Кинофейерверк на Волге

Сегодня мы публикуем окончание рассказа нашего специального корреспондента о Втором Международном кинофестивале имени Андрея Тарковского “Зеркало”, который, как и в прошлый раз, проходил в городе Иваново. Начало см. в “МП” от 11 июня.

После торжественного открытия “Зеркала” начались фестивальные будни. Первый конкурсный день совпал с Всероссийским днем библиотек. В Белом зале музея им. Д.Г.Бурылина прошла церемония передачи библиотекам Ивановской области серии книг, связанных с жизнью и творчеством М.Цветаевой и А.Тарковского. А параллельно с этой акцией прошло открытие выставки живописи киноактера Льва Прыгунова. Интересно написанные полотна привлекли внимание многочисленных посетителей музея.

Вечером, конечно же, все смотрели кино: конкурсные ленты и внеконкурсный показ “Здесь учился Тарковский: студенческие работы ВГИКа”. В конкурсе показали новый фильм классика мирового кино, режиссера чешской “новой волны” 60-х Веры Хитиловой “Приятные минуты без гарантии” и картину француза Хинера Салима “Под крышами Парижа”. С участием великолепных мастеров – Мишеля Пикколи и Милен Демонжо (Абигайль в “Салеймских колдуньях”, Миледи в “Трех мушкетерах” и подружка журналиста в трех фильмах о Фантомасе).

ВГИКовские работы – отдельный разговор. В этот день показали фильмы студентов режиссерской мастерской Михаила РоммаВасилия Шукшина (дипломная работа “Из Лебяжьего сообщают…”), Андрона Кончаловского (дипломный фильм “Мальчик и голубь”) и первый режиссерский опыт Андрея Тарковского (в паре с Александром Гордоном) – двадцатиминутную ленту “Убийцы”.

Во второй фестивальный день впервые был показан фильм “Андрей Рублев” с восстановленным звуком и цветом. Причем здесь, в Иваново, был премьерный показ. В свое время, когда начались гонения на “Рублева” и возникла опасность уничтожения пленки, Тарковский привез кофры с фильмом в этот город. Тогда горожане и стали первыми зрителями шедевра.

В Музее семьи Цветаевых состоялось своеобразное поэтическое представление – “Память сердца: поэзия Марины Цветаевой и Арсения Тарковского”. Мы словно погрузились в поэтический мир, в котором воспитывался будущий гений кино Андрей Тарковский.

Знакомство с программой Госфильмофонда доставило немалую радость всем любителям кино. К чести главного кинохранилища страны мы посмотрели совершенно другие картины, а не те, которые были представлены зимой не фестивале “Белые Столбы”. Здесь и первая советская комедия “Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков” Льва Кулешова, и первый русский фильм в технике объемной анимации – “Месть кинематографического оператора” Владислава Старевича, и первый русский игровой полнометражный фильм, “сверхбоевик” – “Оборона Севастополя”, снятого Василием Гончаровым и Александром Ханжонковым. Интересны и документальные ленты “Сентиментальный романс-2000”, созданный ведущим киноведом Госфильмофонда Валерием Басенко, и “Честь имею, Ханжонков”, которую Гузель Шатауллина посвятила организатору первой крупной русской кинофабрики.

Особенность фестиваля “Зеркало” еще и в том, что околофестивальные мероприятия тесно связаны с главным, что несут в себе все фильмы Тарковского: возведенные в культ гуманизм и бесценность человеческой жизни, высокая миссия и смысл бытия каждой личности. О смысле бытия прежде всего подумалось при посещении Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря.

Более пятисот лет при впадении реки Шартомки в реку Молохту стоит здесь монастырь. И место выбрано не случайно – по преданию, он возник там, где случилось явление иконы святого Николая Чудотворца. Многовековая история обители полна взлетов и падений. И вот осенью 1990 года древний монастырь был возвращен церкви. Сейчас обитель преображается. В прошлом году президент фестиваля “Зеркало” И.Чурикова пообещала братии монастыря подарить трактор для хозяйственных работ. И свое обещание выполнила: новенький трактор “Беларусь” был передан обители.

В рамках программы “Кино за пределами Голливуда” нас ждал гала-показ картины знаменитого режиссера, сценариста и продюсера из Нидерландов Йоса Стеллинга “Душка”, где главную роль превосходно исполнил Сергей Маковецкий.

Но есть необходимость вспомнить и другие программы. “Запечатленное время”. В ней соседствуют игровые и документальные работы. “Веселые истории в журнале “Ералаш” познакомили взрослых и детей с еще не показанными сюжетами. Анимационная программа “Семейная мульткарусель” запомнилась просмотром последних серий “Ну, погоди!” и циклом “Пьесы Шекспира в анимации”: “Отелло”, “Сон в летнюю ночь”, “Укрощение строптивой” и “Тростниковая шапочка”.

