Я посвятила опере жизнь

Рубрики: [Музыка]  

За всю советскую историю отечественной культуры ни одна оперная певица не удостаивалась звания народной артистки СССР в двадцать семь лет. Бэла РУДЕНКО – единственная и неповторимая в этом роде артистка. Это случилось в самом начале карьеры молодой певицы – всего через четыре года после окончания в 1956 году Одесской консерватории – и стало легендой в мире искусства. 18 августа Бэле Андреевне исполняется 75 лет.

Еще студенткой Бэла Руденко дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета. Специалисты сразу же оценили необыкновенной красоты и силы колоратурное сопрано молодой певицы. Отличная вокальная школа, безупречная музыкальность, свежий, чистый, теплого тембра голос, свобода звуковедения поставили Руденко в число самых крупных певиц современности. Естественно, выпускницу сразу же пригласили в главный театр Украинской ССР – Киевский театр оперы и балета имени Т.Г.Шевченко. О такой удаче уроженка города Боково-Антрацит Ворошиловградской области не могла и мечтать.

С детства Бэла любила петь. Школьницей пришла в хоровой кружок городского Дома пионеров. Очень быстро стала солисткой. И не просто солисткой, а местной знаменитостью – ни один вокальный смотр, ни один из концертов по случаю “красного дня календаря” не обходился без нее. Девочка пела пионерские, а потом комсомольские песни, народные украинские, а в старших классах осмелилась исполнить знаменитый романс Алябьева “Соловей”, имевший бешеный успех. Педагоги поняли, что их воспитанница должна поступать в консерваторию. Бэла была не против и отправилась в Одессу, где работал в те годы не только один из лучших оперных театров, но и была лучшая по составу педагогов вокала консерватория на Украине.

Приемную комиссию поразили уникальные природные данные абитуриентки Руденко и ее зачислили в класс замечательного педагога Ольги Благовидовой. Наставница Руденко отличалась деликатностью и бережным отношением к будущей вокалистке, но вместе с тем и строгой взыскательностью. Она требовала полной самоотдачи в работе, умения все в жизни подчинять служению музе. С отличием закончив Одесскую консерваторию, Бэла становится солисткой оперы в Киеве. Тогда в театре царила Евгения Мирошниченко – лирико-колоратурное сопрано. Но Бэла не затерялась в лучах славы признанной примадонны. Хоть часто они исполняли одни и те же партии, но на сцене это были совершенно разные вокально-драматические образы. Кроме того, в 1957 году юная вокалистка стала победительницей VI Всесоюзного фестиваля демократической молодежи и студентов в Москве, получив золотую медаль и приглашение на концертные выступления в столице, Ленинграде и Риге вместе со знаменитым итальянским тенором Тито Скипа. Синьор Скипа был председателем жюри конкурса вокалистов и, пораженный талантом молодой певицы, вывел Руденко на широкую мировую дорогу – кроме городов СССР, они выступили в ряде европейских столиц.

Дебютной партией в Киеве стала Джильда из оперы “Риголетто” Верди, поставленной специально на Руденко. Первые же спектакли показали, что молодая артистка очень тонко почувствовала все своеобразие стиля композитора – его выразительность и пластичность, широкое дыхание кантилены, взрывчатую экспрессивность. С первых спектаклей певица стремилась к масштабному созданию каждого образа, раскрытию лирического начала через сложную борьбу характеров, к анализу любой жизненной ситуации через столкновение противоречий. Особый интерес представляла для артистки работа над партией Наташи Ростовой в опере Прокофьева “Война и мир”. А потом была Розина в “Севильском цирюльнике” Россини – несомненно, одна из самых ярких и запоминающихся работ певицы. Нежность, пылкость и пленительность – прекрасные свойства женской натуры подчеркивала Руденко в ролях Виолетты (“Травиата” Верди) и Марфы (“Царская невеста” Римского-Корсакова).

Знаменитым был для Бэлы Андреевны 1971 год, когда оперу Глинки “Руслан и Людмила” в Большом театре начал ставить один из лучших оперных режиссеров мира Борис Покровский. А вот артистки на роль Людмилы в Москве не нашлось. Тогда-то и пригласили из Киева Руденко. Многочисленные репетиции, встречи с прославленными певцами и дирижерами Большого выросли в теплый творческий союз. Конечно же, Покровский помог поднять творчество певицы на недосягаемую высоту. Любопытный факт: прежде чем Людмила Бэлы Руденко научилась лихо натягивать тетиву лука, артистка долго и упорно тренировалась, до тех пор пока движения рук не стали изящными и в то же время уверенными. Певица создала характер живой, задорный, героиня Руденко излучала свет чистоты и молодости, что особенно выделяло ее среди других не менее превосходных партнеров.

