Принцессы не какают

Рубрики: [Додолев]  

Кино-событием года стал фильм о Владимире Высоцком. Предлагаем нашим читателям отзывы журналистов разных поколений: известного медиа-идеолога Евгения Ю. ДОДОЛЕВА и начинающего автора Стаса НОВИНСКОГО.

Принцессы не какают

Сюжет пересказывать не буду. В презумпции того, что посмотрели все, кому отечественная культура небезразлична (объект картины = ее жемчужный пласт). Смотреть фильм надо всем, по-любому. Это, как говорится, must. Однако замечу, что, если не учитывать тот забавный факт, что полемика в основном развернулась вокруг загадочного исполнителя(ей) главной роли, упрекают ленту в одном. В картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» герой показан преступником. В том смысле, что законы он преступает. И библейские заповеди, и Уголовные кодексы (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 года и Узбекской Советской Социалистической Республики 1959 года), которые были валидны в июле 1979 года, когда и произошли описываемые события. Это раз. Два: в картине Высоцкий ни разу не показан Гением. Коим был вне контекста кодексов, правил и регламентаций. Масштаб, мол, не зрим.

Разворачивается через двойную на ключевой магистрали; изменяет любимой жене Марине Влади с прекрасной студенткой, которая вдвое моложе; поощряет мздоимство, развращая невинных; дает «левые» концерты, греша «нетрудовыми доходами»; отравляет атмосферу никотином, не просыхает и вмазывается маковым продуктом, без дозы которого просто не способен выступать, как на трагическом финале своей карьеры заслуженная морфинистка Франции Эдит Пиаф.

Ах и ох. Особенно «ох». Со всеми созвучными глаголами. Краски авторы сгустили? Да нет, ни фига, как раз напротив, по-голливудски образ ВСВ карамельно отгламурили. Не показаны в полный рост свирепость и безысходность опийной абстиненции. Гэбэшные клыки преследователей отлакированы. Тема адюльтера не раскрыта. Что еще. По сценарию привезти сорок ампул с нелегальным «лекарством» юную любовницу просит импресарио Павел Леонидов (в исполнении Максима Леонидова), а на самом-то деле об этой рисковой услуге попросил возлюбленную Поэт. Да и в реале подруга Высоцкого, которую превосходно сыграла наша №1 Оксана Акиньшина, вены нежные свои татуировала хищными поцелуями иглы. За компанию. Ну и т.д.

Впрочем, песня совсем не о том. Удивительное дело, что люди, в массе своей вполне снисходительно относясь к недостаткам & порокам своих друзей и соседей, при этом сурово судят всесоюзных любимцев. Иван Ургант (исполнитель роли Севы Кулагина) в одном из интервью, посвященном премьере, констатировал, что, увы, все народные герои = пьяницы да наркоманы. Да. Однако, то, что сойдет с рук соседу, заслуживает безапелляционного приговора в случае, если речь идет о знаменитости. Хотя, казалось бы, логичнее было бы – наоборот.

У меня есть знакомый, фармомиллионер из Бостона. Алик – успешный, напористый и оч разумный. Аморальный донельзя: не говоря уже о бесконечных кидаловых да интрижках, пытался, помню, совратить 14-летнюю падчерицу. При этом, когда разразился sex-скандал «Клинтон vs Левински», никто из моих US-приятелей не возмущался столь темпераментно и энергично, как Алик. И главное – искренне. Просто бушевал/ярился: как же так, минет прямо в Овальном кабинете, святая святых! Хотелось бы избежать банальных сентенций о двойных стандартах. Однако, не получится. Обыватели спрашивают с социально-значимых сограждан по гамбургскому счету. Хотя по этому самому счету лишь великие могут спрашивать. Друг с друга. По преданию, сто лет назад именно на тайной площадке в Гамбурге собирались цирковые борцы, чтобы «промеж себя» определить, кто круче. И потом уже подкладываться – по циничным правилам потных договорных матчей – под тех, на кого продюсер укажет, не без куража развлекая доверчивых лохов зрителей.

