Кинофейерверк на Волге

Скептики не верили, что успешно стартовавший год назад Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского “Зеркало” будет иметь продолжение. Но вопреки всему кинофестиваль №2 состоялся.

И прошел он в городе Иваново на высочайшем уровне. Это отметили выдающиеся мастера кино, список которых вырос по сравнению с прошлым годом, писала российская и зарубежная пресса, говорили зрители, до отказа заполнявшие кинотеатры.

Когда мы выезжали к месту назначения, всю ночь перед этим, то усиливаясь, то затихая, поливал дождь. Настроение было далеко не праздничным. А утром произошло чудо – облака рассеялись, и солнце щедро дарило нам свое тепло. Финальные весенние дни оказались мажорными.

Встречая нас, Михаил Мень, губернатор Ивановской области, заявил:

Ивановская земля богата историков-культурными традициями, она дала миру целую плеяду назаурядных творчесикх личностей. И среди них – выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский. Первый кинофестиваль его имени получил широкий резонанс не только в России, но и за рубежом, Знаменательно, что II Международеый кинофестиваль “Зеркало” в этом году совпадает со 100-летием российского кино, с 90-летием Иваново-Вознесенской губернии и 60-летием Госфильмофонда России. Это придает особый статус киносмотру.

А вот что сказала президент фестиваля, народная артистка СССР Инна Чурикова:

Для нас, создателей фестиваля, очень важно, что фестиваль живет и что он повзрослел на год. Мы поняли, что в Иваново – очень серьезный и вдумчивый зритель. Здесь живут добрые, сердечные, мыслящие люди, далеко не провинциалы. И мы подготовили для них, как нам кажется, очень интересную, разнообразную программу.

И в завершение “тронных речей” мнение генерального продюсера МКФ “Зеркало” Алексея Горнизова:

Нелегко было делать первый фестиваль. Мы начинали с нуля, все пробовали на ощупь, ошибались и исправляли ошибки, стараясь соответствовать высокому статусу поставленных самим себе задач. И фестиваль получился. Стало престижным, особенно для молодых кинематографистов, хоты бы просто получить диплом участника. Теперь надо удержать заявленную планку.

Нынешняя церемония открытия фестиваля не повторяла прошлогоднюю. Режиссер-постановщик действа (он же генеральный продюсер фестиваля) А.Горнизов придумал уникальное представление, начавшееся на площади перед Дворцом искусств. Торжественный проход VIP-персон по “звездной дорожке” был парадом интереснейших творческих личностей, а не голливудских “пупсоидов” и демонстрацией бриллиантов, взятых на прокат в фешенебельных магазинах.

Жюри фестиваля этого года возглавил ученик А.Тарковского, приверженец авторского кино Константин Лопушанский. Его коллеги – итальянская актриса Делия Боккардо (сыгравшая в картине Тарковского “Ностальгия”); кинорежиссер, сценарист, член Европейской киноакадемии Нана Джорджадзе; киновед, продюсер, основатель каннского “Двухнедельника режиссеров” Пьер-Анри Деле. По правилам фестиваля в жюри приглашают одного из лауреатов прошлого года – в этот раз им стал хорватский режиссер Бранко Шмидт. Именно в его конкурсной картине “Перевозка арбузов” главную роль сыграла Сун Мэй, удостоенная приза за лучушую женскую роль.

С особым восторгом зрители встречали любимых актеров – Инну Чурикову, Лидию Федосееву-Шукшину, Ларису Лужину, Алексея Петренко, Льва Прыгунова, выдающегося оператора Вадима Юсова, участников конкурсной программы и, разумеется, легенду Голливуда, “оскароносную” актрису Фэй Данауэй, а также блестящего польского режиссера и актера Ежи Штура (запомнившегося россиянам по комедии “Дежа вю”, снятой Юлиушем Махульским). Как всегда блестяще провели церемонию открытия Юлия Рутберг и Анатолий Лобоцкий. Даже фейерверк в этом году был каким-то необычным и прошел под нескончаемые крики “Ура!”

На следующий день начались фестивальные будни. Первый конкурсный день совпал с Всероссийским днем библиотек. В Белом зале музея им. Д.Г.Бурылина прошла церемония передачи библиотекам Ивановской области серии книг, связанных в жизнью и творчеством М.Цветаевой и А.Тарковского. А параллельно с этой акцией прошло открытие выставки живописи киноактера Льва Прыгунова. Интересно написанные полотна привлекли внимание многочисленных посетителей музея.

