КАК КИНОМОЛОДЕЖЬ ЖАЖДАЛА ЗРИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ, А ВЗРОСЛЫЕ ТРЕБОВАЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Чрезвычайный пленум правления Союза кинематографистов России состоялся в Доме кино. Открывая его, председатель СК Сергей Соловьев предупредил собравшихся, что начало его речи “будет, к сожалению, вполне привычным и снова вполне гробовым”. Самыми “гробовыми” стали его сообщения о том, что на киностудиях страны прекращено или почти прекращено производство отечественных фильмов; что ВГИК, возможно, за неимением средств скоро перейдет на “кулешовский метод обучения – кино без пленки”, а иных источников выплаты зарплаты, кроме государственного финансирования, на данный момент не существует. Проблема государственного финансирования отечественного кино и стала основной среди тех, что обсуждались на пленуме.

В выступлении Армена Медведева было подчеркнуто, что вопрос о выживании российской кинематографии требует безотлагательного решения на самом высоком государственном уровне. В дни работы пленума провели совещание и молодые кинематографисты. В их Обращении к старшим коллегам, а также к Роскомкино и Правительству РФ говорится, что кинематограф превращается в абсолютно нерентабельную отрасль и существует только за счет государственных дотаций. По мнению молодых, наше кино нуждается “в глубоких реформах, ориентированных на быстрое врастание в рыночную реальность”, а кинематограф из отрасли, ориентированной на иждевенческое распределение дотаций, должен быть преобразован в “процветающую отрасль”, построенную на работе возвратных инвестиций и любви зрителей – как самой естественной форме поддержки отечественного кино.

Чрезвычайный пленум подготовил очередное ежегодное Обращение к Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе и Правительству РФ. Состояние государственной системы производства и показа российских фильмов называется в этом Обращении катастрофическим: “Страна должна осознать наконец, что она выпадает из состава ведущих мировых кинодержав, теряет возможность в будущем использовать киноэкран как инструмент духовного объединения людей и средство воспитания молодого поколения”. Участники пленума настаивают на немедленном погашении бюджетной задолженности перед кинематографом, требуют обеспечить бесперебойные выплаты текущего года и принять наконец Федеральный Закон о кино при обязательном соблюдении государственного уровня бюджетного финансирования. В случае, если в ответ на Обращение не будет предпринято никаких немедленных действий, правление Союза кинематографистов будет считать “своим гражданским долгом заявить о… недоверии Совету Федерации, Государственной Думе Федерального собрания и Правительству Российской Федерации, поскольку халатное отношение к культуре – национальному достоянию народа – является веским аргументом, свидетельствующим о несостоятельности законодательной и исполнительной властей”.

“МЕДАЛЬ ФЕЛЛИНИ” ИЗ РУК КАТРИН ДЕНЕВ…

В Париже, в здании UNESCO состоялось вручение второй “Золотой медали Феллини” – награды, присуждаемой “за вклад в мировой кинематограф”. Счастливым обладателем этой медали стал руководитель кинокомпании “Кинотавр”, основатель Открытого Российского и Международного кинофестивалей в Сочи Марк Рудинштейн. Награду вручали генеральный секретарь UNESCO Федерико Майор и французская звезда Катрин Денев, а торжественную речь в честь “юбиляра” произнес знаменитый актер Робер Оссейн (который, кстати, возглавит международное жюри фестиваля в Сочи в этом году). На наш вопрос, где же будет храниться медаль, Марк Рудинштейн сказал, что подумывает отдать ее в Музей кино. Первая “Золотая медаль Феллини” была вручена в прошлом году президенту Каннского международного кинофестиваля. На лицевой стороне медали изображен профиль Феллини, на оборотной выгравированы даты его рождения и смерти.