Но в Большом театре не так часто ставились оперы на определенного исполнителя. Поэтому приходилось заниматься и другими делами. Руденко готовила концертные программы по определенным темам: “Моцарт”, “Французская музыка”, “Классический и советский романс”, “Итальянская опера”, за исполнение которых была удостоена Государственной премии СССР. Гастролировала певица с этими программами по всем континентам: Северная и Южная Америка, Европа, Австралия, Азия. В Японию, например, артистка ездила десять раз. Пресса этой страны отмечала: “Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, послушайте, как поет Бэла Руденко”. В этом по-восточному красочном и образном сопоставлении мне видится оценка характерного для певицы умения лаконичными средствами создать убедительный и законченный художественный образ, образ, в котором есть все и нет никаких излишеств.

В Москве она встретит мужчину, как ей казалось, всей своей жизни – популярного композитора и певца Полада Бюль-Бюль оглы. Сын известнейшего азербайджанского певца Бюль-Бюля, он был необычайно популярен. Песни в его исполнении звучали по телевидению и на всех радиостанциях Советского Союза. Артист имел оглушительный успех, его пластинки расходились миллионными тиражами, а поклонницы буквально преследовали своего кумира.

Они познакомились на одном из светских раутов в доме приемов Министерства иностранных дел. Поладу было чуть больше двадцати пяти, а Бэла оказалась старше его на двенадцать лет. Но выглядела она ослепительно, и в темно-карих глазах певицы было столько нежности и доброты, они лучились так, что сводили его с ума, как потом рассказывал артист.

Руденко тогда была на вершине оперного Олимпа, много гастролировала, часто появлялась на телеэкране, а статьи об оперной примадонне украшали сотни журналов и газет по всему миру. Это льстило самолюбию молодого красавца, который ухаживал за дамой своего сердца по-восточному пылко и щедро. Дарил дорогие подарки и огромные букеты роз, устраивал в ее честь роскошные приемы в самих шикарных ресторанах Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, в других европейских столицах (и он, и Руденко были выездными). Бэле Андреевне нравились ухаживания молодого и популярного певца. В какой-то момент у мадам закружилась голова, и она дала согласие на брак. Причем, надо сказать, это было время всеобщего атеизма, и никто у молодоженов не требовал заменить принадлежность к одной религии на другую – из православных перейти в ислам или наоборот. Тогда молодых волновало не это – они упивались счастьем. А вскоре певица родила мужу сына, от чего Полад пришел в восторг. Но долго без сцены Руденко существовать не могла. Она вернулась в театр, к своей обычной гастрольной жизни, оставив сына на попечение матери.

Со временам у супругов наступило охлаждение. Впрочем, женитьба на зрелой женщине принесла свои результаты в творчестве композитора Бюль-Бюль оглы. Он не только писал популярные шлягеры, но создал ряд серьезных музыкальных сочинений: симфонию, вокальные циклы “Монологи” (сл. Р.Рождественского) и “Мужество” (сл. Н.Добронравова), сюиты, а также музыку к фильмам и спектаклям.

И все-таки они расстались. Развод не носил характер общественного скандала – тогда это было не модно. Развелись тихо, без лишнего шума и взаимных претензий. Сын остался с матерью, но видеться с отцом она ему не запрещала…

Пришло время, и певица ушла со сцены. Ушла без помпы, без прощального бенефиса. Просто отпев последний спектакль, пришла на следующее утро в Большой театр уже педагогом-репетитором. Многолетний опыт работы в опере позволял Бэле Андреевне стать высокопрофессиональным наставником для молодых артистов. Ученики обожали своего педагога. При очередной смене власти в Большом театре Руденко предложили возглавить оперную труппу. Она с энтузиазмом взялась за новое дело. Но в великодержавном театре провести революционные преобразования – дело бесперспективное. Поняв это, она без сожаления покинула почетный, но ничего не решающий пост и передала его замечательной певице Маквале Касрашвили.

– Бэла Андреевна, как вы пережили расставание со сценой?