Вечером, конечно же, все смотрели кино: конкурсные ленты и внеконкурсный показ “Здесь учился Тарковский: студенческие работы ВГИКа”. В конкурсе показали новый фмльм классика мирового кино, режиссера чешской “новой волны” 60-х Веры Хитиловой “Приятыне минуты без карантии” и картину француза Хинера Салима “Под крышами Парижа”. С участием великолепных мастеров – Мишеля Пикколи и Милен Демонжо (Абигайль в “Салеймских колдуньях”, Миледи в “Трех мушкетерах” и подружка журналиста в трех фильмах о Фантомасе). ВГИКовские работы – отдельный разговор. В этот день показали фильмы студентов режиссерской мастерской Михаила РоммаВасилия Шукшина (дипломаная работа “Из Лебяжьего сообщают…”), Андрона Кончаловского (дипломный фильм “Мальчик и голубь”) и первый режиссерский опыт Андрея Тарковского (в паре с Александром Гордоном) – двадцатиминутную ленту “Убийцы”.

Во второй фестивальный день впервые был показан фильм “Андрей Рублев” с восстановленным звуком и цветом. Причем здесь, в Иваново, был премьерный показ. В свое время, когда начались гонения на “Рублева” и возникла опасность уничтожения пленки, Тарковский привез кофры с фильмом в этот город. Тогда горожане и стали первыми зрителями шедевра.

В Музее семьи Цветаевых состоялось своеобразное поэтическое представление – “Память сердца: поэзия Марины Цветаевой и Арсения Тарковского”. Мы словно погрузились в поэтический мир, в котором воспитывался будущий гений кино Андрей Тарковский.

Знакомство с программой Госфильмофонда доставило немалую радость. К чести главного кинохранилища страны мы посмотрели совершенно другие картины, а не те, которые были представлены зимой не фестивале “Белые Столбы-2008”. Здесь и первая советская комедия “Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков” Льва Кулешова, и первый русский фильм в технике объемной анимации – “Месть кинематографического оператора” Владислава Старевича, и первый русский игровой полнометражный фильм, “сверхбоевик” – “Оборона Севастополя”, снятого Василием Гончаровым и Александром Ханжонковым. Интересны и документальные ленты “Сентиментальный романс-2000”, созданный ведущим киноведом Госфильмофонда Валерием Басенко, и “Честь имею, Ханжонков”, которую Гузель Шатауллина посвятила организатору первой крупной русской кинофабрики.

Особенность фестиваля “Зеркало” еще и в том, что околофестивальные мероприятия тесно связаны с главным, что несут в себе все фильмы Тарковского: возведенный в культ гуманизм и бесценность человеческой жизни, высокая миссия и смысл бытия каждой личности. О смысле бытия прежде всего продумалось при посещении Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря.

Более пятисот лет при впадении реки Шартомки в реку Молохту стоит здесь монастырь. И место выбрано не случайно – по преданию, он возник там, где случилось явление иконы святого Николая Чудотворца. Многовековая история обители толна взлетов и падений. И вот осенью 1990 года древний монастырь был возвращен церкви. Сейчас обитель преображается. В прошлом году президент фестиваля “Зеркало” И.Чурикова пообещала братии монастыря подарить трактор для хозяйственных работ. И свое обещание выполнила: новенький трактор “Беларусь” был передан обители.

В рамках программы “Кино за пределами Голливуда” нас ждал гала-показ картины знаменитого режиссера, сценариста и продюсера из Нидерландов Йоса Стеллинга “Душка”, где главную роль превосходно исполнил Сергей Маковецкий.

Но есть необходимость вспомнить и другие программы. “Запечатленное время”. В ней соседствуют игровые и документальные работы. “Веселые истории в журнале “Ералаш” познакомили взрослых и детей с еще не показанными сюжетами. Анимационная программа “Семейная мульткарусель” запомнилась просмотром послоедних серий “Ну, погоди!” и циклом “Пьесы Шекспира в анимации”: “Отелло”, “Сон в летнюю ночь”, “Укрощение строптивой” и “Тростниковая шапочка”.