ЛЮМЬЕРЫ ПЕЛИ, КОГДА СНИМАЛИ КИНО

Эксклюзивный киносеанс “Год Люмьеров” – “Люмьер и компания” состоялся в Киноцентре. Этот показ, как было объявлено, стал подарком французских кинематографистов российскому зрителю. Скорее его можно назвать подарком для гурманов, поскольку на большую аудиторию оба фильма не рассчитаны. Зато специалисты и ценители кино получили редкую возможность увидеть сразу многие из картин, снятых Люмьерами в первый год существования кинематографа. Благодаря то ли удачному подбору коротких фильмов, то ли остроумным замечаниям комментатора, хрестоматийные кадры воспринимались как увлекательное зрелище. Картина производит такое впечатление, будто Люмьеры открыли не новый вид искусства, а просто новую радость жизни, которой они спешат поделиться со всем миром. Видимо, гениальные братья-изобретатели действительно были людьми жизнерадостными – вращая ручку киноаппарата, они пели, чтобы соблюдать ритм. Второй из показанных в этот день фильмов, “Люмьер и компания”, объединяет снятые одним кадром пятидесятитрехсекундные картины известных режиссеров. Всем им было предложено повторить работу Люмьеров. Среди откликнувшихся на предложение 40 режиссеров – Дэвид Линч, Клод Лелуш, Андрей Кончаловский. Смонтировала фильм известный мастер мировой рекламы Сара Мун.

ОТ РАЗУМА ДО ЧУВСТВА И БЕЗУМИЯ

В Лондоне состоялось присуждение очередных премий Британской академии кино и телевидения (British Academy of Film and Television Art – BAFTA). Лучшим фильмом ушедшего года признана экранизация романа Джейн Остин “Разум и чувство”, поставленная тайваньским режиссером Анг Ли (уже получившая “Золотого Медведя” на Берлинском МКФ и “Оскара” за лучший сценарий). Эмма Томпсон и Кейт Уинслет, сыгравшие главные роли – сестер-бесприданниц, получили награды академии за лучшую женскую роль (Томпсон) и лучшую женскую роль второго плана (Уинслет). Как ни странно, Эмма Томпсон, автор сценария “Разума и чувства”, не получила за него английской премии, хотя, помимо “Оскара”, в Америке ей досталась награда Гильдии американских сценаристов.

Приз за лучший сценарий BAFTA присудила Джону Ходжу за фильм “Трэйнспоттинг”. (Trainspotting – непереводимое английское понятие, дословно означающее слежку за поездами, а в более широком смысле – аномальную, необъяснимую страсть, наподобие обуревавшей борхесовского Алефа; термин зародился в прошлом веке, когда индустриализация и расширение сети железных дорог привели к появлению странного хобби у некоторых англичан: в свободное время люди ходили на станции и высматривали подъезжающие поезда, соревнуясь в том, кто первым их заметит). Но фильм “Трэйнспоттинг” Дэнни Бойла по роману Ирвина Уэлша не имеет никакого отношения к железным дорогам, а рассказывает о наркомании в современном Глазго. Лучшим актером был признан Найджел Хоторн за фильм “Безумие короля Георга”, хотя, по мнению некоторых обозревателей, награда несколько припозднилась: лента вышла в прокат в конце 1994 года (для сравнения: “Трэйнспоттинг” вышел в прокат в феврале 1996). Лучшим режиссером (опять же с заметным опозданием) признан Майкл Рэдфорд за фильм “Почтальон” двухлетней давности, поставленный им в Италии с участием Массимо Троизи. Если учесть, что лучшим фильмом признана американская картина, а лучшим режиссером – англичанин, поставивший кино в Италии, нет ничего удивительного в том, что BAFТA имеет отдельную категорию “лучший английский фильм”. Премию в этом разделе получила историческая драма “Безумие короля Георга” (режиссер Николас Хитнер по пьесе Алана Беннетта).

У “СТРАХОВ” КАССЫ ВЕЛИКИ”