– Тяжело. Но по жизни я реалистка – все на этом свете имеет свое начало и свой финал. Выходить на сцену старушенцией с трясущимися руками и изображать Джульетту – это, по меньшей мере, не серьезно. И есть такая, на мой взгляд, очень правильная формулировка для артиста: “Лучше уйти со сцены на год раньше, чем на час позже”. Поверьте, нелепо выглядит уже немолодая певица, изображающая невинных девушек. Я почему-то сразу вспоминаю фильм Леонида Быкова “Зайчик”, где блистательная актриса Ленинградской оперетты Гликерия Николаевна Богданова-Чеснокова (“Мистер Икс”, “Укротительница тигров” и еще два десятка картин. – В.В.) замечательно спародировала подобного рода ситуацию, которая, к сожалению, все еще бытует в некоторых театрах.

– Вы о чем либо жалеете в этой жизни?

– О, вы хитрец (Бэла Андреевна улыбнулась). В вашем таком безобидном вопросе я вижу несколько вопросов. Или я не права?

– Женщина всегда права – я в этом убежден.

– Тогда поставим все точки на “i”. Я не жалею, что ушла со сцены. Да, голос звучал, а тело жило другой, отдельной от него жизнью. По-моему, жалеть об ушедшей молодости – это глупо. Никогда не прибегала к услугам пластических хирургов. Во-первых, корректировка лица может негативно сказаться на голосе. Во-вторых, надо уметь достойно стареть. Это блестяще демонстрировали мастера сцены – Надежда Андреевна Обухова и Марина Тимофеевна Семенова в Большом, Алла Константиновна Тарасова во МХАТе и великие “старухи” Малого театра – Вера Николаевна Пашенная, Александра Александровна Яблочкина, Евдокия Дмитриевна Турчанинова и Варвара Николаевна Рыжова.

Жалею ли я о встрече и замужестве с Поладом. Нет, это было прекрасное время, соединившее нас. Была большая любовь, а потом сошла на нет. Благодарить надо Всевышнего, что он дал испытать столь сладостное чувство. А все произошедшее после угасания чувств надо принимать как должно. Думаю, в этом и есть мудрость жизни.

– Вы верите в то, что когда-то уже жили на нашей грешной земле?

– И верю ли я, что вновь окажусь в этом мире в каком-то другом обличье – дерева, животного, птицы или в образе, к примеру, мужчины? Я, повторюсь, неисправимая реалистка и верю в диалектический материализм (была в советское время такая дисциплина в институтах). Верю, что жизнь дается один раз, и прожить ее надо достойно, чтобы годы не прошли зря, не утекли в песок, как вода.

Если следовать восточной мудрости (а она относится и к женщинам) – я построила дом на свои кровно заработанные деньги, вырастила сына и посадила не одно дерево. И в музыке – все, что могла, я сделала. Надеюсь, малая толика того, что мне удалось в опере, останется в истории прекрасного искусства, которому я посвятила всю мою жизнь.


Владимир Вахрамов


5 комментариев

  • Геннадий Геннадий :

    Интересно Вы пишите – “когда Руденко пришла в Киевскую оперу, там царила Мирошниченко”. Вообще то Мирошниченко в тот момент там не то что не царила, а просто не пела вообще, она пришла в театр на год позже Бэлы Андреевны. Относитесь аккуратнее к фактам, господин автор!

  • Любительница оперы Любительница оперы :

    Прелестная женщина. Вчера по “Культуре” смотрела её встречу со зрителями.
    Абсолютно никакая она не старуха, как сама, лукавя, говорит о себе.
    Для 80-ти лет просто персик )…блестящие глаза, тёплый голос, так много девического в её озорной улыбке. Видно, какой милой весёлой дивчиной была она в молодые годы… я хохотала, когда она рассказывала о курьёзном случае на сцене.
    Здравия и долгих-долгих лет жизни прекрасной певице.

    • старый любитель вокала старый любитель вокала :

      Согласен с Вами. Одна из лучших лирико-колоратурных сопрано, что пели на сцене Большого. И при том, что, как ни странно, приличный человек, что в том же Большом – большая редкость. Здоровья ей и долголетия.

    • Наталя-Мария Наталя-Мария :

      Для меня Б.Руденко всегда была авторитетом.Спасибо,что есть такие певцы!

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Оппозиция лишних
Наш друг библиотека
Смешались в кучу…
Белый плащик «Тату»


««« »»»