К вопросу о зрителях. Возмутились «опусканием образа» те, кто великого актера и поэта знать не знал, но считает себя при этом вправе полемизировать с родными + друзьями Поэта, в системе координат которых сам факт того, что Высоцкий был живым человеком, никоим образом не нивелирует его наследия. Живым! Спасибо, что таким.

Фильм критикуют даже те, кто ленту не успел посмотреть. Это становится трендом блогосферы. Меня поражает, с какой уверенностью (если не сказать – категоричностью) рассуждают те, кто и понятия не имеет о предмете; в презумпции того, что им лучше ведомо, каков на самом деле был Народный Певец СССР (знаю, звания не существовало такого, сам придумал), нежели соратникам и родным (напомню, сценарий написал сын Поэта – Никита Владимирович). Читаю: «основная ошибка создателей фильма состоит в том, что они не сумели достоверно воссоздать образ великого музыканта, поэта и актера, кумира миллионов советских и российских граждан. Изображенный в фильме певец, страдающий от наркотической зависимости, разрушает мощную харизму В.Высоцкого. Режиссер, по сути, снял ленту о вреде наркотиков, разрушающих даже великих людей». На премьере я сидел рядом с Ольгой Градской, супругой другого нашего Гения, который в свое время написал песню о Высоцком и был за это бит. Ольга Семеновна была на похоронах Владимира Семеновича и там познакомилась, кстати, с прототипом главной героини фильма Ксюшей (они = ровесницы). Те же люди, что организовывали узбекские гастроли на фоне которых разворачиваются действия ленты, потом «катали» Градского. То есть Оля знает материал не понаслышке. И ей фильм понравился однозначно. Потому что ПРАВДА.

Хотя… читаю отзывы: «В качестве других, менее значимых ошибок отмечаются исторические неточности – так, язык героев фильма, их внешность зачастую не соответствует времени действия картины. В качестве примера одного из ляпов создателей ленты приводится нереальная ситуация, когда гражданское лицо (девушку, у которой, к тому же, с собой сумка, наполненная морфием) пускают в военный самолет». Угу. Да-да. Знатоки, конечно. Я сам сажал на военный борт знакомую из Питера, которая летела туда же, в Узбекистан в январе 1985 года. И не за деньги, а с ксивой «Московского комсомольца». История эта описана в «Совершенно секретно» (№ 6 за 1989 год, «Охота на дикого» с комментом тогдашнего начальника Уголовного розыска страны Вячеслава Панкина). Так что не надо ля-ля мне, человеку многих персонажей фильма знавших лично. «Слабо стреляться?… Терпенье, психопаты и кликуши» (© Высоцкий).

Забавно, что хвалят работу те журналисты, которые, как правило, заточены на наезд. Три примера.

Эдуард Багиров:

Фильм – превосходный. В главной роли – Высоцкий, и нииб.т. Я посмотрел час назад, до сих пор руки трясутся. Это учитывая то, что Высоцкий для меня не то чтобы свят, но как минимум канонизирован. Поклон всем, кто это сделал.

Ольга Бакушинская:

Не скучный и, несмотря на тему, вполне деликатный по отношению к герою. А центральная-то тема – гибельное пристрастие Высоцкого к наркотикам. Ровно за год до смерти он едет на гастроли в Узбекистан, без наркотиков он жить уже не может… Фильм снят в советской стилистике, но с голливудским размахом, впрочем, о Голливуде еще пойдет речь… Сначала о пластическом гриме, которым занавешивали актера, исполняющего роль Высоцкого. Это хорошая работа. Очень хорошая, этому гриму и этому актеру очень веришь – это вам не плюшевый Кот Бегемот в сериале у Бортко… Но если бы у нас так научились снимать массовое кино, можно было бы карнавал устраивать от радости.

Антон Красовский:

Можете меня смешать с соплями и гноем, но «Высоцкий» – нормальный крепкий байопик. И никаких настоящих художественных претензий, кроме совсем уж смехотворно-убогих, вроде «Эрнст до…ался до мышей» предъявить вы ему не сможете. Короче, ничем это кино не хуже какого-нибудь «Никсона».

