Краснодарского края. Мало кто сомневался, что в ближайшее время парень стал бы первым гроссмейстером-армавирцем. Именно его средь бела дня пытался затащить в патрульную машину страж порядка на глазах у многочисленных свидетелей. В том числе и отца – предпринимателя Арарата Карбахцяна. «Впоследствии я узнал, что полицейского зовут Грицай Юрий Анатольевич, – рассказывает Арарат. – Именно этот человек через полтора месяца появится на пороге моего дома посреди ночи и скажет, глядя прямо в глаза, что мой сын погиб в ДТП…»

Андраник Карабахцян

Андраник: его ждало блестящее спортивное будущее.

…Помните «неподкупного гаишника» в исполнении Сергея Светлакова из «Нашей Раши»? Я не исключаю, что над этим персонажем, чья жена ходила в рубище, громче всех смеялись жители 180-тысячного Армавира. Разумеется, я не хочу поголовно очернять всех сотрудников ГИБДД. Я говорю о системе. Именно система позволила юному Андранику, который просто обожал автомобили, сесть за руль… в 14 лет. Раздобыв где-то визитку большого начальника ГИБДД, он козырял ею, как правами, и это сходило ему с рук целых два года. Справедливости ради скажем, что отец поощрял увлечение сына. Настолько, что вскоре сам нарушил закон.

«В конце 2006-го инспектор по фамилии Денисенко отобрал визитку у сына и сказал, что нужно обратиться к «Палычу» и решить этот вопрос с ним, – рассказывает бизнесмен. – В результате вплоть до марта 2009 года я ежемесячно платил 5 000 рублей заместителю начальника ГИБДД города Никитенко Николаю Павловичу. По московским меркам это, может, и небольшие деньги. Но для нас вполне приличные. Знаю, я виноват…».

Да, виноват. Но лично у меня язык не повернется читать мораль убитому горем отцу, особенно на фоне того, как развивались события. К тому же гордость армавирских шахмат на своем скромном «хюндай» совсем не походил на юных отморозков с Кавказа, которые, пренебрегая всеми правилами, безнаказанно гоняют по Москве на папиных «ламборджини» и «феррари».

«Незадолго до 18-летия сына аппетиты «гаишников» возросли, – рассказывает Арарат. – Мне сказали, что я должен «отстегивать» еще пять тысяч сотрудникам батальона ДПС. Это было уже слишком – я отказался. А вскоре Андраник официально получил права».

Взятка или смерть

Тот факт, что юный водитель на совершенно законных основаниях будет теперь передвигаться по городу, в армавирском ГИБДД восприняли, как личное оскорбление. «Сына стали преследовать сотрудники ДПС, постоянно останавливали и придирались, – утверждает Карбахцян-старший. – Ему откровенно говорили, мол, ты отлично ездил по городу, когда платил за это, и так должно продолжаться».

Сцена с участием Юрия Грицая, который публично грозился расправиться с парнем, разыгралась около местного «птичьего» рынка на ул. Мира. Так получилось, что свидетелем отвратительного скандала оказался некто Арташес Оганян, общий знакомый Арарата и Юрия – ничего удивительного, город-то маленький. Оганян поинтересовался у Грицая, чем вызвано его агрессивное поведение. «Мне дана такая команда!» – честно ответил Грицай.

Судебно-баллистическая и химическая экспертизы

Эксперты не сомневаются, что была стрельба.

В тот раз молодого человека пришлось отпустить. Но история, увы, на этом не закончилась. «Вечером 27 декабря 2009 года домой явился сын в разорванной одежде, с ссадинами на лице и сказал, что его избили сотрудники милиции. Дело было так: они вместе с моей супругой поехали за покупками. Возле магазина «Высшая лига» жена притормозила и отправилась внутрь, а сын остался сидеть на пассажирском месте. Рядом оказались друзья Андраника, они стали общаться. В этот момент к ним подъехал патрульный автомобиль марки «Опель», люди в форме потребовали документы. На вопрос сына, что они нарушили, милиционеры насильно вытащили сына из салона и стали избивать дубинками. Ему еле удалось вырваться».

Когда бизнесмен приехал за автомобилем, оказалось, что номера у него сняты.

«Один из сотрудников ДПС потребовал 50 000 рублей за машину. Я поехал домой за деньгами, но у меня было только 25 000 рублей. Когда я передал эту сумму инспектору ДПС, то он сказал, что это деньги только за машину, а не за сына. Его подельник выразился яснее. Мне следовало отвезти 100 000 рублей их руководству, иначе моего сына убьют. Я воспринял их угрозы реально, поэтому запретил Андранику ездить на автомобиле отправил его в Краснодар».