Не секрет, что огромное количество российских фильмов, номинально появившихся на экранах, не доходит до широкого зрителя. Отборочная комиссия до кинофестиваля провела любопытный эксперимент: был составлен список картин, выпущенных в ограниченный прокат в России. Предполагалось найти 14 фильмов, которые не были показаны в Иваново. Оказалось, что ни одна (!) из 38 рассматриваемых картин не вышла на экраны области в прошлом году. К слову сказать, и в Москве эти ленты имели “случайный” показ. Программа “Наше новое кино” дала объемное представление о современном российском кино замечательному ивановскому зрителю, который в отличие от большинства москвичей, не разучился думать, чувствовать, сопереживать. Хочется упомянуть несколько фильмов, которые, на мой взгляд, смогут понравиться киноманам: “Русская игра” Павла Чухрая, “Русалка” Анны Меликян, “Муха” Владимира Котта, “Георг” Пеэтера Симма и “Два в одном” Киры Муратовой.

Впечатляющей была панорама документальных фильмов “Взгляните на лицо”. Экран был отдан портретному жанру, пожалуй, самому востребованному в документальном кино и едва ли не самому сложному для режиссера. В программе довелось увидеть не все фильмы, но хотелось бы особо сказать о трех картинах питерских мастеров – “Война и мир полковника Керского” Светланы Резвушкиной об офицере, первый победный бой которого оказался личным поражением; “На третьей от Солнца планете” Павла Медведева о Русском Севере и “Новые Пигмалионы. Александр Колесин” Валентины Куликовой-Толчан о авторских программах работы с детьми с ограниченными возможностями.

Любопытной оказалась армяно-итальянская лента “Осень волшебника”, посвященная итальянскому драматургу, поэту и писателю Тонино Гуэрра. Последний из могикан итальянского кино показывает и открывает зрителю мир вокруг себя, рассуждает о кино, живописи, истории, и вере, воспоминает о своих великих коллегах – Федерико Феллини, Джульетте Мазине, Андрее Тарковском, Нино Рота. А еще это рассказ о любви к своей жене – прекрасной русской женщине.

В город Юрьевец, где 76 лет назад родился один из великих сынов России Андрей Тарковский, мы добрались на теплоходе. Наш визит совпал с открытием выставочного комплекса “Художественные промыслы Ивановского края”. Конечно же, мы побывали в музее И.Левитана и в единственном в России Музее пейзажа. А затем мы принляи участие в программе “Город мастеров”. На причале нас встретили хлебом и солью, пригласили отведать уху из волжской рыбы, традиционно предложив выпить чарку водки.

В Музее А.Тарковского, открытом в дни фестиваля в прошлом году, мы стали посетителями выставки “И в легком облаке был виден город дальний”. Музыкально-театрализованный спектакль-посвящение “Художник и время”, состоявшийся на центральной площади Юрьевца, поразил грандиозностью. Весь город в этот вечер был участником праздника, который в очередной раз продемонстрировал безграничные возможности и неиссякаемый талант русского человека.

В полночь “Федор Шаляпин” взял курс в сторону Иванова. Только странно, что в бесконечном музыкальном потоке, сопровождавшем нас в эти дни и в большинстве своем состоявшем из поп-мелодий, не нашлось места гениальному голосу величайшего баса всех времен и народов Шаляпина и легендарной волжанке Лидии Руслановой, которой так восхищался Федор Иванович

Но, увы, и праздники не вечны. II Международный кинофестиваль “Зеркало” уже стал историей. Не часто мнение кинокритиков и жюри совпадает. Но на этом киносмотре так и произошло. Гран-при за фильм “Под крышами Парижа”, который и журналисты назвали лучшим, увез во Францию Хинер Салим. Приз за режиссуру по праву достался польке Дороте Кенджежавской (фильм “Я есть”). Приз кинопрессы и “За лучшую женскую роль” уехал в Венгрию. Ее обладательницей стала недавняя путана Мария Варга, сыграв в ленте “Путешествие Ишки”. “Приз за лучшую мужскую роль” достался Алессандро Мораче из Италии за картину “Свободный защитник”. А призы “За выдающийся вклад в мировое кино” удостоены россиянин Алексей Петренко и режиссер из Голландии Йос Стеллинг.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

100 вопросов Михаилу Леонтьеву
Любимица Примадонны


««« »»»