Очень порадовала реакция молодежи. Самая яркая студентка ВГИКа, которая известна в Сети как Катя Заштопик, разразилась в своем ЖЖ: «Я сходила на Высоцкого. Честно. С попкорном и кока колой, которые, правда, съела практически до сеанса уже, но традицию не нарушила. И мне очень понравилось. Вот просто как простому зрителю.
Во-первых снято красиво, качественно, интересно. Даже с любовью.
Во-вторых история по комментариям моих друзей, кто был с творчеством и биографией Высоцкого знаком, очень правдива и хорошо отражает всю реальность того времени и ситуации. А в третьих, я за время просмотра три раза плакала. Искренне.

А те люди кто говорят нехорошести про фильм, мне непонятны.
Отмывка бабла? Нет, ведь видно же, что денег в съемки втюхано ой как не мало, и картина получилась дорогой. Одно то, что ее делали пять лет, а в титрах множество звезд и студий компьютерной графики, говорит само за себя – денег авторы не жалели. Привлекали всех, кто мог им помочь все сделать на высшем уровне. В таком качестве и о Цое снять можно было бы. Плюс Эрнст не того полета птица, чтобы тупо отмывать бабло. Безруков? Вдовиченков? Компьютерный клон? Да какая разница – хоть кто угодно. Все равно не видно.

Я вспоминаю по этому поводу постановки Шекспира и Достоевского на провинциальных телеканалах. Смотришь такую постановку и понимаешь, что оригинал настолько велик, что никакая игра актера или декорации не могут на нее повлиять. Там за всем этим такая глыба, о которую разобьется вдребезги любая критика. Слова классиков настолько сильны, что пронзают все и вытягивают и любую игру актеров. Так и тут. Высоцкий настолько крут, что за ним не видишь никого, кроме него. Да и история, на которые его жизнь была богата, выбрана была, наверное, одна из самых киношных.

Картина снималась под руководством сына Высоцкого и, думаю, он достаточно следил за правдоподобностью внешней и внутренней своего отца и его быта. Именно он для своего сценария выбрал действительно уникальный фрагмент из жизни отца, похожий больше всего на сказку. Ведь Владимир Семенович, как в сказке, в этом фильме не умирает, а выживает во время клинической смерти, произошедшей на гастролях в Бухаре, и, как в сказке, получает еще один год, целый год жизни в подарок.
Пропаганды наркотиков, о которой одно время сплетничал интернет, там тоже увидеть сложно. Идет речь о болезни и о лекарствах. Но не о наркотиках как средстве получения кайфа.
Реальная история, конечно, отличалась от кино, и 1-й канал этого и не скрывает. О чем и был снят документальный правдивый фильм с участием Никиты Высоцкого, который сравнивает события реальные и киношные. И гостиничный номер был меньше, и спасал Высоцкого один врач, а друзья находились в другом помещении, и не закурил он по-ковбойски Malboro, только придя в себя после укола адреналина, а повезли его тут же на скорой в больницу, где у него случилась вторая клиническая смерть и где его еле откачали. Но кино, на то и кино, чтобы сделать все красивее, чем в реале. И Высоцкий, как кинозвезда бы это понял, и думаю, ему бы понравилось, как он выглядит на экране.
Вообще со времен СССР, наверное, это первый профессиональный байопик о житие легендарного музыканта. И раз проект удался на славу, нам следует ждать продолжения в этом жанре. И из претендентов тут только лидер группы «Кино», которому удалось настолько сильно подействовать на народное сознание, как за 10 лет до этого Высоцкому, и стать мифом после смерти. Посмотрим, удастся ли Константину Эрнсту как продюсеру то, что не удавалось до него ни одному режиссеру, которые даже близко знали родных, и близких, и друзей Цоя. Все они категорически были против того, чтобы Виктора играл другой актер. После «Высоцкого» вопрос о качестве по крайней мере снят. Это возможно делать в России красиво и верно. Мы убедились.
Нельзя, конечно, не отметить игру актеров второго плана – от Панина, исполняющего роль личного врача Высоцкого, до Оксаны Акиньшиной в роли его любовницы ее тезки Оксаны, зачем-то названной Таней. Оба персонажа самые что ни на есть реальные и бывшие с ним в этой поездке. Замечательно сыграли все свиту великого барда. Легко узнаются за слегка измененными именами настоящие прототипы от продюсера Владимира Семеновича – Янкловича до его ближайшего друга актера Всеволода Абдулова. За всеми Леонидовыми и Ургантами зритель видит живых людей, которые были с Высоцким тогда рядом и спасали его и помогали ему, кто как мог.
А атмосфера конца 70-х передана бережно, как и жара Средней Азии, от которой ему постоянно плохо и которая будто дышит духотой с экрана…
Можно еще долго говорить и говорить об этом кинофильме. О том, что со времен проекта «Матадор», открывшего молодому российскому зрителю Райнера Вернера Фассбиндера и Френсиса Форда Копполу – Константину Эрнсту как продюсеру не удавалось сделать настолько значимый продукт для подрастающего поколения. Можно говорить, а можно еще раз взять и пересмотреть новое кино. Столь редкое желание в наше время. Когда жизнь практически каждой картины ограничена двумя неделями проката. Но не в данном случае. Я думаю, этот фильм будут смотреть. И будут смотреть и те, кто его полюбил, и те, кто его еще не видел. Будут пересматривать по много раз, как нормально это было принято в советском кино. Потому что там, наверное, многие увидели через все наносное то, что увидела там я. Увидела красивую трогательную историю великого человека».