Авария-«невидимка»

Однако 14 января 2010 года юноша вновь сел за руль. Он поехал в ресторан «Астория», чтобы отпраздновать рождение племянника. При себе парень имел подарок отца – телефон с видеокамерой, чтобы в случае чего записать факт вымогательства.

«Поздней ночью, в 26 минут второго, я с сотового телефона супруги позвонил сыну, чтобы узнать, где он, – вспоминает Арарат. – Тот ответил, что за ним гонятся пьяные сотрудники ДПС, которые требовали с него 50 000 рублей. И что он заснял их разговор на мобильный телефон». Это был их последний разговор. А затем явился Грицай со страшной вестью….

В машине также находились две девушки-студентки – одна из них погибла, другая получила тяжелые травмы. По официальной версии, это было обычное ДТП – машина не справилась с управлением и врезалась в дерево, аккурат напротив штаба батальона местного ГИБДД. Но никто из «штабистов» этого «не заметил!». «Скорую» вызывали проезжавшие мимо люди через 24 минуты после аварии. А вместе с сотрудниками ДПС «ослепли» и все камеры наблюдения. В том числе те семь камер, которые были установлены вдоль последнего маршрута разбившейся машины.

Пропал телефон Андраника. Именно с него Арарату в ночь трагедии позвонил подполковник Никитенко, тот самый, что, по утверждению Карабахцяна-старшего, ежемесячно получал от него мзду. Зам начальника ГИБДД Армавира хотел сообщить о гибели сына, о чем Арарат уже знал. Но позже Никитенко будет отрицать сам факт разговора, хотя распечатка звонков оператора мобильной связи подтверждает обратное. Так пропала одна из ключевых улик. (Впрочем, кто-то не побрезговал золотой цепочкой и наручными часами погибшего парня). Но что вещи, когда начали исчезать люди!

«Мне удалось найти продавщицу круглосуточного цветочного ларька по ходу погони, – рассказывает Андраник. – Женщина подтвердила, что видела погоню и слышала выстрелы. Она сказала, что ей угрожали, но выразила готовность встретиться со следователем в конфиденциальной обстановке. Встреча не состоялась, т.к. следователь послал туда наряд милиции. Они же и сообщили, что свидетель исчезла в неизвестном направлении…»

Спешно уволились и растворились в пространстве двое сотрудников автозаправки рядом с местом аварии. Те самые, что наутро 15 января 2010 года взахлеб рассказывали своим сменщикам о погоне со стрельбой, «как в американских боевиках», о чем слышала сотрудница местной администрации, которая заехала на заправку. Их, якобы, тоже найти не удалось.

Подушка безопасности

Подушка безопасности автомобиля со следами от выстрела после раскрытия в момент ДТП, т.е. после столкновения с деревом.

Следы от пуль

А как же выжившая в аварии девушка? Она утверждает, что ничего не помнит. Знающие люди говорят, что родственники девушки – сотрудники ГИБДД. Видимо, с ними разобрались «по понятиям». Во всяком случае, дядю девушки, который отвечал за исправность камер, срочно перевели в Санкт-Петербург. Однако истину не спрячешь. «Факт убийства сына подтверждается заключением судебно-медицинского эксперта от 2011 года, – утверждает Арарат. – В нем говорится дословно следующее: «обнаруженные при исследовании трупа повреждения не могут быть характерны для автомобильной, рельсовой, тракторной, мотоциклетной и т.д. травмы». Говоря простым языком, после ДТП моего сына добивали. А вот цитата из заключения «Центра судебных экспертиз по ЦФО», сделанного в этом году: «повреждения на подушке безопасности со стороны водителя нанесены в результате выстрела пулей калибра 5,45 мм, вероятно, с трассирующим зарядом. Также повреждения, имеющееся на подушке безопасности со стороны водителя, вероятно, нанесено в результате выстрела пулей калибра 9 мм». Это доказывает факт стрельбы по моему сыну. Вы понимаете? Раз подушка безопасности сработала, значит, машина уже врезалась в дерево. Получается, что пули были выпущены уже после ее остановки».

Местные следователи, утверждает Арарат, фактически сделали все, чтобы завести расследование в тупик. Только после обращения к главе Следственного Комитета РФ Александру Бастрыкину и его заму Борису Корнаухову, который взял его под личный контроль, дело сдвинулось с места.

«Я очень хотел, чтобы информация о нашей трагедии появилась в столичной прессе, – говорит Арарат. – Возможно, материал прочитают неравнодушные люди, которые могут оказать мне помощь в восстановлении справедливости. Хотелось бы верить, что несмотря на круговую поруку среди правоохранителей Армавира, расследование будет доведено до суда».

Василий МИХАЙЛОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Заклятие»: Будьте бдительны. Зло не дремлет!
Синема
ФБ-взгляд
Есть такой профессионал!
Джульбарс для худрука Соломина
Юмор не для либералов


««« »»»