Фрагменты одного романа

В моей журналистской практике это, пожалуй, первый случай, когда балетная премьера в провинциальном театре уже через пять дней предстала перед взыскательными столичными балетоманами. А возмутителем спокойствия стала молодая балерина и хореограф Анна ГРОГОЛЬ-АЛЕКСИДЗЕ, показавшая свою танцевальную версию романа Владимира Набокова “Лолита”.

И надо сказать, что постановка, показанная в Московском международном Доме Музыки, была тепло встречена зрителями. Разумеется, у этой хореографической версии знаменитого романа уже есть свои восторженные поклонники, а в Москве появились и оппоненты. Но по-другому в искусстве и быть не может. Я же из тех, кто принял балет сразу и безоговорочно. И не только потому, что был первым журналистом, написавшим об Анне в “МП”. Просто мне симпатичны творческие люди, которые не останавливаются на достигнутом, а, совершенствуя свое мастерство, идут чуточку впереди своих коллег.

Анна родилась в семье, где все было подчинено искусству хореографии. Мама Ляля Павлова – в прошлом балерина, а ныне педагог-репетитор и балетмейстер-постановщик. Отец – Георгий Алексидзе – один из виднейших балетмейстеров бывшего СССР, ученик выдающихся мастеров русского балета Федора Лопухова и Асафа Мессерера. Дочь не нарушила семейных традиций и стала балериной. Работала в Московском музыкальном театре имени Н.И.Сац прима-балериной, была ведущей танцовщицей в театре “Московский городской балет” под руководством Виктора-Смирнова-Голованова. А в 2002 году совместно с Анатолием Емельяновым создала свой театр – “Корона русского балета”, где стала художественным руководителем труппы.

За восемь лет существования театр выпустил двенадцать оригинальных премьерных спектаклей в хореографии А.Емельянова по сценариям А.Гроголь-Алексидзе. Среди них – “Тристан и Изольда” на этническую музыку, “Кармен” Жоржа Бизе, “Ромео и Джульетта” Петра Чайковского, “Золушка” Сергея Прокофьева, “Юнона и Авось” на музыку Алексея Рыбникова и другие интересные спектакли. Эти постановки были высоко оценены московской и зарубежной прессой. Некоторые из них были перенесены в академические театры России и США. Примечательно, что они до сих пор остаются в репертуаре этих театров. Надо сказать, что помимо создания новых спектаклей, театр “Корона русского балета” бережно восстанавливает лучшие постановки классического наследия: “Лебединое озеро”, “Жизель”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик” и другие сценические шедевры. Во многих балетах главные партии блестяще танцевала Анна, что отмечали критики Австрии, Англии, Испании, Канады и десятка других стран мира. Кстати, первой в мировой истории эта труппа показала классические балеты в Восточной Африке (Танзании, Кении, Замбии). Успех театра по праву разделяет ведущий педагог труппы, выдающаяся балерина современности Элеонора Власова. Именно с Элеонорой Евгеньевной Анна подготовила весь свой современный и классический репертуар. Ей же она обязана успехами на международных конкурсах и фестивалях танца, где балерина была удостоена самых престижных премий и наград.

Конечно же, Анна мечтала о карьере хореографа. Познав все тонкости хореографического искусства, она закончила РАТИ (ГИТИС) по специальности театровед. Когда ей предложили стать главным балетмейстером Чувашского театра оперы и балета, Гроголь-Алексидзе не раздумывая согласилась, оставив за собой художественное руководство театром “Корона русского балета”. О том, каким будет первый спектакль с новой труппой, Анна не раздумывала. Вот что она рассказала перед московской премьерой:

– “Лолита” – одно из моих любимейших произведений, великое, шокирующее, обнажающее душу человека. Более всего в романе В.Набокова меня поражает исключительная откровенность автора, разве что сравнимая с “Исповедью” Руссо. “Лолита” – это трагедия не только девочки-подростка и взрослого мужчины Гумберта, но и социальная. У меня есть знакомые женщины, которые в начале своей жизни не были, к несчастью, обделены сексуальным вниманием своих отчимов. Открыто об этом не скажешь, но безнравственность – главная трагедия нашего времени.

Вот и балет получился об этой трагедии, но в то же время спектакль рассказывает о большой любви. Увы, этот мотив отсутствовал, как правило, в виденных мною ранее фильмах и драматических спектаклях по этому произведению. Поэтому часть оппонентов балетмейстера, пришедших увидеть на сцене “клубничку”, а ею при желании можно было “завалить” хореографическим рисунком все сценическое действие, были разочарованы. Главная мысль балета, повторюсь, в исповеди Гумберта, в которой он озвучивает смысл своей жизни: “Неистово хочу, чтобы весь свет узнал, как я люблю свою Лолиту”. И спектакль стал не попыткой открыть новые формы или заявить о себе как о балетмейстере века. Балет в постановке Гроголь-Алексидзе – это ее отдохновение, ее внутренняя потребность рассказать о любви чистой и искренней. И так счастливо сложилось, что партнеры Анны оказались ее единомышленниками: художник-постановщик Валентин Федоров, Олег Яковлев (фотоинсталляция), композитор Константин Васильев, сделавший очень точный музыкальный монтаж балета, ведь Америка страна, где переплелись различные музыкальные стили и звуки. Ну и, конечно же, артисты балета чебоксарского театра под руководством Галины Никифоровой: Ляйсан Гизатуллина (Лолита), Андрей Субботин (Гумберт), Татьяна Альпидовская (спутница Куилти), Иван Майоренко (Куилти), Анастасия Петрова (мать Лолиты) и солист оперы Константин Москалев (Набоков). А все вместе они предложили зрителям талантливо исполненные фрагменты (полный сценический вариант “Лолиты” не входил в планы постановщика) одного из самых громких романов XX века.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Серьезные вариации
Столица встречает друзей
Памятник «Бриллиантовой руке»
Решил возродить свою группу
Буддийский лама – гость Москвы
Мадонна в роли режиссера
Получила прописку в Финляндии
Казус Рудинштейна на «Культуре»
«Квартирник» БГ в Москве
Стихотворный опыт
«Времечко» вернулось
Аритмия гласности
Часы богов
Good, Робин Гуд


««« »»»