Не секрет, что огромное количество российских фильмов, номинально появившихся на экранах, не доходит до широкого зрителя. Отборочная комиссия до кинофестиваля провела любопытный эксперимент: был составлен список картин, выпущенных в ограниченный прокат в России. Предполагалось найти 14 фильмов, которые не были показаны в Иваново. Оказалось, что ни одна (!) из 38 рассматриваемых картин не вышла на экраны области в прошлом году. К слову сказать, и в Москве эти ленты имели “случайный” показ.

Программа “Наше новое кино” дала объемное представление о современном российском кино замечательному ивановскому зрителю, который, в отличие от московского, не разучился думать, чувствовать, сопереживать. Хочется упомянуть несколько фильмов, которые, на мой взгляд, смогут понравиться киноманам: “Русская игра” Павла Чухрая, “Русалка” Анны Меликян, “Муха” Владимира Котта, “Георг” Пеэтера Симма и “Два в одном” Киры Муратовой.

Впечатляющей была панорама документальных фильмов “Взгляните на лицо”. Экран был отдан портретному жанру, пожалуй, самому востребованному в документальном кино и едва ли не самому сложному для режиссера. В программе довелось увидеть не все фильмы, но хотелось бы особо сказать о трех картинах питерских мастеров – “Война и мир полковника Керского” Светланы Резвушкиной об офицере, первый победный бой которого оказался личным поражением; “На третьей от Солнца планете” Павла Медведева о Русском Севере и “Новые Пигмалионы. Александр Колесин” Валентины Куликовой-Толчан о авторских программах работы с детьми с ограниченными возможностями. Любопытной оказалась и армяно-итальянская лента “Осень волшебника”, посвященная итальянскому драматургу, поэту и писателю Тонино Гуэрра. Последний из могикан итальянского кино показывает и открывает зрителю мир вокруг себя, рассуждает о кино, живописи, истории и вере, воспоминает о своих великих коллегах – Федерико Феллини, Джульетте Мазине, Андрее Тарковском, Нино Рота. А еще это рассказ о любви к своей жене – прекрасной русской женщине.

В город Юрьевец, где 76 лет назад родился Андрей Тарковский, мы плыли на теплоходе. Наш визит совпал с открытием выставочного комплекса “Художественные промыслы Ивановского края”. Конечно же, мы побывали в музее И.Левитана и в единственном в России Музее пейзажа. А затем приняли участие в программе “Город мастеров”. На причале нас встретили хлебом-солью, пригласили отведать ухи из волжской рыбы, традиционно предложив выпить чарку водки. Хороша была ушица и вяленый лещ. В Музее А.Тарковского, открытом в дни фестиваля в прошлом году, мы стали посетителями выставки “И в легком облаке был виден город дальний”. Музыкально-театрализованный спектакль-посвящение “Художник и время”, состоявшийся на центральной площади Юрьевца, поразил грандиозностью. Весь город в этот вечер был участником праздника, который в очередной раз продемонстрировал безграничные возможности и неиссякаемый талант русского человека.

В полночь наш теплоход “Федор Шаляпин” взял курс в сторону Иванова. И странным мне показалось, что в бесконечном музыкальном потоке, сопровождавшем нас в эти дни и в большинстве своем состоявшем из поп-мелодий, не нашлось места гениальному голосу величайшего баса всех времен и народов Шаляпина и легендарной волжанке Лидии Руслановой, которой так восхищался Федор Иванович

Но, увы, и праздники не вечны. II Международный кинофестиваль “Зеркало” уже стал историей. Не часто мнение кинокритиков и жюри совпадает. Но на этом киносмотре именно так и произошло. Гран-при за фильм “Под крышами Парижа”, который и журналисты назвали лучшим, увез во Францию Хинер Салим. Приз за режиссуру по праву достался польке Дороте Кенджежавской (фильм “Я есть”). Приз кинопрессы и “За лучшую женскую роль” уехал в Венгрию. Ее обладательницей стала недавняя путана Мария Варга, сыграв в ленте “Путешествие Ишки”. “Приз за лучшую мужскую роль” достался Алессандро Мораче из Италии за картину “Свободный защитник”. А призы “За выдающийся вклад в мировое кино” удостоены россиянин Алексей Петренко и режиссер из Голландии Йос Стеллинг.

Владимир ВАХРАМОВ.

Фото Вячеслава МАКСИМОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Упразднить жизнь
Полчаса удовольствия
Сценарий для Орбакайте
Социалистический реализм в действии
Che: не перестану удивлять!


««« »»»