Анна, дочь Георгия

В советское время всегда приветствовались рабоче-крестьянские династии. Но существовали они во всех профессиях, в творческих, разумеется, тоже. И хоть говорят, что на детях гениев природа отдыхает, согласиться с этим можно только с большой натяжкой. Династии Рыжовых и Коршуновых в Малом театре, Семеновых в балете, Бондарчуков, Чухраев, Наумовых в кино, Дунаевских в музыке – яркое подтверждение сказанному. Наш рассказ – об Анне АЛЕКСИДЗЕ, блистательной балерине, внучке выдающегося режиссера драмтеатра и дочери балетного режиссера.

Взяв за основу русский алфавит, мы решили рассказать о наиболее, на наш взгляд, интересных и талантливых династиях мастеров культуры. Мы не отдаем предпочтение ни одной из сфер деятельности. Это будут музыканты, актеры и режиссеры театра и кино, художники, писатели… Стартует наш “династический марафон” с буквы “А”.

Родоначальником династии Алексидзе был замечательный режиссер – Алексидзе Димитрий Александрович, народный артист СССР. Профессиональное образование он получил в Москве в ГИТИСе. До открытия школы-студии при МХАТе там преподавали выдающиеся мастера Художественного театра. Димитрий видел репетиции великих К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко, которые стали его художественными ориентирами в будущей профессии режиссера.

Он родился в семье тифлисского врача и по традиции должен был стать эскулапом. Но юноша выбрал другой путь и стал гордостью советского многонационального искусства. Вернувшись в Тбилиси в 1934 году, Алексидзе стал режиссером Театра имени Ш.Руставели. Помимо пьес грузинских авторов молодой режиссер ставил произведения русских и советских драматургов и произведения мировой классики. Тонкое чувство сценической формы, внимание к раскрытию дарований актеров стали особенностью художественного почерка мастера.

Начиная с постановки “Царя Эдипа” Софокла, Алексидзе создает монументальные спектакли, новаторски претворяющие на советской сцене античную драматургию. Эдипа блестяще играли классики грузинского театра Серго Закариадзе и Акакий Хорава. С 1959 года Алексидзе становится главным режиссером театра. А параллельно Димитрий Александрович вел активную педагогическую работу, занимался публицистикой.

Разумеется, сына Георгия он хотел видеть в театре, и тот не обманул его ожиданий. Но Алексидзе-младший выбрал балетный театр. Он закончил Московское хореографическое училище по классу педагога Асафа Мессерера. Вернувшись в Тбилиси, Георгий только год был солистом балета Театра имени Павлиашвили. Затем он едет в Ленинград и поступает на балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. В консерватории его наставником был легендарный русский танцовщик, балетмейстер и педагог Федор Лопухов. Федор Васильевич видел в Георгии своего преемника, поэтому оставил его в альма-матер педагогом. Но Алексидзе мечтал о собственных постановках. И он выпускает спектакли в театре оперы и балета имени С.М.Кирова. Вот лишь несколько балетов хореографа, имевших большой успех у зрителей и критики: “Орестея”, “Скифская сюита” на музыку С.Прокофьева, “Тема с вариациями” на музыку Брамса, “Концерт фа мажор” на музыку Вивальди. Для ленинградского ансамбля “Камерный балет” Алексидзе поставил три программы одноактных балетов. Поработал он и в родном Тбилиси, а затем вернулся в город на Неве.

Дочь Георгия, Анна закончила Тбилисское хореографическое училище, а блистательную карьеру балерины сделала в Москве. Сменив несколько хореографических коллективов, она создала собственную труппу, которая сегодня стала театром “Корона русского балета”. Она – художественный руководитель труппы, первая солистка, а еще режиссер и автор либретто подавляющего большинства постановок. Одно их перечисление займет солидное место на полосе. И все же назовем некоторые из них: “Юнона” и “Авось”, “Тристан и Изольда”, “Ромео и Джульетта” на музыку симфонической поэмы П.И.Чайковского, “Встречные ветра” на музыку Шопена… Разумеется, в ее репертуаре представлена классика – “Дон Кихот” (Китри), “Щелкунчик” (Маша), “Спящая красавица” (Аврора), “Золушка”. Танцует Анна не только технически совершенно, но и демонстрирует незаурядное драматическое дарование.

Но парадокс сегодняшнего дня – классическая музыка и балет больше востребованы на Западе, чем в России – коснулся и труппы Алексидзе. В “Короне русского балета” больше нуждаются на Западе нежели в родном Отечестве. С гастролями труппа Анны объехала всю Америку (Латинскую и Северную), Европу и Юго-Восточную Азию, и все спектакли неизменно проходили при полных аншлагах и многочисленных доброжелательных, а чаще всего, восторженных рецензиях.

Застать Алексидзе в Москве практически невозможно. Сегодня она танцует в Варшаве, а через два дня уже выходит на сцену одного из театров на Больших бульварах в Париже… Но перед 1 сентября у балерины образовалось небольшое “окно” (она непременно сама провожает сына в школу), поэтому удалось встретиться и поговорить.

– Анна, в какой класс идет Саша?

– В третий. Он серьезно готовился к школе. Пару дней мы провели в магазинах: покупали учебники, необходимые книги по литературе, а между делом заглянули в зоопарк. Думали на часок, а прогуляли там полдня. Погода была чудесная. Мы накупили фруктов, и Саша с удовольствием кормил зверушек. Он вообще очень любит животных.

– По маминым стопам не думает пойти?

– Он способный, музыкальный мальчик. У него своеобразное видение мира, и он прекрасно рисует. Захочет обучаться хореографии, ради Бога. Буду помогать. Но он сам должен решить, кем ему быть. За меня решали родители, и счастье, что их решение совпало с моими желаниями. Саше только девять лет. Рудольф Нуреев пришел в Вагановское училище уже юношей и стал первым танцовщиком в мире…

– Сын знает свою родословную?

– Безусловно. И надо сказать, гордится, что он – четвертое поколение Алексидзе.

– А как вы отнеслись к известным и печальным событиям последних дней?

– Вы имеете в виду Цхинвал и демарш некоторых звезд грузинской эстрады? Ну, как говорится, в семье не без урода. А потом Саакашвили – это однозначно не вся Грузия. В России, в частности, в Москве, работают замечательные мастера из Грузии – Нина Ананиашвили, Георгий Данелия, Маквала Касрашвили, Зураб Соткилава, Зураб Церетели… Они, уверена, считают себя представителями нашей общей культуры, истоки которой появились еще во времена существования СССР. Искусство не знает границ, поэтому не пристало артистам участвовать в политических шоу: отменять гастроли, выбрасывать на помойку ордена… Когда-то одна из известных в то время “демократок” в беседе с Галиной Вишневской и Анатолием Собчаком с явным подвохом сказала: “А вот Анатолий Александрович отказался от всех советских орденов”. Галина Павловна посмотрела на нее как на сумасшедшую и своим дивным голосом произнесла: “А я от ордена Ленина отказываться не собираюсь. Я его заслужила”.

Вы много танцуете классики и современный репертуар, имеете награды и премии, успех. А хочется еще чего-нибудь получить от жизни?

– Буду банальной, но – жду новой роли. Мечтаю станцевать Марию Каллас – великую певицу и трагической судьбы женщину. Сейчас работаю над либретто. Помогать мне будет замечательный танцовщик и хореограф, мой постоянный партнер – Анатолий Емельянов.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Odnoklassniki.xy
Кино Франции
От агрессии до нежности


««« »»»