Третью неделю подряд первую строчку хит-парада американского проката занимает судебная драма Грегори Хоблита “Первобытный страх” с Ричардом Гиром в главной роли. Картина, рассказывающая о судебном процессе над парнем, убившим епископа Чикаго, в уик-энд 20 – 22 апреля собрала 6,5 млн. долларов, а за три недели проката – 33 миллиона. Второе место – у нового фильма “Временный учитель” (The Substitute, также известен у нас на кассетах как “Новый учитель”) с участием Валерии Голино и Тома Беренджера. Лента о том, что случается, когда в школу приходит новый учитель, бывший спецназовец, в дебютный уик-энд собрала 5,8 млн. долларов. На третьей позиции – детская лента “Джеймс и гигантский персик”, собравшая за уик-энд 5,3 млн., а всего 14,9 млн. долларов. Четвертое место у комедии Майка Николса “Птичья клетка”, собравшей 4,7 млн. за уик-энд, а всего – 104,5 млн. Кстати, истекшая неделя стала в некотором роде “неделей Робина Уильямса”, поскольку сразу два фильма с участием знаменитого американского комика преодолели 100-миллионную черту – “Птичья клетка” и “Джуманджи”, который идет в кинотеатрах уже четыре месяца (редкая “живучесть” для неэлитарного фильма). Пятерку хитов замыкает драма “Страх”, собравшая за уик-энд 3,9 млн., а всего – 12,2 млн. долларов. На шестом месте новая лента “Миссис Уинтербурн” (Mrs. Winterbourn), собравшая за премьерный уик-энд 3,85 млн. долларов. Ненамного отстает комедия “Гордость “Селтик” (Celtic Pride по сценарию Джадда Апатоу) с известными комиками Дэном Эйкройдом и Дэниэлом Стерном в ролях фанатов баскетбольной команды “Бостон селтикс”, которые во время чемпионата похищают игрока соперничающей команды (Дэмон Вайанс).

Режиссер Том де Серкио ранее был отстранен от съемок второй серии “Эйса Вентуры”, и его новый опыт на комедийном поприще стал попыткой доказать продюсерам их неправоту; однако особо успешными результаты премьерного уик-энда назвать нельзя: фильм собрал всего 3,7 млн. долларов. Восьмое место у комедийного триллера “Тонкая линия между любовью и ненавистью” (фильм появился в России на кассетах под названием “От любви до ненависти один шаг”). Лента Мартина Лоуренса собрала за уик-энд 3,3 млн. долларов, а за три недели – 26,1 млн. долларов. На девятой строчке комедия со Стивом Мартином “Сержант Билко”, у которой соответственно 2,2 млн. и 26,3 млн. долларов. И замыкает десятку сентиментальная комедия “Заигрывая с опасностью” (2,0 млн. за уик-энд, 9,5 – всего), европейская премьера которой состоится на Каннском МКФ. Наконец-то выбыл из десятки боевик “Исполнительное решение” с Кэртом Расселом, собравший 50 миллионов долларов (у фильма одиннадцатое место, но, судя по уровню посещаемости, он будет идти еще несколько недель и скорее всего сможет подняться до отметки 60 миллионов в национальном прокате). Чуть ниже результаты у мелодрамы “Крупным планом” с Мишель Пфайффер и Робертом Редфордом – 47 миллионов и 14-е место в хит-параде.

“АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ” БОРЬБЫ С КИТАЙСКИМИ ПИРАТАМИ

В середине апреля американский посол в Китае Джеймс Сассер предложил план борьбы с пиратством, детали которого пока не разглашаются. За последний год США не раз напоминали Китаю о необходимости срочно покончить с пиратским распространением кассет и компакт-дисков: еще в феврале 1995 года Китай подписал соглашение, по которому обязывался в течение года полностью покончить с пиратством. В противном случае Америка угрожала Китаю применением экономических санкций, поскольку пиратство в этой стране носило государственный характер: многие заводы и фабрики выпускали нелицензированные компакт-диски. Однако через год, по данным отчета экспертной комиссии, производство и распространение пиратской продукции не только не уменьшилось, но заметно увеличилось.