Лично я протащился от картинки. Потрясающе точно. Волшебно. Летящие по оранжевым пескам белые комитетские «дубли-догонялки». Пернатый охотник на фоне узбекского неба, застиранного жарой до белесой голубизны. Советский авиалайнер, ныряющий в марево взлетки словно запыленный путник в прохладный горный арык. И в каждом плане зашифрована строка из какой-нибудь песни Высоцкого. Например, аллюзия с машиной такси, которая завязла на зимней дороге. Ретроспекция в момент клинической смерти героя. Который сажает на заднее сиденье обоих сыновей, на руках переносит ЧЕРЕЗ ГРЯЗЬ мать детей и после этого – натруженными струной руками – выталкивает авто, оставшись по колено в дорожном месиве. Песня про «Чужую колею». Ну я так увидел. Услышал так. Поразительный контраст 40-градусных интерьеров бухарского гостиничного «люкса» и пронзительных зимних пейзажей светлой ретроспекции.

Прошиб меня холодный потдо косточки,И я прошелся чуть впередпо досточке, –Гляжу – размыли край ручьивесенние,Там выезд есть из колеи –спасение!

Я грязью из-под шин плююВ чужую эту колею.

Эй вы, задние, делай, как я!Это значит – не надо за мной.Колея эта – только моя,Выбирайтесь своей колеей!

В одном из комментов к своему посту о фильме прочитал, что, мол, французская звезда в качестве жены + голубой «мерс» как средство передвижения по предолимпийской Москве это есть гламур голимый. И ответ чей-то: нет, это шик, а не гламур. Шик. Так что… спасибо, что не в 3D.

Звезды светят, потому что сжигают себя изнутри, чтобы «петь как в последний раз». Чем ярче свет, тем, как правило, тяжелее топливо. А про заповеди… Сказано ведь: «кто светел, тот и свят»Анри Волохонский). И это из тех законов, что двуногим не переписать, указом не откорректировать, морфием не растворить.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Просто сидят и разговаривают
Новинки книжного рынка
Леонид Парфенов & дети колбасы
Книжный шкаф в кармане
Спасибо, что не налгали
Искушение большого масштаба
Позитивное кино начинается
Евган у Королёва
Кто есть наш Штирлиц в Лондоне


««« »»»