На состоявшейся конференции, организованной при помощи журнала Business Week, посол Джеймс Сассер сказал, что Китай “значительно прогрессировал” в деле борьбы с пиратством кассет и компакт-дисков. Почему же пиратской продукции стало больше? Природа не терпит пустоты: государственные фабрики прекратили выпуск нелицензированных дисков, а спрос на них остался. Естественно, за дело взялись частные предприниматели, работающие куда более энергично. Похоже, результат анализа ситуации оставил американцев в некоторой растерянности. Джеймс Сассер уверил китайских партнеров, что в настоящее время США не собираются предпринимать какие-либо санкции против Китая, поскольку государственные структуры в целом выполнили условия соглашения. Что же касается частников, то для борьбы с ними американские эксперты предлагают “общий план действий”, детали которого пока держат в тайне. “Конечно, Китай еще далек от полного осуществления соглашения, – сказал Сассер на конференции. – Но мы понимаем их трудности и не намерены ставить ультиматумы или определять крайние сроки”. По общим оценкам экспертов, в прошлом году китайские пираты нанесли американскому шоу- бизнесу ущерб в 2,3 миллиарда долларов: ведь помимо тиражирования нелицензированной продукции для внутреннего потребления, они успешно осуществляют ее экспорт в другие страны Азии, Европы и Латинской Америки.

МИССИС УИНТЕРБУРН ВЫЙДЕТ ЗАМУЖ – ХОТЬ ЗА ТЕНЬ, ХОТЬ ЗА МЕРТВЕЦА

Снятая в 1950 году мелодрама “Без собственного мужчины” (No Man of Her Own) получила еще одну жизнь: режиссер Ричард Бенджамин снял римейк-комедию. Роман Корнелла Вулрича “Я вышла замуж за мертвеца” уже неоднократно адаптировался для кино: помимо американской версии 1950 года с Барбарой Стэнвик в главной роли, в 1982 году была осуществлена французская киноверсия книги “Я вышла замуж за тень” (J’ai epouse une ombre), где героиню играла Натали Бэй, и именно она известна отечественному зрителю по прокату в середине 80-х. Но новая версия с участием ветеранки Голливуда Ширли МакЛейн и популярной телевизионной ведущей Рикки Лейк в главных ролях полностью изменила подход к материалу: вместо слезоточивой мелодрамы (как в старой американской версии) или криминальной драмы (как у французов) Ричард Бенджамин снял веселую комедию положений.

Поставленная кинокомпанией Tristar лента “Миссис Уинтербурн” доказала, что эффектная, но малоправдоподобная интрига книги куда больше подходит для смешного, чем для драматического фильма. Бедная девушка из Нью-Джерси Конни Дойл (Рикки Лейн) приезжает в Нью-Йорк в надежде добиться успеха в большом городе. Мошенник Стив делает ей ребенка и бросает уже на сносях. Бездомная и отчаявшаяся Конни попадает в поезд на Бостон, где знакомится с супружеской четой Уинтербурнов, которая спасает ее от кондуктора, поскольку билета у Конни нет. Тоже беременная миссис Уинтербурн тоже едет в Бостон, чтобы познакомиться с матерью мужа – богатой дамой, которую она раньше никогда не видела. Конни восхищается обручальным кольцом миссис Уинтербурн, и та предлагает ей его примерить. В следующее мгновение поезд летит под откос, и супруги погибают, а Конни принимают за миссис Уинтербурн: на ее пальце – кольцо с надписью. Героиня приходит в себя в больнице, где ей сообщают, что у нее родилась дочь и что скоро за ней приедут из родового поместья Уинтербурнов, чтобы отвезти ее домой. Из бездомной бродяжки Конни превращается в богатую вдову, а мать погибшего Грейс (Ширли МакЛейн) окружает ее заботой и лаской. Девушка не решается сказать правду и остается в особняке, где в нее скоро влюбляется брат-близнец ее “мужа” Билл (Брендан Фрейзер). Будучи “человеком со стороны”, Конни постепенно растапливает сердца богачей и помогает им разобраться с их проблемами. Разумеется, все заканчивается хеппи-эндом. Критики отмечают естественность и непринужденность телепримадонны Лейк в ее первой главной роли на большом экране и приветствуют возвращение в кино Ширли МакЛейн, в последнее время работавшей в основном на ТВ. По мнению обозревателей, фильм получился симпатичным, но событием его не назовешь. “Пятьдесят лет назад Барбара Стэнвик значительно повысила уровень ежедневной продажи носовых платков, сыграв в фильме “Без собственного мужчины”, – пишет обозреватель Патришия Бибби. – Сегодня оказалось, что над подобными сюжетами легче посмеяться, чем поплакать; но участие в фильме Ширли МакЛейн поднимает фильм над работой телевизионного формата”.

ЛУЧШИЙ АЗИАТСКИЙ ФИЛЬМ – ИЗ КАЗАХСТАНА

На завершившемся IX МКФ в Сингапуре Гран-при присужден казахскому фильму “Кардиограмма” (режиссер Дарежан Омирбаев) – о страданиях мальчика, которого отправляют лечиться в санаторий для сердечников. На фестивале показано 130 фильмов; среди них – ретроспектива скончавшегося недавно американского актера, режиссера и хореографа Джина Келли; документальный фильм об Олимпийских играх, снятый по заказу чиновников гитлеровской пропаганды – классическая лента Лени Рифеншталь “Олимпия”; новая комедия Кеннета Брана “Среди суровой зимы” с участием Джоан Коллинз.

Единственной печальной нотой праздника стало отсутствие на фестивале собственно сингапурских фильмов: последняя студия, снимавшая фильмы на малайском языке, закрылась в Сингапуре в 1970 году. Так что страна – организатор смотра смогла представить в программу только любительские короткометражки, некоторые продолжительностью всего в 2 – 3 минуты. Фестивальная администрация старается по возможности награждать лучших национальных авторов-любителей кинокамерами, пленкой и другими материалами для съемки следующих работ. Сегодня кинематограф всей Юго-Восточной Азии переживает жесточайший кризис, поскольку не в силах конкурировать с Голливудом. Даже Индонезия, где раньше производилось до 80 фильмов в год, в этом году выпустит на экраны не более 10 лент. Тем не менее фестиваль продемонстрировал, что на общем фоне застоя появились интересные работы молодых режиссеров из Вьетнама, Индонезии, Таиланда и Малайзии. По мнению директора фестиваля Филипа Чеа, последние два года при упадке чисто коммерческого кинематографа наблюдается тенденция развития авторского кино Юго-Восточной Азии. На фестивале демонстрировались работы вьетнамца Тран Ан Хунга “Запах зеленой папайи” и “Рикша-велосипедист”, высоко оцененные в Европе и США. Хотя в настоящее время Тран Ан Хунг живет в Париже и его работы финансируются французскими продюсерами, в Юго-Восточной Азии его по инерции продолжают считать “своим”. Индонезийский постановщик Нугрохо представил ленту “И луна танцует” (And the Moon Dances) – об учителе музыки, который с трудом адаптируется к модернизации индонезийской культуры и быта. Этот фильм разделил специальный приз жюри с китайской лентой Нин Ина “Патруль” (On the Beat) о полицейских и их работе (ранее картина была исключена из программы Гонконгского фестиваля под давлением Китая, осудившего фильм за показ полицейских жестокостей в Пекине).

Фестиваль, который организуют всего два человека и бюджет которого составляет всего 400 тысяч долларов, постепенно становится главным кинособытием года в азиатском кино. На фестивале собрались отборщики европейских киносмотров. Фильмы “Рикша-велосипедист” Тран Ан Хунга и “Ностальгия по деревенской земле” Нхат Минха рассказывают о стремительных переменах в жизни Вьетнама; Малайзия представила в конкурс ленту “Дорогая Салма” о распаде семьи в эпоху британского колониализма. В этом году цензура значительно ослабила контроль над фестивальными просмотрами. Филип Чеа говорит, что если ранее все фильмы со сценами секса, насилия и религиозными вольностями автоматически запрещались (как, например, “Астенический синдром” Киры Муратовой), то в этом году цензуры практически не было.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АГЕНТ № 170003
СТРОИТЕЛИ ВОЗВОДЯТ РАБОЧИЕ МЕСТА
КОЕ-ЧТО О ПОТОПЕ
Уважаемая редакция!
ВУЛКАH ПО ИМЕHИ МАША
ЮРИЙ АНТОНОВ СТРЕМИТСЯ К ВЫСОТАМ, КОТОРЫХ НЕ ПРИЗНАЕТ
ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ – ГОРДОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ МОНАРХОВ
КОШКИ-САМОУБИЙЦЫ
КОГДА КОНЕЦ СВЕТА?
МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И КГБ


««« »»»